Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Первые научные всходы : сборник научных трудов аспирантов кафедры истории России (190,00 руб.)

0   0
АвторыПод ред. проф. В.Т. Анискова
ИздательствоЯрГУ
Страниц69
ID206673
АннотацияВ данный сборник включены научные работы аспирантов и студентов, специализирующихся в области отечественной истории. Работы посвящены различным актуальным проблемам отечественной истории ХIХ и XX веков, непосредственно связаны с диссертационными и иными исследованиями, и поэтому могут представлять практический интерес для начинающих ученых. Издание посвящается 35-летию кафедры истории России.
ISBN5-8397-0412-1
УДК 94(470)(06)
ББКТ.я43
Первые научные всходы : сборник научных трудов аспирантов кафедры истории России : Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.Т. Анискова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 69 с. — ISBN 5-8397-0412-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/206673 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова, 2005 2 Историография моравской миссии Кирилла и Мефодия в трудах славистов Ярославского края <...> Для наиболее скрупулезного изучения моравской – последней миссии солунских братьев, имеющей не только всеславянское, но и общемировое значение, нужно использовать методы прогрессивных российских и зарубежных исследователей. <...> Научное исследование предпосылок моравской миссии Кирилла и Мефодия началось на Ярославщине в 1702 – 1709 гг., когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало4. <...> На смену исследования красоты слова первого литературного славянского языка пришел исторический этап изучения моравской миссии, в которой была применена литургия солунских братьев. <...> Здесь славист реконструировал историческую проблематику юридических деяний архиепископа Мефодия на кафедре Паннонской. <...> К сожалению, до 1917 г. эти труды остались единственными в Ярославле исследованиями моравской миссии солунских братьев. <...> После революции, вместе с требованием "выбросить царскую культуру на свалку", опасность стала угрожать и изучению Кирилло-Мефодиевской проблематики. <...> Лучшими в исследовании кирилло-мефодиевских текстов были священнослужители, но в советское время их заметно поубавилось. <...> Прогресс в изучении моравской миссии солунских братьев стал наблюдаться 4 лишь после Великой Отечественной войны. <...> Этим объясняется всплеск интереса к Кирилло-Мефодиевской проблематике по всему Советскому Союзу. <...> В отношении данного труда следует дать некоторые пояснения: 1) в советское время основная масса ученых считала солунских братьев создателями кириллицы; 2) в некоторых исторических изданиях выходные данные статьи П.Я. Черных указаны неверно9. <...> Новый исторический этап исследования моравской миссии солунских братьев пришел вместе с генерацией молодых ученых уже после распада СССР. <...> Кандидатская диссертация Ольги Владимировны содержит гипотезу о том, что второй этап моравской миссии солунских братьев шел рука <...>
Первые_научные_всходы__сборник_научных_трудов_аспирантов_кафедры_истории_России.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Первые научные всходы Сборник научных трудов аспирантов кафедры истории России Под редакцией профессора В.Т. Анискова Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 94(470)(06) ББК Т.я43 С 23 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2005 года Редколлегия: проф. В.Т. Анисков – отв. ред., сост. проф. М.А. Рутковский доц. Л.А. Бухарин С.В. Заец – отв. секретарь Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент С.Н. Картавый; кафедра истории и философии Ярославской государственной медицинской академии Первые научные всходы : сборник научных трудов аспиранС 23 тов кафедры истории России / Под ред. проф. В.Т. Анискова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 66 с. ISBN 5-8397-0412-1 В данный сборник включены научные работы аспирантов и студентов, специализирующихся в области отечественной истории. Работы посвящены различным актуальным проблемам отечественной истории XIX и XX веков, непосредственно связаны с диссертационными и иными исследованиями, и поэтому могут представлять практический интерес для начинающих ученых. Издание посвящается 35-летию кафедры истории России. УДК 94(470)(06) ББК Т.я43 ISBN 5-8397-0412-1 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005 2
Стр.2
Историография моравской миссии Кирилла и Мефодия в трудах славистов Ярославского края Д.М. Лунев Научный руководитель – доктор ист. наук, проф. М.А. Рутковский Культурно-исторические аспекты трудов ученых Ярославской области являются частью общего интеллектуального фона нашей страны. Современная ситуация в российской высшей школе, связанная с подписанием представителями Российской Федерации Болонской декларации, настойчиво требует усвоения и использования отечественными исследователями лучших достижений мировой науки. Для наиболее скрупулезного изучения моравской – последней миссии солунских братьев, имеющей не только всеславянское, но и общемировое значение, нужно использовать методы прогрессивных российских и зарубежных исследователей. Целью данной работы является историографический обзор названной проблемы в нашем регионе. Западные исследователи рекомендуют провести историческую реконструкцию науки, т.е. рационально объяснить рост объективного знания при взаимодействии социокультурного сообщества (конференции, форумы и т.д.)1 Отечественные историки Санкт-Петербургской школы советуют изучать лишь локальную часть исторического проявления, так как особенное непременно связано с общим процессом2. Следовательно, при реконструкции исторических аспектов необходимо изучить их на историографии определенной области, края. В нашем регионе уже применяются подобные методологии. На III Областной научно-практической конференции (2002 г.) было заявлено о комплексном исследовании (включает в себя лучшие аспекты обеих 3
Стр.3
вышеперечисленных моделей) исторических процессов в Ярославском крае3. Наше общество в третьем тысячелетии должно иметь понятие о своих древних духовных корнях, об участии области в социокультурной жизни России и других славянских стран. Научное исследование предпосылок моравской миссии Кирилла и Мефодия началось на Ярославщине в 1702 – 1709 гг., когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало4. Он первым при составлении Четий – Миней исправил ряд "мест" в Пространном житии Кирилла-Константина, соотнеся их с оригиналом5. Это объясняется высокой эрудицией украинского духовенства XVII – XVIII вв., к которому принадлежал иерарх, постоянно проводивший жестокие диспуты с католиками, господствовавшими на его родине6. На смену исследования красоты слова первого литературного славянского языка пришел исторический этап изучения моравской миссии, в которой была применена литургия солунских братьев. В 1885 г., к тысячелетию кончины Мефодия, вышла монография В.И. Лествицына "Славянские первоучители". Данная работа подтолкнула другого ярославского ученого Н.С. Суворова к изданию исследования "Следы западно-каталического церковного права в памятниках русского права" (1888). Здесь славист реконструировал историческую проблематику юридических деяний архиепископа Мефодия на кафедре Паннонской. К сожалению, до 1917 г. эти труды остались единственными в Ярославле исследованиями моравской миссии солунских братьев. После революции, вместе с требованием "выбросить царскую культуру на свалку", опасность стала угрожать и изучению Кирилло-Мефодиевской проблематики. В советское время, однако, на защиту творческого наследия создателей славянской литургии встала … марксистская методология. Изобретение письма и примененние его конкретным народом переводило нацию из варварской в цивилизационную стадию7. Этот аспект отбросил изучение деятельности равноапостольных к филолого-историческому этапу. Лучшими в исследовании кирилло-мефодиевских текстов были священнослужители, но в советское время их заметно поубавилось. Прогресс в изучении моравской миссии солунских братьев стал наблюдаться 4
Стр.4
лишь после Великой Отечественной войны. В результате совместной борьбы против фашизма многие славянские народы почувствовали свое культурное единство. Представители ряда из них нашли в СССР вторую родину. Этим объясняется всплеск интереса к Кирилло-Мефодиевской проблематике по всему Советскому Союзу. Не остался в стороне и наш край. В статье П.Я. Черных, опубликованной в Ученых записках Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, изложена версия о том, что равноапостольные изобрели для славянского богослужения глаголицу8. В отношении данного труда следует дать некоторые пояснения: 1) в советское время основная масса ученых считала солунских братьев создателями кириллицы; 2) в некоторых исторических изданиях выходные данные статьи П.Я. Черных указаны неверно9. Новый исторический этап исследования моравской миссии солунских братьев пришел вместе с генерацией молодых ученых уже после распада СССР. Начав исследование славянской культуры старшим преподавателем (ныне – доцент ЯрГУ им. П.Г. Демидова), О.В. Лощакова способствует возрождению среди студентов творческой деятельности в сфере исторических наук. Выпущенное ею учебное пособие, лежащее в основе ряда спецкурсов, освещает некоторые аспекты визита "архиепископа паннонско-моравского Мефодия в Цариград"10. Кандидатская диссертация Ольги Владимировны содержит гипотезу о том, что второй этап моравской миссии солунских братьев шел рука об руку с дипломатией Византии в отношении славянских государств11. Культурно-политические традиции равноапостольных, сформированные во время кульминации их деятельности, нашли свое выражение в славянских письменности и литургии и "потому они достойны почитания"12. Таким образом, исследование особенностей историографии моравской миссии Кирилла и Мефодия в Ярославском крае помогает нам понять структуру её изучения отечественными славистами. Следовательно, данная реконструкция способствует возрождению нетленного наследия отцов Славянской Церкви. 5
Стр.5