П. Г. Демидова
ВЕСТНИК
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ
НАУК
Сборник научных трудов
Выпуск 5
Под редакцией
доктора социологических наук,
доцента И.Ю. Киселева
1
Ярославль 2005
2
УДК 316+32(06)
ББК С5я43
В 38
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> План 2005 года
Рецензенты:
кандидат социологических наук С.С. Головчанов;
кафедра теории и истории государства и права
Международного университета бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)
В 38
Вестник социально-политических наук : Сб. науч. тр. <...> Несомненно, в этот
период весьма полезных дискуссий обозначились подходы к определению предмета и объекта социальной работы, стимулировалось
формирование имплицитных концепций и велись поиски отечественных эквивалентов понятий, соотносимых с понятием "социальная работа". <...> было подписано Постановление о введении в
систему образования обучения по специальности «Социальная работа». <...> Приказом Госкомобразования СССР от 7.08.91 г. № 376 (2)
был утвержден учебный план специальности 03.12 – «Социальная
работа», предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации «социальный работник». <...> Учебный план
включал в себя общегуманитарные дисциплины (философия, политология, теория и история мировой и отечественной культуры, ос-
5
новы экономической теории и др.) и дисциплины, непосредственно
связанные со специальностью. <...> На период утверждения учебного плана по специальности
«Социальная работа» предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в
трудовых коллективах; медико-социальная помощь населению; социальная работа с семьями и детьми группы риска; социальная работа с молодежью. <...> По оценкам Счетной палаты,
«казна ежегодно недополучает от деятельности унитарных предприятий около 100 млрд. рублей» 2. <...> По состоянию на 2002 г. средний платеж в бюджет от одного
унитарного предприятия составил порядка 2 тысяч долларов в
год 3. <...> Одна из основных <...>
Вестник_социально-политических_наук._Вып._5__Сборник_научныхтр.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
ВЕСТНИК
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ
НАУК
Сборник научных трудов
Выпуск 5
Под редакцией
доктора социологических наук,
доцента И.Ю. Киселева
1
Стр.1
УДК 316+32(06)
ББК С5я43
В 38
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензенты:
кандидат социологических наук С.С. Головчанов;
кафедра теории и истории государства и права
Международного университета бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)
В 38
Вестник социально-политических наук : Сб. науч. тр.
Вып. 5. / Под ред. д-ра социол. наук, доц. И.Ю. Киселева ;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 144 с.
В сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические
проблемы преподавания ряда общепрофессиональных
и специальных дисциплин, применения рейтинговой системы
оценки знаний студентов, внедрения активных форм
обучения специалистов.
Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам,
студентам гуманитарных факультетов университетов
и институтов.
УДК 316+32(06)
ББК С5я43
Редакционная коллегия:
доцент И.Ю. Киселев (отв. ред.),
профессор Г.М. Нажмудинов,
старший преподаватель Л.Д. Руденко,
доцент М.В. Афонин,
доцент И.Ф. Албегова
© Ярославский государственный университет, 2005
3
Стр.3
И.Ф. Албегова
Высшее профессиональное образование
в области социальной работы: проблемы развития
Изменения в социокультурных процессах приводят к изменению
цели образовательной деятельности. Сегодня обществу нужен
не столько человек знающий, сколько подготовленный к жизни,
ориентирующийся в сложных проблемах развития современного
социума и культуры, способный осмыслить свое место в мире. На
наш взгляд, изменение антропологического основания образования
состоит в переносе акцента с «человека знающего» на «человека,
подготовленного к жизни» в современном, быстро меняющемся
мире. Из этой цели вытекают и новые ценности, отвечающие новым
потребностям общества в образовании. Прежде всего это гуманизация,
которая может быть определена как сознательная ориентация
на коренные интересы человека, связанная с осознанием
цены их достижения и ответственности перед собой как человеком.
К числу важнейших социальных институтов относится система
образования, которая с функциональной точки зрения включена в
число институциональных структур, обеспечивающих социализацию
индивида. В то же время образование имеет решающее значение
для любого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач
практического и символического характера.
Институционализация образования в области социальной работы
исторически была инициирована потребностью, по выражению
М. Ричмонд, в воспроизводстве «добровольных благотворителей»,
которых на рынке труда от других профессионалов отличали
бы определенные знания, навыки и умения. Обычно это происходит
на этапе завершения спонтанной помощи, в новых социальноэкономических
условиях и оформляется как потребность в профессионализме.
Российское
социальное образование не могло не испытать на
себе тенденций и влияния мирового образовательного процесса. В
начале 90-х гг. активно дискутировались проблемы научной и про4
Стр.4
фессиональной идентичности социальной работы, которую соотносили
с устоявшимися формами познания и образовательной практики,
в основном с социальной педагогикой. Несомненно, в этот
период весьма полезных дискуссий обозначились подходы к определению
предмета и объекта социальной работы, стимулировалось
формирование имплицитных концепций и велись поиски отечественных
эквивалентов понятий, соотносимых с понятием "социальная
работа". Именно в этот период осмысление западных моделей
социальной работы помогло наметить перспективы научного познания
и образовательной практики. Тогда же сформировались основания
социальной работы, где педагогика, психология и социология
сыграли свою системообразующую роль, определив тем самым
своеобразие теоретической и образовательной модели
социальной работы. В конце 90-х гг. образовательное пространство
социальной работы вступило в новый этап своего развития и институционализации.
Институционализационное
признание социальной работы в
России связано с включением в 1991 г. в квалификационный справочник
специальности с соответствующей характеристикой: "специалист
по социальной работе", что юридически закрепило социальную
работу как вид профессиональной деятельности и инициировало
развитие сети соответствующих образовательных
учреждений разного уровня.
7 августа 1991 г. заместителем Председателя Госкомобразования
В. Шадриковым было подписано Постановление о введении в
систему образования обучения по специальности «Социальная работа».
В нем четко были определены 20 вузов (включая Ярославский
государственный университет им. П.Г. Демидова), которые
начали подготовку и переподготовку специалистов по социальной
работе. В этом же году подготовку социальных работников начали
8 вузов.
Приказом Госкомобразования СССР от 7.08.91 г. № 376 (2)
был утвержден учебный план специальности 03.12 – «Социальная
работа», предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением
квалификации «социальный работник». Учебный план
включал в себя общегуманитарные дисциплины (философия, политология,
теория и история мировой и отечественной культуры, ос5
Стр.5