Предисловие
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Г.Н. Канинская
Введение в регионоведение
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности
Социально-культурный сервис и туризм
Ярославль 2007
1
Стр.1
Канинская Г.Н. Введение в регионоведение
УДК 2(075)
ББК У 040(0)я73+У049(2)8я73
К 19
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензенты:
д-р ист. наук, проф. Е.О. Обичкина;
кафедра новой и новейшей истории МГУ им. М.В. Ломоносова
К 19
Канинская, Г.Н. Введение в регионоведение: учеб.
пособие / Г.Н. Канинская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль :
ЯрГУ, 2007. – 136 с.
ISBN 978-5-8397-0552-4
Рассматриваются актуальные вопросы современного
регионоведения как дисциплины, органически связанной
с развитием глобализации в современном мире. Анализируются
основные теоретические концепции регионалистики
и глобалистики. Особое внимание уделяется складыванию
разных регионов мира и перспективам развития
регионов в современных условиях.
Работа предназначена для студентов, обучающихся по
специальностям 100103 Социально-культурный сервис и
туризм (дисциплина «Регионоведение», блок ГСЭ), очной
формы обучения.
Библиогр.: 53 назв.
УДК 2(075)
ББК У 040(0)я73+У049(2)8я73
ISBN 978-5-8397-0552-4
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова,
2007
© Г.Н. Канинская, 2007
2
Стр.2
Предисловие
Предисловие
Предисловие
сервис и туризм», изучающих регионоведение. Следует отметить,
что регионоведение выделилось в качестве самостоятельной
междисциплинарной науки сравнительно недавно: лишь в начале
XXI века. При этом учитывается, что имеющиеся по данной дисциплине
учебные пособия и исследовательские работы1 ориентированы
на студентов, специализирующихся либо по регионоведению,
либо по международным отношениям, и направлены на
более углубленное изучение проблематики, связанной с эволюцией
теорий и методов анализа взаимодействий участников мировой
политики, региональным измерением международных отношений
– иными словами, «внешних» аспектов регионоведения.
В то же время в упомянутых пособиях ощущается явный недостаток
материалов учебно-методического характера, касающихся
региона как субъекта социально-экономических отношений и
рассматривающих регион как составную часть национального государства,
то есть через призму «внутреннего» регионоведения.
Как правило, подобные материалы содержатся в учебных пособиях
или работах другого уровня, а именно – посвященных рассмотрению
региона исключительно с социально-экономической
точки зрения, в непосредственной связи с такой дисциплиной,
как социально-экономическая география2. В результате сейчас в
П
1 См., например: Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. М.,
2004; Современные международные отношения и мировая политика. М.,
2004; Страны и регионы мира. М., 2006; Стабильность и конфликт в российском
приграничье. Сибирь и Северный Кавказ. М., 2005; Интеллект на
завтра. М., 2002.
2 См., например: Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение. М.; Ростов-на-Дону,
2004; Регион как субъект политики и общественных отношений.
М., 2000; Региональная интеграция и развитие. М., 2005; Кузнецова
3
редлагаемое учебное пособие рассчитано на вполне
конкретных читателей – студентов непрофильной
специальности, а именно «Социально-культурный
Стр.3
Канинская Г.Н. Введение в регионоведение
научной мысли сосуществуют два измерения регионоведения: с
одной стороны, как составной части международных отношений,
с другой – как важнейшего компонента мировой экономики и
мировых общественных процессов. Настоящее учебное пособие
ставит своей целью способствовать сведению воедино двух упомянутых
подходов к регионоведению.
Нельзя не учитывать и тот факт, что процессы глобализации
усилили роль региональных факторов в мировой геоэкономической
системе и служат ее неотъемлемой диалектической противоположностью,
а в международных экономических отношениях
преимущества получают государства, способные создать оптимальное
соотношение между процессами глобализации и регионализации.
Следовательно, необходимо остановиться на взаимосвязи
между регионоведением и такими недавно выделившимися
в самостоятельные научные дисциплины предметами, как политическая
глобалистика, новая и новейшая геополитика, политическая
география3. Стремление понять современные процессы
международных и региональных отношений с точки зрения глобальной
реальности и одновременно специфической регионоведческой
перспективы служит вторым целевым компонентом настоящего
пособия, рассматриваемым как необходимое условие
для формирования современного обществоведа.
Одновременно это стремление стимулирует комплексное понимание
проблем методологии и теории и предполагает междисциплинарный
анализ. Однако «поле пересечения» теоретических
крайностей различных дисциплин (истории, политологии, международных
отношений, социологии, географии, экономики и
т.д.) в рамках единого подхода к регионоведению разработано
недостаточно, несмотря даже на то, что с начала 1990-х гг. в РосО.В.
Экономическое развитие регионов. М., 2005; Большаков С.Н. Политика
регионального экономического развития: методы и механизмы. М.,
2005.
3 См., например: Ковалев В.А. Политическая регионалистика как новое
направление исследований в российском обществоведении. Сыктывкар,
1999; Чешков М.А. Глобалистика как научное знание. М., 2005; Василенко
И.А. Политическая глобалистика. М., 2000; Колосов В.А., Мироненко
Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2005.
4
Стр.4
Предисловие
сии издаются специализированные научные журналы по регионоведению4,
на страницах которых обсуждаются актуальные теоретико-методологические
проблемы этой молодой научной дисциплины5.
Проблемы региональной политики все еще представляют
собой многообещающую область научных исследований, в
которой каждый день появляются новые результаты и интерпретации.
Современные обществоведы дают множество терминологически
разных определений регионоведения, хотя при этом их
позиции сходятся по поводу выделения его базовых понятий и
категорий. Наиболее сложный вопрос, который ставит сегодняшняя
наука – каким образом использовать сильные стороны разных
научных традиций и подходов для достижения научного синтеза
в комплексном регионоведении, не забывая при этом о специфике
объекта анализа. При таком понимании регионоведение предстает
как комплексная, интегральная социально-экономическая
дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования
и функционирования социально-экономической системы регионов
мира с учетом исторических, демографических, национальных,
религиозных, экологических, политико-правовых, народноресурсных
особенностей, места и роли в международном разделении
труда и системе (подсистемах) международных отношений.
В этой связи в качестве третьей целевой установки настоящего
пособия предлагается комплексно рассмотреть регионоведение,
в том числе синтезировав его определения, имеющиеся на
сегодняшний день в научной и учебной литературе.
Следует отметить, что как самостоятельная специальность
регионоведение предполагает изучение различных дисциплин:
– язык (языки) изучаемого региона (страны);
– историю изучаемого региона (страны);
4 Регионология (изд. с 1992 г. в Саранске); Региональная политика
(изд. с 1992 г. в Санкт-Петербурге); Регион: экономика и социология (изд.
с 1994 г. в Новосибирске); Региональное развитие и сотрудничество (изд. с
1997 г. в Москве).
5 См., например: Региональная политика как диалог интересов // Регионология,
1995, № 2. С. 4–23; Проблемы региональной истории и историографии
в современном мире (материалы круглого стола) // Регионология,
1995, № 2. С. 145–173.
5
Стр.5
Канинская Г.Н. Введение в регионоведение
– культуру, литературу и религию изучаемого региона (страны);
–
этнологию изучаемого региона (страны);
– экономику и экономическую географию изучаемого региона
(страны);
– социально-политическую систему изучаемого региона
(страны);
– международные отношения и внешнюю политику изучаемого
региона (страны);
– мировую экономику и международные экономические отношения;
–
международное право;
– историю и теорию международных отношений;
– конституционное (государственное) право;
– международные интеграционные процессы и международные
организации;
– региональные конфликты в современном мире;
– региональную и национальную безопасность;
– процессы формирования внешней политики и дипломатии;
– муниципальное управление и местное самоуправление;
– государственную службу в регионе;
– дисциплины, учитывающие национально-региональный
компонент (например, основные направления региональной политики
РФ).
Однако, учитывая, что настоящее пособие предназначено для
студентов, специализирующихся по другой специальности, а
именно «Социально-культурный сервис и туризм», автор затронул
в нем лишь отдельные разделы регионоведения, вводящие в
основной курс.
В ходе овладения материалом настоящего учебного пособия
предполагается решение студентами ряда познавательных и дидактических
задач:
– создание концентрированного представления о логике теоретического
поиска и научных дискуссий в регионоведении;
– получение представлений о ключевых методологических и
теоретических проблемах данной междисциплинарной науки;
6
Стр.6
Оглавление
Предисловие ...................................................................................... 3
Глава I. Предмет и метод региональных исследований ........... 8
§ 1. Понятие региона ..................................................................... 8
§ 2. Предмет регионоведения ...................................................... 12
§ 3. Методология регионоведения .............................................. 17
Контрольные вопросы ................................................................. 20
Глава II. Теоретические основы регионоведения .................... 21
§ 1. Глобализация и регионализация в мире ............................... 21
§ 2. Геополитические теории ..................................................... 33
§ 3. Экономические и географические теории .......................... 61
§ 4. Принципы региональной политики ...................................... 63
Контрольные вопросы ................................................................. 69
Глава III. Типология стран и регионов ...................................... 71
§ 1. Практика регионализации мира .......................................... 71
§ 2. Типы стран ............................................................................ 77
Контрольные вопросы ................................................................. 80
Глава IV. Формирование и развитие региональных
цивилизаций ........................................................................ 81
§1. Ранние цивилизации и рабовладельческие империи ............ 81
§ 2. Феодальные и раннекапиталистические цивилизации ...... 85
§ 3. Апогей европоцентризма и кульминация империй ............ 96
§ 4. Цивилизации постиндустриального
и глобального мира ........................................................ 104
Контрольные вопросы ............................................................... 111
Литература ..................................................................................... 112
Приложение ................................................................................... 115
Мировые международные организации ................................... 115
Региональные международные организации. .......................... 122
135
Стр.135