Предмет логики
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. <...> Определенным будет мышление, в котором используемые мысли (понятия, суждения) будут четкими,
ясными и неизменными в ходе рассуждений. <...> В последовательном мышлении
вспомогательные мысли, раскрывающие основную мысль, располагаются в строго установленном порядке. <...> Противоречивое мышление использует взаимоисключающие мысли, то есть такие мысли, которые
не могут быть одновременно истинными. <...> При доказательном мышлении используют обоснованные мысли, истинность которых подтверждена
либо сопоставлением с действительностью, либо с необходимостью выведена из других мыслей. <...> Логика изучает формы правильного мышления: понятие, суждение и умозаключение. <...> Понятие отражает предметы мысли в
общих и существенных признаках, в суждении что-либо утверждают или отрицают о предмете мысли, в умозаключении из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. <...> Рассмотрим формы мышления на примере рассуждения:
3
Все студенты являются учащимися
Иванов – студент
Иванов – учащийся
Это умозаключение. <...> В состав суждений входят следующие три понятия:
«студенты», «учащиеся», «Иванов». <...> Логика выделяет четыре основных формально-логических закона: закон тождества, закон противоречия (закон непротиворечия), закон исключенного третьего, закон достаточного основания. <...> Под законами в традиционной логике понимаются предельно общие правила связывания мыслей в рассуждении. <...> Например,
закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одним и
тем же мыслям придавался один и тот же строго определенный
смысл, а малейшее изменение смысла строго оговаривалось. <...> Если давать более
строгое определение формы (структуры) мысли, то можно сказать, что структура мысли – это совокупность элементов мысли и
связей между ними. <...> Формальная логика есть наука, изучающая наши мысли со
стороны их структуры (при этом она отвлекается от их изменения
и развития); формальная <...>
Логика__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
А.А. Смирнов
Логика
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2008
1
Стр.1
УДК 16(07)
ББК Ю4я73
С 50
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии
С 50
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Смирнов, А.А. Логика: метод. указания / А.А. Смирнов;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 52 с.
Логика отличается от психологических и общеобразовательных
дисциплин особенностями предмета, методов, категориальным
аппаратом и пр., поэтому её самостоятельное
изучение может представлять определённые трудности
для студентов. В дополнение к стандартному учебнику
целесообразно воспользоваться краткими указаниями,
структурирующими наиболее важные положения по основным
темам.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301 Психология (дисциплина «Логика», блок
ГСЭ), очной и заочной форм обучения.
УДК 16(07)
ББК Ю4я73
© Ярославский
государственный
университет, 2008
2
Стр.2
Литература
1. Войшвилло, Е.К. Понятие / Е.К. Войшвилло. – М.: МГУ,
1967. – 286 с.
2. Гетманова, А.Д. Учебник по логике / А.Д. Гетманова. – М.:
ЧеРо, 2001. – 304 с.
3. Горский, Д.П. Определение / Д.П. Горский. – М.: Мысль,
1974. – 312 с.
4. Кириллов, В.И. Упражнения по логике / В.И. Кириллов,
Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – М.: МЦУПЛ, 2001. – 160 с.
5. Кириллов, В.И. Логика / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. –
2-е изд. – М.: Высшая школа, 1982. – 262 с.
6. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник. – 2-е изд.
/ Н.И. Кондаков. – М.: Наука, 1975. – 720 с.
7. Кудрин, А.К. Логика и истина / А.К. Кудрин. – М.: Политиздат,
1980. – 144 с.
8. Сборник упражнений по логике / сост. А.С. Клевченя. –
Минск, 1981. – 224 с.
9. Сухотин, А. Парадоксы науки / А. Сухотин. – М.: Мол.
гвардия, 1978. – 240 с.
Оглавление
Тема 1. Предмет и значение логики .................................................. 3
Тема 2. Понятие .................................................................................. 7
Тема 3. Действия над понятиями .................................................... 14
Тема 4. Суждение ............................................................................. 23
Тема 5. Дедуктивные умозаключения ............................................ 30
Тема 6. Традуктивные умозаключения .......................................... 39
Тема 7. Индуктивные умозаключения ............................................ 43
Тема 8. Доказательство и опровержение ........................................ 47
Литература ........................................................................................ 51
51
Стр.51