№ 14 (6364)
4–10 апреля 2012 г.
www.lgz.ru
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
Выходит по средам
Мадьярская
лютня
С 10 по 14 апреля в Москве
и Санкт-Петербурге
пройдёт Неделя венгерской
поэзии в России.
«ЛГ» представляет
творчество четырёх поэтов
дружественной нам страны.
СТР. 6
Чудо
расчудесное
На книгах Чуковского
выросли минимум четыре
поколения читателей
всего мира. К 130-летию
«дедушки Корнея»
российское издательство
«Никея» выпустило
книгу воспоминаний о
замечательном поэте,
критике и литературоведе.
Вспоминают его в первую
очередь родные и близкие.
И, конечно, друзья.
Например, поэта Арсения
Тарковского привело в
восторг «Чудо-дерево».
СТР. 5
Страсти по ОТВ
Они накаляются.
Говорят, что на днях
президент подпишет
указ о его создании, что
уже согласован список
членов Попечительского
совета, в который
вошли исключительно
«симпатизанты Болота»
(Дмитрий Быков, Леонид
Парфёнов, Михаил
Федотов, Даниил Дондурей,
Ирина Прохорова, Манана
Асламазян…). Так какое
же это общественное
ТВ? Своё видение того,
каким должно быть ОТВ
и на каких принципах
оно должно строиться,
высказывает известный
журналист и телеведущий
Виталий Третьяков.
СТР. 10
«Карманная»
адвокатура
Наша судебная система, и
это признал в одной из своих
статей и Владимир Путин,
«носит ярко выраженный
обвинительный и
карательный уклон». А
где же наши адвокаты, где
их голос, их пламенные
речи в защиту униженных
и оскорблённых? Нет ли
и их вины в сложившейся
ситуации?
СТР. 11
На этой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 17 692 человека. Заходите!
В советские годы герценоведение
количеством
томов не уступало пушкиноведению.
Сегодня государство,
щедро награждающее
эстрадных див и
телеклоунов и ставящее
памятники «борцам с тоталитаризмом»,
фактически
осталось в стороне
от юбилея великого певца
свободы. О Герцене
судят нынче по пьесе англичанина
Тома Стоппарда
«Берег Утопии», опирающейся
на биографию
ГВОЗДЬ СЕЗОНА
Война – это поэзия масс
Ч
ётко и значительно прозвучала
опера «Война и мир»
со сцены Музыкального театра
им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Худрук
оперной труппы театра
непредсказуем. Сравнительно
недавно его «Севильский цирюльник»
озадачил зрителя игрой
в анахронизмы. Затем Александр
Титель выдал «Сказки Гофмана»
в подчёркнуто-традиционной режиссуре
и сценографии, чем порадовал
зрителя спокойного, не
экзальтированного. Теперь – на
сцене «Война и мир» в костюмах,
но, по сути, без декораций. Зато в
опере Прокофьева в ещё большей
степени, нежели в «Сказках Гофмана»,
проявилась способность
режиссёра не бояться банальностей
там, где нет нужды оригинальничать,
не стыдиться пафоса
там, где он уместен.
Давайте посмотрим, что удалось
театру с непростой и совсем
не короткой оперой Сергея Прокофьева,
написанной по произведению,
которое со школьных лет
навязло в зубах каждого, кто не
имел смелости пропускать уроки
литературы.
Во-первых, на сцене появилась
серьёзная работа, четыре часа не
отпускающая внимание не только
слушателя, но и зрителя. Спето и
сыграно всё было так, что ощущение
ускользающего личного времени
уходило, уступая место более
важному потоку – Летописи
Русской Жизни в её героический
период.
Во-вторых, выяснилось, что
всё, рассказанное в школе о «Войне
и мире», правда: и о суетности
света, и о движении народных
масс, и о роли личности в истории
– всё это есть у Толстого. Можно
спорить с писателем относительно
того, прав ли он, но нельзя опровергнуть
мнение о том, что Лев
Николаевич так думал, как нас
учили. Титель проиллюстрировал
дидактические материалы по русамериканского
слависта
Мартина Малия. По мнению
последнего, Герцена
«разбудили» вовсе не декабристы,
а немцы – Шиллер,
Шеллинг и Гегель.
Как бы то ни было, на настоящий
момент Герцена
можно смело признать
самым непрочитанным и
невыявленным русским
мыслителем.
Революционная молодёжь
осуждала его за либеральные
иллюзии. Но
был ли в классическом
смысле либералом человек,
написавший: «Мир оппозиции,
мир парламентских
драк, либеральных
форм – тот же падающий
мир». Или: «Нельзя людей
освобождать в наружной
По ком звонил «Колокол»?
200 лет назад родился Александр Герцен
жизни больше, чем они
освобождены внутри».
Герцен в отличие от большинства
либералов любил
Россию и верил в неё:
«Смотря на наши соборы и
кремли, как будто слышится
родной напев и родной
говор, – чувства, достойные
самого ревностного
славянофила». Но был ли
он славянофилом? «Из
того, что Европа умирает,
никак не следует, что
славяне не в ребячестве…
Натура славян в развитых
экземплярах богата силами…
но действительность
бедна».
Благодаря статье Ленина
«Памяти Герцена» в нашем
сознании закрепился образ
чуть ли не предтечи Великого
Октября. Но Герцен
в течение 20 лет яростно
спорил с Марксом и «марксидами»
и далеко не был
уверен в революционной
целесообразности: «Горе
бедному духом и тощему
художественным смыслом
перевороту, который из
всего былого и нажитого
сделает скучную мастерскую,
которой вся выгода
будет состоять в одном
пропитании, и только в пропитании».
Демократ и кумир
народников, он писал:
«Меня просто ужасает современный
человек… весьма
вероятно, что будущие
поколения выродятся ещё
больше, ещё больше обмелеют
умом и сердцем».
Кто же он – Александр
Герцен? Кого будил и по
ком звонил его «Колокол»?
Нам ещё только предстоит
это выяснить…
Продолжение темы на стр. 4
В преддверии 200-летия Александра Ивановича Герцена «ЛГ»
попросила ответить на нашу анкету людей разных профессий.
1. Давно ли вы перечитывали «Былое и думы»? Каковы
нынешние впечатления?
2. В чём, на ваш взгляд, актуальность идей Герцена?
Ответы на стр. 2, 8, 10, 11
«ЛГ»-РЕЙТИНГ
Герцен А.И. Сорокаворовка.
Легенда:
1 CD. MP3. – М.: 1СПаблишинг,
2011. –
(Серия «Русская классика»).
В
аудиокнигу рус
ского
писателя, публициста
и философа
Александра Ивановича
Герцена (1812–1870),
чьё двухсотлетие отмечается в эти дни, вошли две
его ранние повести. Общее время звучания – 2 часа
53 минуты. Текст читает Арина Ланская. Аудиокнига
предназначена для прослушивания с помощью компьютера,
МР3-плеера и любых других аудиосистем,
поддерживающих воспроизведение файлов формата
МР3. Печально, что ни одно книжное издательство
не вспомнило о юбилее Герцена и не озаботилось
выпуском хотя бы «Избранного» (о собрании сочинений
и речи нет) этого выдающегося представителя
отечественной словесности. Во всяком случае,
новых изданий классика на бумаге мы не обнаружили,
а жаль.
Поэты «Сибирских
огней». ХХI век:
Поэтическая антология /
Сост. Владимир Берязев,
Владимир Ярцев.
– Новосибирск: ГБУ
НСО «Редакция журнала
«Сибирские огни», 2012.
– 512 с. – 500 экз.
В антологию вошли
стихотворения известных
поэтов современной
России, опубликованные
в журнале «Сибирские огни» за последние двенадцать
лет. Среди авторов – Владимир Алейников,
Владимир Берязев, Равиль Бухараев, Лидия
Григорьева, Алексей Ивантер, Олеся Николаева,
Денис Новиков, Светлана Сырнева, Владимир
Шемшученко и многие другие. «При всей яркости
и оригинальности поэтических миров, представленных
в антологии, каждый из поэтов является продолжателем
классической поэтической традиции»,
– пишет в предисловии Светлана Кекова. Книга
предназначена студентам-филологам и преподавателям
русской литературы, а также всем, кто любит и
ценит настоящую поэзию.
Чуковская Л.К. Памяти
детства: Мой отец
– Корней Чуковский.
– М.: Время, 2012. – 256 с.
– 3000 экз.
В этой книге Лидия
Чуковская, автор знаменитых
«Записок об
Анне Ахматовой», рассказывает
о своём отце
– замечательном писателе
Корнее Чуковском.
Воспоминания написаны
ясным, простым, очень
точным и образным языком
и повествуют о повседневной жизни Корнея
Ивановича, о Куоккале (Репино), об отношении
Чуковского к детям, природе, деятелям искусства,
с которыми он дружил (Илья Репин, Максим
Горький, Владимир Маяковский, Александр Блок,
Фёдор Шаляпин и др.). Чуковский предстаёт в книге
без «хрестоматийного глянца» – обычным человеком
со своими горестями и слабостями. Может быть,
именно поэтому книга будет интересна не только
специалистам, но и рядовым читателям, включая
самых маленьких.
ГЕРОИЗМ
ской литературе, но кто осмелится
сказать, что это дело ненужное?
В-третьих, режиссёр осмелился
почти на преступление в глазах
«рукопожатных»: Титель создал
сценическое произведение патриотическое
и, не побоимся этого
слова, националистическое.
По каждому пункту мы готовы
держать ответ, по каждому что-то
произнесём, а если добавим нечто
мимоходом, то ведь и «Война
и мир» не одномерное чтиво с
единственной мыслью. Трюизм:
Толстому присущ полифонизм в
изображении характеров при всей
его «упёртости» в ряде маниакальных
идей. Писателем-романистом
он был гениальным, мыслителем
– так себе, офицером – хорошим.
Думается, это и спасло творчество
Льва Николаевича. Там, где он касался
войны, всюду получались
полотна шедевральные. Разные по
размеру, но всегда яркие и завораживающие,
с героями, которых
нельзя не любить, которыми нельзя
не восхищаться.
Окончание на стр. 8
в Амурской области спас жизнь солдат. 28 марта на
полигоне после неудачного броска солдата одна из
боевых гранат попала в окоп, где находились десятки
военнослужащих. Чтобы спасти подчинённых,
командир батальона накрыл её собой. Раненого офицера
доставили в военный госпиталь, но раны оказались
смертельными.
В
городе Волжском Волгоградской области
2 апреля прошли похороны майора Сергея
Солнечникова, который во время учений
Олег ЧЕРНОУС
Елена ШЕЛКУН
ИТАР-ТАСС
Стр.1