Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История первобытного общества: Методические указания для студентов исторического факультета (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. Е.К. Кадиева. Е.В. Спиридонова
ИздательствоЯрГУ
Страниц41
ID206628
АннотацияМетодические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами подготовки специалистов историков и музеологов. Они включают краткое содержание читаемого курса, рабочую программу', списки литературы по каждой теме, вопросы для самоконтроля и список основных понятий и терминов. Работа предназначена для студентов исторического факультета, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология, (дисциплина «История первобытного общества», блок ОПД), очной формы обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальностей История и Музеология
УДК94(47):372.893
ББКТ3(0)2я73
История первобытного общества: Методические указания для студентов исторического факультета : Методические указания для студентов исторического факультета / Сост. Е.К. Кадиева. Е.В. Спиридонова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 41 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206628 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальностей История и Музеология Ярославль 2005 1 УДК 94(47):372.893 ББК Т3(0)2я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2005 года Рецензент – кафедра всеобщей истории ЯрГУ Составители: канд. ист. наук Е.К. Кадиева, канд. ист. наук Е.В. Спиридонова И 90 История первобытного общества: метод. указания для студентов исторического факультета / Сост. <...> История первобытного общества открывает курс древнейшей истории человечества. <...> Его целью является знакомство студентов со спецификой данного периода, хронологией и основными этапами, такими, как праобщина, раннепервобытная община, позднепервобытная община и эпоха разложения родового строя. <...> Достижение этой цели предполагает ориентацию студентов в общей и специальных периодизациях, в комплексах источниковой информации. <...> Студенты, завершившие изучение этого курса, должны иметь представление о специфике истории первобытного общества, его основных достижениях, особенностях первобытных религиозных воззрений, культуры и искусства, экономике, половозрастной и потестарной системах, социально-экономических отношениях на разных этапах становления цивилизованного общества. <...> Особое место в курсе «Истории первобытного общества» занимают проблемы антропогенеза, его движущих сил и механизмов, основных этапов и последних открытий в данной области. <...> До сих пор спорным остается такой вопрос, как место истории первобытности в системе других наук; в частности, в зарубежном науковедении эту дисциплину нередко относят к области антропологии. <...> Различаются точки зрения на историю первобытности у сторонников формационного и цивилизационного подходов. <...> К дискуссионным вопросам относится и проблема внутренней периодизации истории первобытности. <...> Первобытный <...>
История_первобытного_общества__Методические_указания_для_студентов_исторического_факультета.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальностей История и Музеология Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 94(47):372.893 ББК Т3(0)2я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензент – кафедра всеобщей истории ЯрГУ Составители: канд. ист. наук Е.К. Кадиева, канд. ист. наук Е.В. Спиридонова История первобытного общества: метод. указания для И 90 студентов исторического факультета / Сост. Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 39 с. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами подготовки специалистов историков и музеологов. Они включают краткое содержание читаемого курса, рабочую программу, списки литературы по каждой теме, вопросы для самоконтроля и список основных понятий и терминов. Работа предназначена для студентов исторического факультета, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология, (дисциплина «История первобытного общества», блок ОПД), очной формы обучения. УДК 94(47):372.893 ББК Т3(0)2я73 © Ярославский государственный университет, 2005 © Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова, 2005 2
Стр.2
Курс «История первобытного общества» предназначен для студентов-историков очной и очно-заочной форм обучения и музеологов. Историки изучают его в течение одного семестра, у музеологов он входит в состав курса «Всеобщая история» и занимает часть первого семестра. История первобытного общества открывает курс древнейшей истории человечества. Его целью является знакомство студентов со спецификой данного периода, хронологией и основными этапами, такими, как праобщина, раннепервобытная община, позднепервобытная община и эпоха разложения родового строя. Достижение этой цели предполагает ориентацию студентов в общей и специальных периодизациях, в комплексах источниковой информации. Соответственно, задачами курса являются овладение студентами исходным терминологическим аппаратом всеобщей истории, понимание ими теоретико-методологических проблем истории первобытного общества, получение конкретных знаний. Дисциплина относится к числу базовых для исторического образования, она входит в цикл ОПД по Государственному образовательному стандарту. Студенты, завершившие изучение этого курса, должны иметь представление о специфике истории первобытного общества, его основных достижениях, особенностях первобытных религиозных воззрений, культуры и искусства, экономике, половозрастной и потестарной системах, социально-экономических отношениях на разных этапах становления цивилизованного общества. Особое место в курсе «Истории первобытного общества» занимают проблемы антропогенеза, его движущих сил и механизмов, основных этапов и последних открытий в данной области. Кроме того, студенты должны знать основные этапы становления истории первобытного общества как самостоятельной науки, иметь представление о наиболее дискуссионных вопросах, связанных с данным периодом, основных гипотезах, существующих в настоящее время. Специфика истории первобытного общества заключается, вопервых, в длительности этого периода. Даже если отнести начало данного этапа истории человечества ко времени появления Гомо са3
Стр.3
пиенса сапиенса, то и тогда он займет более 100 тысяч лет; если же считать началом появление первых представителей рода Гомо, его длительность превысит 2 миллиона лет. Вторая характерная черта этого периода – отсутствие точных дат: большинство датировок здесь даются в лучшем случае с точностью до сотни лет, а нередко до тысячи или даже десятка тысяч. Отсутствуют и собственные имена. Характерной особенностью этой эпохи является также специфическая источниковая база, в частности, почти полное отсутствие письменных источников и значительная роль естественнонаучных. До сих пор спорным остается такой вопрос, как место истории первобытности в системе других наук; в частности, в зарубежном науковедении эту дисциплину нередко относят к области антропологии. Различаются точки зрения на историю первобытности у сторонников формационного и цивилизационного подходов. К дискуссионным вопросам относится и проблема внутренней периодизации истории первобытности. В связи с неравномерностью исторического процесса датировки отдельных этапов в истории человечества не совпадают на разных территориях. В первую очередь это касается общеисторической и археологической периодизаций. Первобытный период в истории человечества труднее всего поддается точным реконструкциям, наряду с несомненно установленным, здесь немало неисследованного и спорного. Прежде всего это касается проблем, связанных с процессом антропогенеза, т. е. становления человека современного физического типа. Даже если оставить в стороне креационные теории становления человека, эволюционный путь развития человечества вызывает у исследователей немало вопросов. За последние 10 – 15 лет на территории Африки и Азии было открыто большое количество новых видов ископаемых представителей семейства гоминид. Каждое такое открытие так или иначе меняло общую картину антропогенеза. К сожалению, учебная литература не всегда успевает за новыми открытиями. В частности, в учебнике по истории первобытного общества (авторы В.П. Алексеев и А.И. Першиц), изданном в 2001 году, из известных на настоящий момент 11 различных видов рода гомо упоминаются лишь 5, а из 6 родов представителей семейства австралопитековых – только 2. Соответственно, значительно устаревшей выглядит и общая картина антропогенеза. 4
Стр.4
Эпоха первобытного общества легла в основу всей дальнейшей истории человечества. Это этап становления самого человека, его культуры, науки и религии. Величайшие достижения современной цивилизации нередко восходят к древним временам. Первобытные люди овладели огнем, научились шить одежду и строить жилища, приручили и одомашнили диких животных, вывели многочисленные сорта съедобных растений, т. е. заложили основы современного сельского хозяйства. Они сооружали мосты и дороги, пользовались лыжами и санями, плотами и лодками, изобрели колесо, научились делать керамическую посуду, изобрели доменные печи для плавки металла, сконструировали ткацкий станок. Наконец, именно в первобытном обществе следует искать корни искусства и религии, т. е. духовной культуры. Современные люди унаследовали от своих предков целый ряд достижений и привычек. Многие народы Африки, Азии, Америки, Океании еще недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях первобытного общества. Знание истории первобытного общества помогает в решении задач, связанных с их интеграцией в жизнь современных государств. Пережитки первобытного мировоззрения играли значительную роль в жизни цивилизованных обществ, причем не только в древности и средневековье, но и в наше время, поэтому именно с изучения истории первобытного общества начинается изучение истории в целом. Учебники 1. Алексеев В.П., Могайт А.Л., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1982. 2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 1990. 3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 2001. 4. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983. 5. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. 6. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. 5
Стр.5