Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644788)
Контекстум

Основы начального обучения плаванию детей-аутистов 8-10 лет (организация и методика). (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЩербинина
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц28
ID205231
АннотацияЦель исследования - разработать и экспериментально проверить комплексную программу начального обучения плаванию средствами адаптивной физической культуры, с учетом особенностей дефекта детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА).
Щербинина, Ю.Л. Основы начального обучения плаванию детей-аутистов 8-10 лет (организация и методика). : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.Л. Щербинина .— Москва : РГУФКСиТ, 2006 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205231 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

— Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006 Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Рубцова Наталия Олеговна Официальные оппоненты: кандидат медицинских наук, профессор Попов Сергей Николаевич доктор педагогических наук, профессор Мснхин Юрий Владимирович Ведущая организация: ВНИИФК Защита состоится «<=*V» q?e~4/i£-ui*~ 2006 г. в -/Ж. часов на заседании диссертационного совета <...> Проблема абилитации ранних аутистических состояний из-за выраженной социальной дезадаптации больных этих контингентов занимает существенное место в общей проблеме реабилитации детской и подростковой личностной патологии, нарушений развития. <...> Как показывает отечественный диагностика, комплексная длительная и зарубежный адекватная опыт, ранняя медико-психолого- педагогическая коррекция дают возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний и искусстве. <...> При отсутствии лечебно-коррекциошюй работы в физиологически благоприятные сроки развития с больными, страдающими детским аутизмом, более чем в 2/3 случаев наступает глубокая инвалидность. <...> В коррекции недостатков физического развития и нарушений моторики большое значение принадлежит формированию соответствующих возможностей у аномальных детей посредством адаптивного физического воспитания - АФВ. <...> АФВ целенаправленно влияет на развитие аномальных детей, способствует гармоничному росту и развитию их физических качеств, сглаживает, коррегирует и компенсирует двигательные и умственные нарушения. <...> Обучение плаванию, в том числе детей-аутистов, решает задачи государственного <...>
Основы_начального_обучения_плаванию_детей-аутистов_8-10_лет_(организация_и_методика)..pdf
ш На правах рукописи ЩЕРБИНИНА. ЮЛИЯ ЛЬВОВНА ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕИАУТИСТОВ 8-10 ЛЕТ (ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА) 13.00.04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: Официальные оппоненты: кандидат педагогических наук, доцент Рубцова Наталия Олеговна кандидат медицинских наук, профессор Попов Сергей Николаевич доктор педагогических наук, профессор Мснхин Юрий Владимирович Ведущая организация: ВНИИФК Защита состоится «<=*V» q?e~4/i£-ui*~ 2006 г. в -/Ж. часов на заседании диссертационного совета К.311.003.01 Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан « » 2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Т о о о о о 5 о5з ЦОБ по ФКиС РГАФК /^ ^ / И.В. Чеботарёва
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Проблема абилитации ранних аутистических состояний из-за выраженной социальной дезадаптации больных этих контингентов занимает существенное место в общей проблеме реабилитации детской и подростковой личностной патологии, нарушений развития. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психологопедагогическая коррекция дают возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний и искусстве. При отсутствии лечебно-коррекциошюй работы в физиологически благоприятные сроки развития с больными, страдающими детским аутизмом, более чем в 2/3 случаев наступает глубокая инвалидность. В коррекции недостатков физического развития и нарушений моторики значение большое принадлежит формированию соответствующих возможностей у аномальных детей посредством адаптивного физического воспитания - АФВ. АФВ целенаправленно влияет на развитие аномальных детей, способствует гармоничному росту и развитию их физических качеств, сглаживает, коррегирует и компенсирует двигательные и умственные нарушения. Обучение плаванию, в том числе детей-аутистов, решает задачи государственного значения, так как является одним из эффективных оздоровительных средств и безмедикаментозной реабилитации, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общественного развития и служит основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде. В доступных нам источниках не было обнаружено работ, описывающих методику начального обучения плаванию детей-аути?гЛ>в в условиях школы, а так же раскрывающих влияние обучения-^плаванию на особенности
Стр.3
4 психомоторики, формирование личности ребенка, его работоспособность и иа включение его в полноценную общественную жизнь. Значимость проблемы коррекции моторного профиля детей с РДА, важность включения их в полноценную жизнь и возможность социальной адаптации определяют актуальность исследования. Объектом исследования является процесс адаптивного физического воспитания детей с РДА, учитывающих характер основных дефектов, направленный на коррекцию психомоторики и обеспечивающих их социальнобытовую адаптацию. Предмет исследования - методология рационального сочетания физических упражнений коррекционной направленности с адаптированными элементами методик обучения плаванию. Цель исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке комплексной программы начального обучения плаванию средствами адаптивной физической культуры, с учетом особенностей дефекта детей с РДА, и ее влияния на коррекцию двигательных нарушений у таких детей и возможности их социальной интеграции. Рабочая гипотеза исследования состояла в том, что применение комплексной программы начального обучения плаванию детей с РДА с использованием средств АФК будет способствовать коррекции особенностей психомоторики ребенка и совершенствованию процессов обучения и самообслуживания, тем самым, обеспечивая более полное решение задач его социальной абилитации. Задачи исследования. В соответствии с определением предмета и поставленной целью исследования в работе решались следующие задачи: 1. Провести теоретико-методологический анализ использования форм, средств и методов адаптивного плавания в системе адаптивного физического воспитания, спорта и социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом.
Стр.4
5 2. Изучить особенности морфо-функционального состояния, функционального состояния ЦНС, уровня развития физических качеств и психомоторики аномальных детей. 3. Разработать комплексную методику начального обучения плаванию детей с РДА средствами АФК. 4. Экспериментально проверить комплексную методику начального обучения плаванию детей с РДА средствами АФК. Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Изучение и анализ научно-методической литературы. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Педагогический эксперимент. 4. Контрольное тестирование. 5. Социологический опрос (анкетирование). 6. Методы математической статистики. Организация исследования. Экспериментальная часть работы проводилась на базе Государственного Образовательного Учреждения Департамента образования г. Москвы специальной (коррекционной) школыинтерната VIII вида № 29. Ознакомление с особенностями детей, обучающихся в Центре, осуществлялось посредством бесед с классными руководителями, педагогами-дефектологами, психологами, учителями физической культуры и в ходе регулярного педагогического наблюдения. В нашем исследовании принимали участие 25 детей в возрасте 8-11 лет. Экспериментальную группу составили 14 человек, ученики J-3-х классов, контрольную - 11, ученики тех же классов. Для сравнения особенностей развития аутичных и здоровых детей, нами были обследованы 15 дошкольников, посещающих муниципальный детский сад № 461. Дети с РДА экспериментальной группы занимались по экспериментальной программе адаптивного плавания с использованием упражнений, специально-направленных на расширение двигательной базы,
Стр.5