Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 562932)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Введение в регионоведение (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКанинская Г. Н.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц136
ID206907
АннотацияРассматриваются актуальные вопросы современного регионоведения как дисциплины, органически связанной с развитием глобализации в современном мире. Анализируются основные теоретические концепции регионалистики и глобалистики. Особое внимание уделяется складыванию разных регионов мира и перспективам развития регионов в современных условиях. Библиогр.: 53 назв.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм
Кому рекомендованоРабота предназначена для студентов, обучающихся по специальностям 100103 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплина «Регионоведение», блок ГСЭ), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0552-4
УДК32(075)
ББКУ040(0)я73+У049(2)8я73
Канинская, Г. Н. Введение в регионоведение : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т; Г. Н. Канинская .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 136 с. — ISBN 978-5-8397-0552-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/206907 (дата обращения: 15.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.Н. Канинская Введение в регионоведение Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм Ярославль 2007 1 Канинская Г.Н. <...> Введение в регионоведение УДК 2(075) ББК У 040(0)я73+У049(2)8я73 К 19 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> ISBN 978-5-8397-0552-4 Рассматриваются актуальные вопросы современного регионоведения как дисциплины, органически связанной с развитием глобализации в современном мире. <...> Анализируются основные теоретические концепции регионалистики и глобалистики. <...> В то же время в упомянутых пособиях ощущается явный недостаток материалов учебно-методического характера, касающихся региона как субъекта социально-экономических отношений и рассматривающих регион как составную часть национального государства, то есть через призму «внутреннего» регионоведения. <...> Нельзя не учитывать и тот факт, что процессы глобализации усилили роль региональных факторов в мировой геоэкономической системе и служат ее неотъемлемой диалектической противоположностью, а в международных экономических отношениях преимущества получают государства, способные создать оптимальное соотношение между процессами глобализации и регионализации. <...> Следовательно, необходимо остановиться на взаимосвязи между регионоведением и такими недавно выделившимися в самостоятельные научные дисциплины предметами, как политическая глобалистика, новая и новейшая геополитика, политическая география3. <...> Политическая регионалистика как новое направление исследований в российском обществоведении. <...> При таком понимании регионоведение предстает как комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных <...>
Введение_в_регионоведение_Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.135
Введение_в_регионоведение_Учебное_пособие.pdf
Предисловие Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Г.Н. Канинская Введение в регионоведение Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм Ярославль 2007 1
Стр.1
Канинская Г.Н. Введение в регионоведение УДК 2(075) ББК У 040(0)я73+У049(2)8я73 К 19 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: д-р ист. наук, проф. Е.О. Обичкина; кафедра новой и новейшей истории МГУ им. М.В. Ломоносова К 19 Канинская, Г.Н. Введение в регионоведение: учеб. пособие / Г.Н. Канинская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 136 с. ISBN 978-5-8397-0552-4 Рассматриваются актуальные вопросы современного регионоведения как дисциплины, органически связанной с развитием глобализации в современном мире. Анализируются основные теоретические концепции регионалистики и глобалистики. Особое внимание уделяется складыванию разных регионов мира и перспективам развития регионов в современных условиях. Работа предназначена для студентов, обучающихся по специальностям 100103 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплина «Регионоведение», блок ГСЭ), очной формы обучения. Библиогр.: 53 назв. УДК 2(075) ББК У 040(0)я73+У049(2)8я73 ISBN 978-5-8397-0552-4 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2007 © Г.Н. Канинская, 2007 2
Стр.2
Предисловие Предисловие Предисловие сервис и туризм», изучающих регионоведение. Следует отметить, что регионоведение выделилось в качестве самостоятельной междисциплинарной науки сравнительно недавно: лишь в начале XXI века. При этом учитывается, что имеющиеся по данной дисциплине учебные пособия и исследовательские работы1 ориентированы на студентов, специализирующихся либо по регионоведению, либо по международным отношениям, и направлены на более углубленное изучение проблематики, связанной с эволюцией теорий и методов анализа взаимодействий участников мировой политики, региональным измерением международных отношений – иными словами, «внешних» аспектов регионоведения. В то же время в упомянутых пособиях ощущается явный недостаток материалов учебно-методического характера, касающихся региона как субъекта социально-экономических отношений и рассматривающих регион как составную часть национального государства, то есть через призму «внутреннего» регионоведения. Как правило, подобные материалы содержатся в учебных пособиях или работах другого уровня, а именно – посвященных рассмотрению региона исключительно с социально-экономической точки зрения, в непосредственной связи с такой дисциплиной, как социально-экономическая география2. В результате сейчас в П 1 См., например: Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. М., 2004; Современные международные отношения и мировая политика. М., 2004; Страны и регионы мира. М., 2006; Стабильность и конфликт в российском приграничье. Сибирь и Северный Кавказ. М., 2005; Интеллект на завтра. М., 2002. 2 См., например: Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение. М.; Ростов-на-Дону, 2004; Регион как субъект политики и общественных отношений. М., 2000; Региональная интеграция и развитие. М., 2005; Кузнецова 3 редлагаемое учебное пособие рассчитано на вполне конкретных читателей – студентов непрофильной специальности, а именно «Социально-культурный
Стр.3
Канинская Г.Н. Введение в регионоведение научной мысли сосуществуют два измерения регионоведения: с одной стороны, как составной части международных отношений, с другой – как важнейшего компонента мировой экономики и мировых общественных процессов. Настоящее учебное пособие ставит своей целью способствовать сведению воедино двух упомянутых подходов к регионоведению. Нельзя не учитывать и тот факт, что процессы глобализации усилили роль региональных факторов в мировой геоэкономической системе и служат ее неотъемлемой диалектической противоположностью, а в международных экономических отношениях преимущества получают государства, способные создать оптимальное соотношение между процессами глобализации и регионализации. Следовательно, необходимо остановиться на взаимосвязи между регионоведением и такими недавно выделившимися в самостоятельные научные дисциплины предметами, как политическая глобалистика, новая и новейшая геополитика, политическая география3. Стремление понять современные процессы международных и региональных отношений с точки зрения глобальной реальности и одновременно специфической регионоведческой перспективы служит вторым целевым компонентом настоящего пособия, рассматриваемым как необходимое условие для формирования современного обществоведа. Одновременно это стремление стимулирует комплексное понимание проблем методологии и теории и предполагает междисциплинарный анализ. Однако «поле пересечения» теоретических крайностей различных дисциплин (истории, политологии, международных отношений, социологии, географии, экономики и т.д.) в рамках единого подхода к регионоведению разработано недостаточно, несмотря даже на то, что с начала 1990-х гг. в РосО.В. Экономическое развитие регионов. М., 2005; Большаков С.Н. Политика регионального экономического развития: методы и механизмы. М., 2005. 3 См., например: Ковалев В.А. Политическая регионалистика как новое направление исследований в российском обществоведении. Сыктывкар, 1999; Чешков М.А. Глобалистика как научное знание. М., 2005; Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000; Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2005. 4
Стр.4
Предисловие сии издаются специализированные научные журналы по регионоведению4, на страницах которых обсуждаются актуальные теоретико-методологические проблемы этой молодой научной дисциплины5. Проблемы региональной политики все еще представляют собой многообещающую область научных исследований, в которой каждый день появляются новые результаты и интерпретации. Современные обществоведы дают множество терминологически разных определений регионоведения, хотя при этом их позиции сходятся по поводу выделения его базовых понятий и категорий. Наиболее сложный вопрос, который ставит сегодняшняя наука – каким образом использовать сильные стороны разных научных традиций и подходов для достижения научного синтеза в комплексном регионоведении, не забывая при этом о специфике объекта анализа. При таком понимании регионоведение предстает как комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, народноресурсных особенностей, места и роли в международном разделении труда и системе (подсистемах) международных отношений. В этой связи в качестве третьей целевой установки настоящего пособия предлагается комплексно рассмотреть регионоведение, в том числе синтезировав его определения, имеющиеся на сегодняшний день в научной и учебной литературе. Следует отметить, что как самостоятельная специальность регионоведение предполагает изучение различных дисциплин: – язык (языки) изучаемого региона (страны); – историю изучаемого региона (страны); 4 Регионология (изд. с 1992 г. в Саранске); Региональная политика (изд. с 1992 г. в Санкт-Петербурге); Регион: экономика и социология (изд. с 1994 г. в Новосибирске); Региональное развитие и сотрудничество (изд. с 1997 г. в Москве). 5 См., например: Региональная политика как диалог интересов // Регионология, 1995, № 2. С. 4–23; Проблемы региональной истории и историографии в современном мире (материалы круглого стола) // Регионология, 1995, № 2. С. 145–173. 5
Стр.5
Канинская Г.Н. Введение в регионоведение – культуру, литературу и религию изучаемого региона (страны); – этнологию изучаемого региона (страны); – экономику и экономическую географию изучаемого региона (страны); – социально-политическую систему изучаемого региона (страны); – международные отношения и внешнюю политику изучаемого региона (страны); – мировую экономику и международные экономические отношения; – международное право; – историю и теорию международных отношений; – конституционное (государственное) право; – международные интеграционные процессы и международные организации; – региональные конфликты в современном мире; – региональную и национальную безопасность; – процессы формирования внешней политики и дипломатии; – муниципальное управление и местное самоуправление; – государственную службу в регионе; – дисциплины, учитывающие национально-региональный компонент (например, основные направления региональной политики РФ). Однако, учитывая, что настоящее пособие предназначено для студентов, специализирующихся по другой специальности, а именно «Социально-культурный сервис и туризм», автор затронул в нем лишь отдельные разделы регионоведения, вводящие в основной курс. В ходе овладения материалом настоящего учебного пособия предполагается решение студентами ряда познавательных и дидактических задач: – создание концентрированного представления о логике теоретического поиска и научных дискуссий в регионоведении; – получение представлений о ключевых методологических и теоретических проблемах данной междисциплинарной науки; 6
Стр.6
Оглавление Предисловие ...................................................................................... 3 Глава I. Предмет и метод региональных исследований ........... 8 § 1. Понятие региона ..................................................................... 8 § 2. Предмет регионоведения ...................................................... 12 § 3. Методология регионоведения .............................................. 17 Контрольные вопросы ................................................................. 20 Глава II. Теоретические основы регионоведения .................... 21 § 1. Глобализация и регионализация в мире ............................... 21 § 2. Геополитические теории ..................................................... 33 § 3. Экономические и географические теории .......................... 61 § 4. Принципы региональной политики ...................................... 63 Контрольные вопросы ................................................................. 69 Глава III. Типология стран и регионов ...................................... 71 § 1. Практика регионализации мира .......................................... 71 § 2. Типы стран ............................................................................ 77 Контрольные вопросы ................................................................. 80 Глава IV. Формирование и развитие региональных цивилизаций ........................................................................ 81 §1. Ранние цивилизации и рабовладельческие империи ............ 81 § 2. Феодальные и раннекапиталистические цивилизации ...... 85 § 3. Апогей европоцентризма и кульминация империй ............ 96 § 4. Цивилизации постиндустриального и глобального мира ........................................................ 104 Контрольные вопросы ............................................................... 111 Литература ..................................................................................... 112 Приложение ................................................................................... 115 Мировые международные организации ................................... 115 Региональные международные организации. .......................... 122 135
Стр.135