Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Лаборатория теоретических и методических проблем искусствоведения ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ: РЕМЕСЛО ИСКУССТВА Сборник научных трудов ВЫПУСК 9 Кемерово 2011 1 ББК 85 И86 Редакционная коллегия: канд. искусствоведения, доктор культурологии, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н. Л. Прокопова (отв. редактор); канд. искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Г. А. Жерновая (науч. редактор); канд. искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств И. Г. Умнова; канд. культурологии, доцент Кемеровского государственного университета культуры и искусств В. В. Чепурина И86 Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства [Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. <...> Настоящее издание является девятым выпуском сборника научных трудов «Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства». <...> » ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Чтецкому искусству исполнилось сто лет [1]. <...> За столь внушительный срок литературная эстрада претерпела множество взлетов и падений, прошла путь от камерности до масштабных мероприятий и обратно, выявила и заставила всю страну гордиться своими лучшими представителями. <...> Российские педагоги традиционно ведут работу над литературным материалом в рамках предмета «Сценическая речь» [2], считая, что анализ текста и его публичное исполнение, в первую очередь, приносят пользу в процессе воспитания драматического артиста. <...> Автор разделяет точку зрения кафедры сценической речи Театрального института им. <...> На наш взгляд, анализ художественных текстов является обязательным звеном, соединяющим предметы «Сценическая речь», «Мастерство актера», теоретические гуманитарные дисциплины, и неотъемлемой составляющей <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт_Ремесло_искусства_[Текст]_сборник_научных_трудов__Кемеровский_государственный_университет_культуры_и_искусств;_отв._ред._Н._Л._Прокопова._-_Кемерово__КемГУКИ,_2011.-_Вып._9._-__350_с..pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Лаборатория теоретических и методических проблем
искусствоведения
ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ:
РЕМЕСЛО ИСКУССТВА
Сборник научных трудов
ВЫПУСК 9
Кемерово 2011
1
Стр.1
ББК 85
И86
Редакционная коллегия:
канд. искусствоведения, доктор культурологии, профессор Кемеровского
государственного университета культуры и искусств
Н. Л. Прокопова (отв. редактор);
канд. искусствоведения, профессор Кемеровского
государственного университета культуры и искусств
Г. А. Жерновая (науч. редактор);
канд. искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств И. Г. Умнова;
канд. культурологии, доцент Кемеровского государственного университета
культуры и искусств В. В. Чепурина
И86 Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства
[Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова. – Кемерово:
КемГУКИ, 2011. – Вып. 9. – 351 с.
ISBN 978-5-8154-0192-1.
Настоящее издание является девятым выпуском сборника научных трудов
«Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства». Сборник
состоит из полемического жеста и трех разделов.
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0192-1
2
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ЖЕСТ
Бруссер А. М. «Нам не дано предугадать...». Художественное слово
в театральной школе............................................................................................. 3
Васильев Ю. А. Педагогика сценической речи: взгляд на год 2010-й.............. 19
Раздел I. РЕМЕСЛО ИСКУССТВА
Бородин Б. Б. Из истории музыкальной эстетики: поиски и находки Секста
Эмпирика............................................................................................................... 55
Фрейверт Л. Б. Индивидуальное решение музыкальной формы у Шопена
как романтическая особенность.......................................................................... 70
Гончаренко С. С. Зеркальная симметрия в операх Р. Вагнера.......................... 75
Л. Ф. Макарьев и Ю. П. Фролов. Комментарий к теме «наука и искусство»
(публикация, предисловие и примечания Ю. А. Васильева)............................ 96
Григорьянц Т. А. Отношения слова и тела в сценическом тексте.................... 114
Ковалева Н. Л. Как развивать умение «продышать стихотворение»............... 127
Ефремова М. Г. Речевая моторика как фактор вокально-интонационной
координации.......................................................................................................... 141
Раздел II.
ТЕКСТЕ
II. ИСКУССТВО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНОНЖерновая
Г. А. Идеализация зла в русском романтическом театре 1880–
90-х годов (А. И. Южин в ролях шекспировских «злодеев»).......................... 148
Геращенко В. П. Ключевая тема отечественной скульптуры первого советского
десятилетия................................................................................................. 167
Попова Н. С. Проект бани на Красной горке в Кемерове: вопрос об авторстве.....................................................................................................................
189
Сизова М. И. Формы выражения насилия в современной драматургии......... 196
Чепурина В. В. Репрезентация исповедальности в текстах «новой драмы»... 205
349
Стр.349
Басалаев С. Н. Некоторые аспекты интерпретации авторского текста
в современной театрально-культурной ситуации.............................................. 214
Раздел III. ИСКУССТВО СИБИРИ
Прокопова Н. Л. «Новая драма» и репертуарный театр: опыт соприкосновения
(на материале спектаклей Кузбасса)........................................................ 227
Медведева Н. В. Хоровое творчество композиторов Кемеровской области
(С. Б. Толстокулаков – К. В. Туев)...................................................................... 258
Чертогова М. Ю. Презентация личности: Инна Акимова............................... 273
Оленич Л. В. 1960-е годы в искусстве Сибири и творчество живописца
Г. Горенского......................................................................................................... 281
Карпенко В. Е. Из истории оперы в Иркутске................................................... 293
Петроченко Н. В., Щанкин В. И. Хореографические траектории Кузбасса:
к вопросам истории, тенденциям и перспективам развития (интервью)........ 298
Крылов И. А. Трансформация «героя» в театральном искусстве Кузбасса
2000–2010 годов (интервью)................................................................................ 333
НАШИ АВТОРЫ.................................................................................................. 347
350
Стр.350