№ 50 (6396)
12–18 декабря 2012 г.
www.lgz.ru
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
Выходит по средам
Культура
и Москва
неразделимы?
Москва по праву
считается одной из
культурных столиц
мира. Чем интересным
и новым в этой сфере
запомнится уходящий
год? Как расходуются
средства? Какие
проблемы не решены?
Своими впечатлениями
и мыслями делится
народный артист
России, депутат
Московской городской
думы Евгений
Герасимов.
СТР. 8
Роза Шираза
Есенин написал
«Персидские
мотивы», но никогда
не бывал в Иране.
Группе российских
писателей, учёных
и литературоведов
повезло больше.
Благодаря стараниям
ряда организаций
и культурного
представительства при
посольстве Ирана в РФ
они видели в древней
и прекрасной стране
и розы Шираза, и
гробницы Хафиза и
Саади, и многое другое.
СТР. 5
Ресторанное
дело
Замечено: суды у нас
почему-то склонны
игнорировать интересы
пострадавших, часто
становясь на сторону
тех, кто «при деньгах»
или «при власти». В
Санкт-Петербурге
жителям дома, чей
первый этаж был
незаконно захвачен
рестораном, пришлось
судиться... почти три
года!
Только после 38
(тридцати восьми!)
заседаний они
выиграли!.. Читайте
об этом опыте
борьбы с судейским
бюрократизмом
СТР. 13
На этой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 18 982 человека. Заходите!
Авангард второй свежести
«ЛГ»-РЕЙТИНГ
Даур Начкебиа. Берег
ночи. – М.: ОГИ, 2012.
– 304 с. – 1000 экз.
Глубокий и пронзительный
ро ман
современного абхазского
писателя Даура
Начкебиа (р. 1960)
«Берег ночи» написан
по-русски и переведён
на несколько языков.
К герою романа попадает
тетрадь военных
записей погибшего на
войне Адгура А. Вчитываясь в дневник товарища,
он пытается найти разгадку и высший смысл его
смерти. Война, навсегда изменяющая судьбы тех,
кто выжил, заставляет задуматься не только над
сущностными вопросами бытия, но и над простыми
человеческими чувствами. До войны Беслан
мечтал о карьере физика. Теперь наука, как и
вся прежняя жизнь, стала лишь набором разрозненных
воспоминаний. А некогда безмятежный
Сухуми превратился в убежище мародёров и
неприкаянных навоевавшихся досыта солдат. Да и
сам герой понимает, что невозможно воскресить
прошлое…
БАГАЖЪ. Книга о друзьях.
– М.: РА АрсисДизайн,
2012. – 180 с.
– 2000 экз.
Андрей Битов.
Ложь должна быть произнесена громко,
уверенным голосом, тогда кто-то воспримет
её как правду. Когда о выставке «Те же
в Манеже» говорят с экранов ТВ, когда о
ней пишут респектабельные газеты, возникает
мысль, что мы имеем дело с событием
уникальным по своим масштабам для
страны. Мы идём в Манеж, чтобы услышать
ответ на вопрос: «Как мы дошли до жизни
такой?», а в ответ слышим монолог Никиты
Сергеевича Хрущёва о художниках-авангардистах,
который навязчиво звучит из
всех динамиков. И долго после посещения
Манежа нас преследует рефрен о жирных
мухах, которым уподобил глава государства
мастеров тогдашнего художественного
авангарда. С грустью понимаем, что это
и есть ответ: культура в отдельно взятой
ЭПИТАФИЯ
Завет Белова
Ушёл из жизни великий русский писатель
моя лесная», а позже в газете
«Правда» – его первую повесть
«Привычное дело», опубликованную
в журнале «Север» в 1966 году,
что решило в ту пору её судьбу.
Белова невозможно понять и
Д
ля меня это ещё и тяжёлая
личная потеря. Без малого
40 лет нас связывали дружба
и единомыслие, а также чувство
землячества: мы родились и
выросли в вологодской глуши.
Горжусь, что поддержал в
«Комсомольской правде» его первую
книгу рассказов «Деревенька
оценить вне литературного контекста,
вне того уникального направления,
которое сложилось в русской
литературе во второй половине
минувшего века. Имя ему –
«деревенская проза», куда входили,
помимо Василия Белова, Валентин
Распутин, Василий Шукшин,
Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев,
Михаил Алексеев, Сергей
Залыгин, Евгений Носов, Виктор
Лихоносов, Владимир Солоухин,
Гавриил Троепольский, Александр
Яшин и позже Владимир Личутин,
Владимир Крупин… Явление
это возникло взрывом и сразу же
потеснило «шестидесятников»,
поскольку ставило вопросы не
политические, но – бытийные.
«Деревенской» её называли по
той причине, что авторы все как
один были выходцами из деревни.
Повторюсь, в действительности
она была прозой бытийной, историко-философской,
вынесшей на
общественное обсуждение коренные,
фундаментальные вопросы
нашего исторического бытия.
Полагаю, что эти глубоко патриотические
по духу прозаики куда в
большей степени, чем «шестидесятники»
или диссиденты, подготовили
случившиеся на переломе
веков драматические перемены в
нашей жизни, не догадываясь, к
чему эти перемены приведут.
Итогом этих перемен – среди
многого другого – стало и то, что
наша лучшая проза конца минувшего
века, по своему художественному
уровню вполне сопоставимая
с великой русской прозой
XIX столетия, упорно замалчивается,
как замалчиваются
великие Шолохов и Твардовский,
чуждые либеральной идеологии
рынка. Будем надеяться, что
публикация семитомного собрания
сочинений Василия Белова
перед самым его уходом означает
начало конца той сегрегации
лучших произведений русской
литературы ХХ века, которую с
такой последовательностью проводят
вот уже двадцать лет либеральные
СМИ. Что там царская
или советская цензура, когда вето
наложено на целое направление,
причём – лучшее в русской литературе!
Василий
Белов принадлежал к
шолоховской литературной школе.
Опередивший время на столетие,
«Тихий Дон» был предвестием
трагической и героической судьбы
русской деревни в ХХ веке.
Именно деревня положила себя
на алтарь Отечества ради его
спасения. Беспощадность коллективизации
сделала возможной
индустриализацию страны,
чтобы выиграть грядущую войну.
Война была выиграна миллионами
жизней на фронте, трудовым
подвигом жён и матерей в тылу.
Восстановление страны снова
легло на плечи народа и в первую
очередь крестьянства – при полном
запустении деревень.
Вот почему после смерти
Сталина первым в литературе
стал вопрос о культе личности
вождя и политических
репрессиях, а вторым – вопрос
о трагических судьбах деревни,
то есть о судьбах народа.
Этот вопрос возник стихийно и
взрывом. И поставили его писатели,
родившиеся и выросшие в
деревне, вернувшиеся с войны
или детьми трудившиеся от
зари до зари вместе с матерями
на колхозных полях, чтобы дать
фронту хлеб.
Окончание на стр. 5
стране разлагается, приглашая насекомых
к радостному пиру.
Выставка в Манеже, по замыслу кураторов,
должна была в чём-то повторить ту, которая
состоялась здесь же 50 лет назад. Ту, на которой
Никита Хрущёв высказался о сексуальной
ориентации участников экспозиции. Ту, после
которой стали скандально известными имена
Эрнста Неизвестного и Элия Белютина.
Полвека назад зрителя обманули тем,
что предъявили малоценные работы как
нечто значащее. Сегодня нас обманули «в
квадрате»: никаких «тех же» в Манеже не
было. Только 13 полотен безвестных авторов,
видимо, те, которые не удалось продать за
полвека, как язвили на открытии в кулуарах.
То, что некогда выглядело неприличным,
сегодня кажется скучным – вот основной вывод
из зрелища. Но что «на самом деле» происходит
в русском искусстве – по-прежнему вопрос.
Потуги «новаторов» были малосъедобны в год
30-летия МОСХа, не вызывают они аппетита
и ныне. Но почему маргинальное вдруг
стало магистральным? И только ли Запад
в этом виноват, или есть в происходящем
логика развития советской эстетики?
Вряд ли мы дадим окончательный ответ,
но всё же попробуем. Мёртвых нужно похоронить.
Иначе
голос Хрущёва: «Мухи, жирные
мухи» будет сопровождать нас всю жизнь,
вызывая отвращение к той лжи, которой
прикрывается «революционный художник»,
заигрывая с властью.
Специалисты и дилетанты
о русском авангарде – см. стр. 9
отличаются поразительной
верностью дружбе.
«БАГАЖЪ» – аббревиатура,
где буква «Б»
обозначает автора.
Далее – Ахмадулина,
Габриадзе, Алешковский,
Жванецкий. К твёрдому знаку относятся Грант
Матевосян, Юрий Рост, Виктория Иванова,
Владимир Тарасов, Александр Великанов. Тексты,
составившие книгу, принадлежат разным жанрам
– от литературоведения до очерка. Но все они образуют
единый прихотливый сюжет. В книге многие
акценты расставляются заново. Например, полузабытый
Виктор Голявкин, по мнению автора, определил
«наполовину», если не на «три четверти» стиль питерской
прозы. Книгу открывает статья об Александре
Жемчужникове, четвёртом, а по Битову – основном
«родителе» Козьмы Пруткова. Об Ахмадулиной Битов
пишет: «Это какое-то явление, сочетание позы, жеста,
звука голоса, интонации – всего». Книгу оформил
один из её героев – Резо Габриадзе.
Одесса в русской поэзии:
поэтическая антология.
– М.: Грифон, 2012.
– 232 с. – 650 экз.
Одесса в сознании
русского человека всегда
занимала особое место.
Город-памятник, городистория,
город-мечта.
Антология состоит их
трёх частей. Целью создания
этой книги было
собрание стихов русских
поэтов, писавших об
Одессе в XIX и XX столетиях. Вместе их сочинения
составляют своеобразный эпос двухвековой
истории города. Эпос, как известно, предполагает
многоголосие, включает в себя реальность и
миф, батальные сцены и лирику. Стихотворения,
вошедшие в антологию, напоены духом Одессы,
её атмосферой, «одесским образом мыслей».
Здесь представлены лучшие русские стихотворцы:
А. Пушкин, нобелевские лауреаты – И. Бунин,
Б. Пастернак, И. Бродский, а также современные
авторы. В антологии много современных поэтов,
составителю хотелось показать, что создание стихов
об Одессе – непрекращающийся процесс.
ТелевЕдение
ко мало кто обратил внимание на то, что среди
журналистов, задававших вопросы, либеральное
меньшинство было почему-то в большинстве.
Ещё более удивило, что НТВ представлял Алексей
Пивоваров, который известен своими откровенно
антипатриотическими, оскорбляющими
ветеранов фильмами о Великой Отечественной
войне. Его присутствие в «пуле» интервьюировавших
невольно бросало тень на премьера. Не
только в глазах ветеранов, но и всех, кому дорога
история нашей Родины, кто не хочет, чтобы её
порочили. Тем более это странно сейчас, когда
руководство страны заговорило о необходимости
патриотического воспитания молодёжи. Почему
это произошло? Есть несколько версий.
Премьер-министр солидаризуется с ультралиберальными,
прозападными взглядами Пивоварова
на освещение истории Великой Отечественной
войны? Хочется верить, что нет. К тому же
из-за недостатка времени он вряд ли имел возможность
посмотреть все опусы Пивоварова.
Пресс-служба премьера не информирована
об одиозной репутации журналиста? Тогда это
по меньшей мере непрофессионально.
Или, наоборот, прекрасно информирована и
сознательно подставила премьера?
А может быть, того чуднее: работники прессслужбы
разделяют антипатриотические взгляды
Пивоварова и навязывают их Д.А. Медведеву?
Но в любом случае подставили.
Премьера, похоже, подставили
В
печатной прессе активно обсуждалось недавнее
интервью премьер-министра
Д.А. Медведева пяти телеканалам, одна«Шестидесятники»
Владимир
БОГДАНОВ
Фёдор ЕВГЕНЬЕВ, Антон МЕНЬШОВ
Стр.1