Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Вестник социально-политических наук. Вып. 4: Сборник научных трудов (190,00 руб.)

0   0
АвторыИ.Ю. Киселева
ИздательствоЯрГУ
Страниц101
ID206576
АннотацияВ сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические проблемы преподавания ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения рейтинговой системы оценки знаний студентов, внедрения активных форм обучения специалистов.
Кому рекомендованоПредлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных факультетов университетов и институтов.
УДК32:303.8
ББКС5я43
Вестник социально-политических наук. Вып. 4: Сборник научных трудов : Сборник научных трудов / ред. И.Ю. Киселева .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 101 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206576 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова ВЕСТНИК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК Сборник научных трудов Выпуск 4 Под редакцией доктора социологических наук, доцента И.Ю. Киселева 1 Ярославль 2004 2 ББК С5я43 В 38 УДК 32:303.8 000.316 Вестник социально-политических наук: Сб. науч. тр. <...> 4 В последние годы во многих вузах стала применяться рейтинговая система оценки успеваемости студентов. <...> Однако сложность ее реализации заключается в том, что рейтинговый контроль знаний студентов предусматривает новое построение всего учебного процесса в вузе. <...> По общему правилу рейтинговая система строится на регулярной работе студента в течение всего семестра и на систематическом контроле полученных им знаний. <...> Рейтинговая система, как считается, имеет ряд преимуществ: стимулируется познавательная активность студентов; развивается системный подход к изучению дисциплин; формируется ответственное отношение к учебе и своевременность выполнения заданий; снижается количество пропусков аудиторных занятий; сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов; появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями; устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. <...> Согласно общепринятой классификации к таковым относятся: проблемная лекция, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, программированное обучение, игровое проектирование, стажировка, деловые игры. <...> При классическом проведении семинарских занятий определять рейтинг студента исходя только из его активности крайне проблематично. <...> Мы можем наблюдать все возрастающий интерес к данному предмету, а также изменение отношения к нему по вполне определенным социально-историческим причинам. <...> Таким образом, используя представленную нами рейтинговую шкалу оценки, можно наиболее <...>
Вестник_социально-политических_наук._Вып._4_Сборник_научных_трудов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова ВЕСТНИК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК Сборник научных трудов Выпуск 4 Под редакцией доктора социологических наук, доцента И.Ю. Киселева 1
Стр.1
Ярославль 2004 2
Стр.2
ББК С5я43 В 38 УДК 32:303.8 000.316 Вестник социально-политических наук: Сб. науч. тр. / Под ред. д-ра социол. наук, доц. И.Ю. Киселева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. Вып. 4. – 104 с. В сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические проблемы преподавания ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения рейтинговой системы оценки знаний студентов, внедрения активных форм обучения специалистов. Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных факультетов университетов и институтов. Редакционная коллегия: доц. И.Ф. Албегова, проф. В.Т. Анисков, проф. Ю.А. Головин, доц. И.Ю. Киселев (отв. ред.), проф. В.М. Мелиховский, проф. Г.М. Нажмудинов, асс. Л.Д. Руденко. Рецензенты: кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского; М.С. Чудакова, канд. ист. наук. © Ярославский государственный университет, 2004 3
Стр.3
Раздел 1. Рейтинговая система оценки знаний студентов М.В. Афонин Проблемы реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов В последние годы все больше внимания уделяется проблемам оценки качества образования. Обычно называется четыре уровня оценки: международный (т.е. создание единой международной конвенции по оценке качества); качество национальной системы образования; качество образовательного учреждения (вуза и его структурных подразделений); качество обучающегося (абитуриента – студента – выпускника). Наиболее важным для вуза представляется участие в разработке и реализации двух последних уровней – качества образовательного учреждения и обучаемого. При разработке рациональных методов оценки качества образования в известной мере определяющими являются конкретизация показателей, критериев и механизма оценки качества образования. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, показатели оценки качества образования могут варьироваться. Одни вузы используют один-два наиболее важных, по их мнению, показателя (например, продолжительность трудоустройства выпускников), другие – несколько десятков. Основная сложность представляется в выборе оптимального количества показателей, которые достаточно полно отразят реальную ситуацию. Выбор критериев зависит от выбранных показателей, традиций, ряда иных условий. В качестве механизмов оценки качества образования обычно рассматриваются экспертная оценка, обработка количественных показателей (рейтинговых, аккредитационных); комплексная оценка. Все эти механизмы имеют свои отрицательные и положительные стороны. 4
Стр.4
В последние годы во многих вузах стала применяться рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Однако сложность ее реализации заключается в том, что рейтинговый контроль знаний студентов предусматривает новое построение всего учебного процесса в вузе. По общему правилу рейтинговая система строится на регулярной работе студента в течение всего семестра и на систематическом контроле полученных им знаний. В основе системы, как известно, лежит идея кумуляции баллов, получаемых студентом в течение всего периода изучения предмета. Рейтинговая система, как считается, имеет ряд преимуществ: стимулируется познавательная активность студентов; развивается системный подход к изучению дисциплин; формируется ответственное отношение к учебе и своевременность выполнения заданий; снижается количество пропусков аудиторных занятий; сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов; появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями; устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. Несмотря на указанные преимущества, проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов остается шкала оценок. Традиционно в отечественной высшей школе применяется словесная оценка знаний студентов: либо двухвариантная ("зачтено", "не зачтено"), либо четырехвариантная (или соответствующая оценка в баллах: 2, 3, 4, 5), либо шестивариантная ("зачтено", "не зачтено", "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"). Однако для реализации задач, предусматриваемых реформой высшего образования, данный подход представляется недостаточно гибким. Некоторые вузы (например, Волгоградский государственный технический университет, Мордовский государственный университет, Ивановский государственный химико-технологический университет и т.д.) используют 100-балльную шкалу оценки знаний студентов. Другие остаются приверженцами 5-балльной системы, иногда с десятичными и даже сотыми знаками (например, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Уральская государственная архитектурно-художественная академия). Третьи вводят свою совершенно новую систему (например, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – 7-балльную шкалу оценок). Кроме того, при осуществлении рейтингового контроля знаний студентов необходимо учесть специфику каждого преподаваемого предмета. Рейтинговая система может быть более успешно применена 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.