Психологический
Учебно-методические материалы составлены в соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности
100201.65 «Туризм» <...> ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Цель изучения курса – формирование у обучаемых профессиональной
компетентности в области взаимодействия специалиста в сфере туризма с потребителем
услуг, руководством, коллегами. <...> Задачи курса
Формировать у студентов представления об актуальном уровне развития
собственных коммуникативных навыков, способности воспринимать и оценивать
личность потребителя услуг по его внешним признакам, манере поведения,
прогнозировать и адекватно личностным свойствам клиента организовывать
взаимодействие с ним. <...> Развивать навыки владения техникой общения с потребителем для эффективной
реализации услуг посредством социально-психологического тренинга делового общения
и практического оказания влияния на клиента своим поведением. <...> Формировать готовность применять технологию эффективного общения в
различных (экстремальных, стрессовых, конфликтных) ситуациях деятельности. <...> Место курса в профессиональной подготовке
Курс «Психологический практикум» в соответствии с поставленной целью и
задачами формирует у обучаемых умения и навыки взаимодействия с потребителем
услуг, дополняя знания, умения, навыки профессиональной подготовки, получаемые по
другим дисциплинам в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессией к
работнику сферы индустрии туризма. <...> Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса обучаемые должны:
Иметь представление:
Об особенностях социально-психологического тренинга как формы практического
обучения эффективному взаимодействию с окружающими людьми. <...> Знать:
Проблемы социальной перцепции, интеракции и коммуникации; закономерности
коммуникативного и перцептивного взаимодействия с потребителем <...>
Психоогический_практикум.pdf
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А.Сенкевича
Кафедра психологии управления
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой психологии управления
М.В.Полевая
_________________________
«___»_______________20_ г
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
учебной дисциплины
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
федерального компонента цикла ОПД
по специальности 100201.65 «Туризм»
Москва 2013
Стр.1
2
Крушельницкая О.И., Кумыкова Е.В., Полевая М.В. Психологический
практикум. УММ. М.: МГИИТ, 2013.
Учебно-методические материалы составлены в соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности
100201.65 «Туризм»
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Цель изучения курса – формирование у обучаемых профессиональной
компетентности в области взаимодействия специалиста в сфере туризма с потребителем
услуг, руководством, коллегами.
Задачи курса
Формировать у студентов представления об актуальном уровне развития
собственных коммуникативных навыков, способности воспринимать и оценивать
личность потребителя услуг по его внешним признакам, манере поведения,
прогнозировать и адекватно личностным свойствам клиента организовывать
взаимодействие с ним.
Развивать навыки владения техникой общения с потребителем для эффективной
реализации услуг посредством социально-психологического тренинга делового общения
и практического оказания влияния на клиента своим поведением.
Формировать готовность применять технологию эффективного общения в
различных (экстремальных, стрессовых, конфликтных) ситуациях деятельности.
Место курса в профессиональной подготовке
Курс «Психологический практикум» в соответствии с поставленной целью и
задачами формирует у обучаемых умения и навыки взаимодействия с потребителем
услуг, дополняя знания, умения, навыки профессиональной подготовки, получаемые по
другим дисциплинам в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессией к
работнику сферы индустрии туризма.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса обучаемые должны:
Иметь представление:
Об особенностях социально-психологического тренинга как формы практического
обучения эффективному взаимодействию с окружающими людьми.
Об особенностях психических познавательных процессов во взаимодействии с
клиентом;
О психологическом содержании социально и предметно ориентированного
общения с клиентом.
Знать:
Проблемы социальной перцепции, интеракции и коммуникации; закономерности
коммуникативного и перцептивного взаимодействия с потребителем услуг.
Психологические характеристики профессионального общения. Основные
принципы и нормы делового общения.
Функции эмоций.
Определение понятия «психологический контакт»; средства установления
контакта; этапы развития психологического контакта.
Сущность, структуру, причины и способы предупреждения и разрешения
конфликтов.
Стр.2
3
Уметь:
Оценивать социально-психологический тип личности клиента. Выбирать
оптимальную стратегию и тактику поведения с потребителем услуг.
Быстро входить в контакт и устанавливать доверительные отношения с
клиентом.
Точно и корректно определять потребности и возможности клиента, гибко и
эффективно согласовывать его возможности и потребности с возможностями
организации.
Преодолевать психологические барьеры, негативные установки и стереотипы
клиента, эффективно предупреждать и разрешать конфликты, в том числе в
экстремальной обстановке.
Устанавливать и поддерживать контакт с клиентами после реализации услуг
для создания и поддержания постоянного круга клиентов. Предъявлять выгоду,
создавать долговременный высокий имидж организации.
Владеть:
Основными средствами и приемами психологического воздействия на
клиентов.
Социально-психологическими методами эффективной реализации услуг в ходе
прямого и косвенного контакта.
Методикой самоанализа, самооценки и самоконтроля в процессе реализации
услуг.
Методикой саморазвития коммуникативной компетентности во
взаимодействии с клиентами в процессе реализации услуг в социально-культурном
сервисе и туризме.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дисциплина «Психологический практикум» предназначена для формирования у
обучаемых профессиональной компетентности в области психологии взаимодействия
специалиста по туризму с потребителем услуг.
Формой проведения занятий являются практические занятия с преобладанием
активных форм и методов обучения: тренингов, деловых игр, тестирования, решения
ситуативно-ролевых задач, мозгового штурма и т.п. с включением в активную учебнопознавательную
деятельность обучаемых и учетом их индивидуально-психологических
особенностей для выработки индивидуального стиля психотехники взаимодействия с
клиентами.
Логика педагогического структурирования курса основана на последовательном
движении в подготовке обучаемых от общего представления о психологии
взаимодействия с потребителем услуг до комплексных действий в моделируемых
ситуациях.
Содержательная логика основана на теоретических положениях отечественной и
зарубежной социальной психологии. В ней последовательно отражаются фазы (этапы)
взаимодействия с потребителем услуг от первой встречи с ним до заключения сделки и
последующего поддержания отношений.
Самостоятельная работа обучаемых нацеливается на закрепление полученных
знаний в ходе аудиторных занятий, а также углубленное изучение рекомендуемой
литературы.
Контроль осуществляется в ходе занятий, учебный курс предусматривает 1
контрольную работу.
Стр.3