Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы бизнеса (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПаклина О. В.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц160
ID207040
АннотацияУчебное пособие включает специальный курс по дисциплине "Основы бизнеса" и тестовые задания. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (дисциплина "Основы бизнеса", блок СД), а также может быть использовано при изучении дисциплин "Экономика отрасли", "Экономика предприятия (организации)".
Кем рекомендованоПедагогическим советом Университетского колледжа
ISBN978-5-8397-0569-2
УДК334
ББКУ9(2)09я73
Паклина, О. В. Основы бизнеса : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т; О. В. Паклина .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 160 с. — ISBN 978-5-8397-0569-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/207040 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.В. Паклина Основы бизнеса Учебное пособие Рекомендовано Педагогическим советом Университетского колледжа для студентов, обучающихся по специальности Автоматизированные системы обработки информации и управления Ярославль 2007 1 УДК 334 ББК У9(2)09я73 П 13 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Л.Е. Максимова, зав. экон. отделением ГОУСПО "Ярославский химико-механический техникум", преподаватель высшей категории П 13 Паклина, О.В. Основы бизнеса: учеб. пособие / О.В. Паклина; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 978-5-8397-0569-2 Учебное пособие включает специальный курс по дисциплине "Основы бизнеса" и тестовые задания. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (дисциплина "Основы бизнеса", блок СД), а также может быть использовано при изучении дисциплин "Экономика отрасли", "Экономика предприятия (организации)". <...> УДК 334 ББК У9(2)09я73 ISBN 978-5-8397-0569-2 © Ярославский государственный университет, 2007 © О.В. Паклина, 2007 2 Лекция 1 Введение Цель: – сформировать представление у студентов о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. <...> Краткое содержание темы Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с практикой рыночной экономики. <...> Защита собственности и прав предпринимателей; – льготный режим налогообложения и кредитования; – развитая инфраструктура поддержки предпринимательства; – возможность гарантированного страхования коммерческого риска; – свободный выход на внешний рынок. <...> Предпринимательская деятельность осуществляется в двух видах: • самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность; • руководителем фирмы от лица собственника. <...> Таким образом, предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое <...>
Основы_бизнеса_Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.157
Стр.158
Основы_бизнеса_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова О.В. Паклина Основы бизнеса Учебное пособие Рекомендовано Педагогическим советом Университетского колледжа для студентов, обучающихся по специальности Автоматизированные системы обработки информации и управления Ярославль 2007 1
Стр.1
УДК 334 ББК У9(2)09я73 П 13 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: ПЦК общепрофессиональных и специальных дисциплин Ярославского химико-механического техникума; Л.Е. Максимова, зав. экон. отделением ГОУСПО "Ярославский химико-механический техникум", преподаватель высшей категории П 13 Паклина, О.В. Основы бизнеса: учеб. пособие / О.В. Паклина; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – 159 с. ISBN 978-5-8397-0569-2 Учебное пособие включает специальный курс по дисциплине "Основы бизнеса" и тестовые задания. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (дисциплина "Основы бизнеса", блок СД), а также может быть использовано при изучении дисциплин "Экономика отрасли", "Экономика предприятия (организации)". УДК 334 ББК У9(2)09я73 ISBN 978-5-8397-0569-2 © Ярославский государственный университет, 2007 © О.В. Паклина, 2007 2
Стр.2
Лекция 1 Введение Цель: – сформировать представление у студентов о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Студент должен: иметь представление: – о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Краткое содержание темы Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности, переходной рыночной экономики. Современный бизнес представляет собой сложное, многогранное явление со своими специфическими формами организации, функционирования и тенденциями развития. В институциональную и интеллектуальную среду бизнеса вовлечено множество индивидуальных предпринимателей и корпораций, партнерств и государственных предприятий, которые осуществляют свою коммерческую деятельность в условиях конкуренции и рынка. Успешно работать и вести бизнес в динамично меняющихся условиях рынка, всеобщей повседневной борьбы идей и знаний можно лишь при соответствующей профессиональной подготовленности. Цель предмета «Основы бизнеса» – помочь студентам приобрести надлежащие знания о бизнесе и найти ответы на многие вопросы: • в каких организационно-правовых формах существует предпринимательство в мировой практике? • какие специфические особенности присущи той или иной бизнес – конструкции? • каковы их рыночные ниши? 3
Стр.3
Особое внимание уделено вопросам организации и функционирования рынка ценных бумаг, его инфраструктуре и профессиональным участникам – инвестиционным и пенсионным фондам, коммерческим банкам и страховым компаниям. В российской экономической практике эффективный фондовый рынок находится в стадии формирования, и пока его потенциальные возможности использованы далеко не в полном объеме. Причин этому достаточно много, причем самыми существенными из них являются низкая массовость и ликвидность рынка ценных бумаг. Они непосредственно вытекают из того факта, что многие люди имеют весьма приблизительное представление о самом фондовом рынке, механизме его функционирования, правах и обязанностях инвесторов и инвестиционных компаний. Важным моментом представляется также тот факт, что любой современный цивилизованный рынок повсеместно и всесторонне регулируется государством. Это одна из важнейших функций государства, которая предусматривает защиту потребителей и производителей от обмана, мошенничества, недобросовестной конкуренции и иных негативных проявлений. Движущей силой экономического развития в рыночной системе является предпринимательская деятельность. Именно предприниматели обеспечивают прогресс в хозяйственных отношениях, вводят инновации в промышленность и торговлю, создают рабочие места во всех сферах экономики. Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Если человек становится предпринимателем, он должен научиться самостоятельно решать все вопросы деятельности своего предприятия, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя собственные интересы, работает на общественные интересы. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, 4
Стр.4
но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая заполнила машинами весь мир. Предпринимательство невозможно без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути – удел предпринимателя. Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск, который формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. На этом пути неизбежны взлеты и падания. Однако не всякий новый мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы он стал таковым, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки. Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством. Ряд функций, таких как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, понятие «предпринимательство» шире понятия «управленческая деятельность», с другой – эффективное управление (менеджмент) со всеми его нынешними функциями по силам не каждому предпринимателю. Основное качест5
Стр.5
во менеджера – способность «внести организованность в неструктурированную организацию» – далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий – менеджер. В сегодняшних условиях понятия «предприниматель» и «менеджер» нередко совпадают, хотя один из них – собственник, а другой – управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства. Предприниматели – люди волевые и энергичные; собственные идеи и желания самореализации подталкивают их к действию, заставляют идти на риск ради получения прибыли. Однако для ее получения практически всегда требуются нестандартные, оригинальные идеи и методы их воплощения. Предпринимательство является одной из форм экономической деятельности. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности (хозяйственно-производственной, торговозакупочной, инновационной, консультационной, посреднической), если они не запрещены законом. Предпринимательская деятельность может осуществляться одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть: • граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законодательством порядке в своей деятельности; • граждане иностранных государств и лица без гражданства – в пределах полномочий, установленных законодательством; • объединения граждан (партнеры). Предпринимательская деятельность, осуществляемая без применения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда – как фирма. Для развития предпринимательства необходимы определенные условия: – многообразие форм собственности и форм хозяйствования; 6
Стр.6
Содержание Лекция 1 Введение ....................................................................... 3 Раздел 1. Общие теоретические и методологические аспекты функционирования хозяйствующих субъектов .............. 13 Лекция 2 Фирма как субъект рыночной экономики ............... 13 Лекция 3. Фирма и ее среда ....................................................... 35 Лекция 4. Организационно-управленческие и экономикотехнологические модели фирмы ........................................ 47 Раздел 2. Ресурсы и их использование........................................ 57 Лекция 5. Хозяйственные средства фирмы .............................. 57 Лекция 6. Трудовые ресурсы фирмы ........................................ 70 Лекция 7. Оплата труда и производительность ....................... 76 Раздел 3. Результаты деятельности фирмы: натуральные и стоимостные ........................................................................... 84 Лекция 8. Стоимостные и натуральные показатели результатов производства ................................................... 84 Лекция 9. Издержки производства и ценообразование .......... 89 Лекция 10. Финансовые результаты деятельности фирмы. Оценка финансового состояния фирмы. ............................ 94 Раздел 4 Планирование и прогнозирование деятельности фирмы .................................................................................... 103 Лекция 11. Планирование деятельности фирмы .................... 103 Лекция 12. Управление финансами фирмы ............................ 110 Ключевые термины и понятия .................................................. 118 Тест к разделу 1 «Общие теоретические методологические аспекты функционирования хозяйствующих субъектов» .............................................. 125 Тест к разделу 2 «Ресурсы и их использование» ................... 127 Тест к разделу 3 «Результаты деятельности фирмы: натуральные и стоимостные» ........................................... 132 157
Стр.157
Тест к разделу 4 «Планирование и прогнозирование деятельности фирмы» ........................................................ 136 Контрольное тестирование по курсу «Основы бизнеса» ..... 141 Литература ..................................................................................... 154 Основная литература ................................................................ 154 Дополнительная литература .................................................... 155 158
Стр.158

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ