Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра управления и предпринимательства
Менеджмент
Методические указания
для изучения дисциплины "Менеджмент"
Часть 2
Ярославль 2004
1
Стр.1
Составитель: Е.И. Орлова
ББК У9(2)212
О 66
УДК 65.01
Менеджмент: Метод. указания для изучения дисциплины "Менеджмент".
Часть 2 / Сост. Е.И. Орлова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль,
2004. 55 с.
Методические указания призваны обеспечить более полное
усвоение дисциплины, закрепление знаний, получаемых в процессе
обучения.
Предназначены для студентов экономического факультета, обучающихся
по специальностям: 060500 Бухгалтерский учет, анализ и
аудит (дисциплина «Менеджмент», блок ОПД) очной, очно-заочной
и заочной форм обучения; 060600 Мировая экономика, (дисциплина
«Менеджмент», блок ОПД) очной формы обучения; повышение
квалификации управленческих кадров (Президентская программа)
очной формы обучения.
Рецензент: кафедра управления и предпринимательства Ярославского
государственного университета им. П.Г. Демидова.
© Ярославский государственный университет, 2004
© Е.И. Орлова, 2004
2
Стр.2
1. Понятие и классификация
управленческих решений
Если бы спросили любого руководителя (разного уровня и ранга):
Какова Ваша личная продукция, что Вы производите на предприятии
(организации)? Они ответили бы так: «Делаю то, что никто,
кроме меня, здесь не делает. Моя продукция - это решение».
Действительно, конечным продуктом управленческой деятельности,
ее признанной основой является решение руководителя. Но
его как-то надо получить, выработать, осмыслить, наконец, провести
в жизнь. И тут уж без руководителя не обойтись. Предвижу возможный
довод: «А вот наш директор никогда толком ничего не решает.
Может и это быть!» Ответ также существует, довольно неожиданный:
«Отсутствие решения – это тоже решение, решение
бездействовать или “тянуть резину”». Кстати, это не самое худшее
из возможных. Не зря говорят в народе, что самый страшный дурак
– это дурак деятельный…
Что же тогда решение? В чем смысл этой директорской (менеджерской)
продукции? Решение руководителя – это выбор им наилучшего
варианта действий из многих возможных. Или же: управленческое
решение (УР) – выбор альтернативы. Можно выбрать такой
план работы, можно и другой. Выбирают, естественно, самый
хороший. Например, можно распределять прибыль предприятия,
можно и иначе. И руководитель совместно с коллективом стремится
сделать это с максимальной пользой для работников предприятия и
государства.
В словах «решение», «я решил» явно прослушиваются две составляющие.
Прежде всего, мы улавливаем здесь некий первозданный,
«школьный» смысл. Решил, значит, нашел правильный ответ. У
истока большинства решений лежат количественные обоснования.
Но понятие решения не исчерпывается школьной премудростью.
Принимая решение, современный руководитель наряду с количественными
результатами вычислений должен учитывать множество
обстоятельств (факторов внешней и внутренней среды, время и
место принятия решений, и т.д.).
В области принятия решений, по мнению ученых и практиков,
руководитель выполняет четыре роли: предприниматель; распоря3
Стр.3
дитель ресурсов; специалист по достижению соглашений; и специалист
по исправлению нарушений в работе.
Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня (иерархии)
управления, на котором он находится, существуют различия
в характере решений, принимаемых на разных уровнях.
Решения, принимаемые в высших эшелонах власти, могут определенным
образом изменить жизнь целой страны (экономическая
политика, военные доктрины и т.д.). Некоторые управленческие
решения буквально изменяют ход истории. Поэтому ответственность
за принятие и реализацию важных решений – тяжелое моральное
бремя.
Опыт показывает, что помимо умения считать при принятии и
реализации решений требуются еще и волевые качества.
Французский ученый физик, логик, ректор Парижского университета
Жан Буридан, живший примерно в 1300 – 1358 годах, сочинил
забавную притчу об осле, который подох от голода, так как не
смог выбрать одну из двух одинаковых охапок сена, оставленных
ему хозяином. Печальная история буриданова осла – лучшая иллюстрация
того, что может приключиться, если у принимающего решения
отсутствует воля. В этом свете становится понятным странный
на первый взгляд афоризм: «Лучше одно плохое решение, чем
два хороших».
Итак, в слове «решил» наряду с академическим «представляется
возможным», должны четко прослушиваться и металлические нотки
– «быть по сему». Какое здесь должно быть соотношение - 1:1
или 1:2 (один к одному…) - никто не скажет. У каждого решения
пропорция должна быть своя. Здесь надо помнить народную пословицу
«семь раз отмерь, один раз отрежь».
Таким образом, необходимость и важность волевого начала решений
несомненна. Но руководителя-«волевика» подстерегает другая
опасность: свести решение исключительно к волевому акту, лишая
свой выбор мудрой обоснованности. Подобного рода действия
имеют даже специальное научное название – волюнтаризм.
И все же эпитет «решительный» всегда украшает человека. Его
удостаивались великие люди: политические деятели, ученые, полководцы.
Великие люди умели быстро и правильно принимать решения.
Они умели расчетливо действовать в сложнейших условиях.
4
Стр.4
Им помогали опыт, интуиция, все то, что включает емкое слово «талант».
В
настоящее время существует целый арсенал математических
средств выработки наилучших решений:
- теория эффективности;
- теория игр и статистика решений;
- теория массового обследования;
- сетевое планирование;
- последовательный анализ; и т.п.
Классификация управленческих решений
Управление предполагает принятие самых разнообразных решений.
Наиболее распространенная классификация представлена на
схеме:
Управленческое решение
по степени
творчества:
- стандартные
- творческие
по функциональному
содержанию:
- плановые
- организационные
- координирующие
- активизирующие
- контрольные
- регулирующие
по организации
разработки:
- единоличные
- коллегиальные
- коллективные
- групповые
по широте
проблематики:
- общие
- частные
по мере действия:
- экономические
- социальные
- организационные
- технологические
-технические
по продолжительности
осуществления:
- прогнозные
- плановые
- оперативные
по причинам
возникновения:
- ситуационные
- по предписанию
- программные
- инициативные
- сезонные
по организационному
оформлению:
- жесткие
- ориентирующие
- гибкие
- нормативные
по форме
представления:
- устные
- письменные
5
по методам разработки:
- графические
- математические
- эвристические
- экспертные
- статистические
Стр.5