Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы менеджмента : текст лекций (190,00 руб.)

0   0
Первый авторШатохин
ИздательствоЯрГУ
Страниц74
ID206806
АннотацияВ работе рассмотрен комплекс взаимосвязанных вопросов, раскрывающих элементы организации, структуру, функции и методы управления. Особое внимание уделено вопросам управления персоналом, планирования, делегирования полномочий и ответственности, а также коммуникационным процессам в управлении. В сжатой и доступной форме изложены основные вопросы учебного курса по менеджменту. Даны контрольные вопросы, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020200 Политология (дисциплина «Основы менеджмента», блок ФТД). очной формы обучения. Рис. 6. Табл. 2. Библиогр.: 20 назв.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальности Политология
ISBN5-8397-0471-7
УДК65.01
ББКУ9(2)212я73
Шатохин, А.Г. Основы менеджмента : текст лекций : текст лекций / А.Г. Шатохин .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 74 с. — ISBN 5-8397-0471-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/206806 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Г. Шатохин Основы менеджмента Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Политология Ярославль 2006 УДК 65.01 ББК У9(2)212я73 Ш 28 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> А.Б. Иванов; кафедра экономической теории и мировой экономики Ярославского филиала МЭСИ Ш 28 Шатохин, <...> ISBN 5-8397-0471-7 В работе рассмотрен комплекс взаимосвязанных вопросов, раскрывающих элементы организации, структуру, функции и методы управления. <...> Особое внимание уделено вопросам управления персоналом, планирования, делегирования полномочий и ответственности, а также коммуникационным процессам в управлении. <...> Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020200 Политология (дисциплина «Основы менеджмента», блок ФТД), очной формы обучения. <...> Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: – политической – необходимость установления и поддержания орядка в группах; – экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов; – оборонительной – защита от врагов и диких зверей. <...> Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9 – 7 тыс. лет до н.э. и примерно до ХУШ в. <...> Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. <...> Основные школы управления Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. <...> Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. <...> Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для ру∗ См. <...> В связи с этим и возник вопрос: существует ли такая наука – менеджмент? <...> Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. <...> Он заинтересовался не эффективностью <...>
Основы_менеджмента__текст_лекций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_менеджмента__текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова А.Г. Шатохин Основы менеджмента Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Политология Ярославль 2006
Стр.1
УДК 65.01 ББК У9(2)212я73 Ш 28 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензенты: канд. экон. наук, доц. А.Б. Иванов; кафедра экономической теории и мировой экономики Ярославского филиала МЭСИ Ш 28 Шатохин, А.Г. Основы менеджмента : текст лекций / А.Г. Шатохин ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – 72 с. ISBN 5-8397-0471-7 В работе рассмотрен комплекс взаимосвязанных вопросов, раскрывающих элементы организации, структуру, функции и методы управления. Особое внимание уделено вопросам управления персоналом, планирования, делегирования полномочий и ответственности, а также коммуникационным процессам в управлении. В сжатой и доступной форме изложены основные вопросы учебного курса по менеджменту. Даны контрольные вопросы, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020200 Политология (дисциплина «Основы менеджмента», блок ФТД), очной формы обучения. Рис. 6. Табл. 2. Библиогр.: 20 назв. УДК 65.01 ББК У9(2)212я73 © Ярославский государственный университет, 2006 ISBN 5-8397-0471-7 © А.Г. Шатохин, 2006 2
Стр.2
Лекция 1. Развитие теории и практики менеджмента 1. Основные этапы развития менеджмента 2. Основные школы управления 3. Развитие менеджмента в России 1. Основные этапы развития менеджмента Сегодня невозможно сказать, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: – политической – необходимость установления и поддержания орядка в группах; – экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов; – оборонительной – защита от врагов и диких зверей. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью. Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. I период – древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9 – 7 тыс. лет до н.э. и примерно до ХУШ в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и 3
Стр.3
вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Примерно в 9 – 7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 – 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.). Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470 – 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428 – 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. II период – индустриальный период (1776 – 1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" – прообраз современной цифровой вычисли4
Стр.4
тельной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. III период – период систематизации (1856 – 1960)∗. Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры: от потребностей своей конкретной организации к изучению сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников – обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. 2. Основные школы управления Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для ру2001. С. 7 – 10. ∗ См.: Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Минск, 5
Стр.5