На правах руке
ХВАЛЬКО НИКОЛАИ ГЕОРГИЕВИЧ
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПЕРЕРАБОТКЕ
БОЛЬШИХ ОБЪЁМОВ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
У ОБУЧАЕМЫХ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Шалманов Анатолий Александрович
кандидат
психологических наук, профессор Тюков Анатолий Александрович
Ведущая
организация: Московская государственная академия физической
культуры,
Защита состоится " с#£ " июня 2006 г. в •// О Она
заседании диссертационного совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО
«Российский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма» по адресу: Москва, Сиреневый б-р, 4, ауд 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК
Автореферат разослан «
»
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.п.н., доцент
/ (у^*^' /
2006 г.
*
/vfa*^
|1||||11111||111111
Т000005038
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Чеботарёва И.В.
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В современном мире успех отдельного человека
во многом обусловлен его способностями к эффективному усвоению, освоению
и переработке больших объемов информации во время обучения и профессиональной
деятельности. Но для человека, в отличие от технических устройств,
усвоение и переработка информации — активный процесс, связанный с
интеллектуальными
усилиями
и
психофизиологическими
затратами.
Сегодня в мире объем знаний удваивается каждые 10 лет (А. Назарова,
2004). Если объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100 единиц, то в
2005 году он составил уже 4800 единиц. И, если попытаться сохранить уровень
знаний выпускника средней школы на относительном уровне 55-летней давности,
школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет, не говоря уже о подготовке
специалиста с высшим образованием. Сохранение и увеличение объема
необходимой информации, и одновременное сокращение часов обучения по отдельным
дисциплинам приводят к поверхностному изучению предметов, что в
свою очередь, приводит к снижению качественного уровня подготовки специалистов.
Особенно этот вопрос актуален в вузах физической культуры, где студенты
периодически выбывают из учебного процесса для подготовки и участия в спортивных
мероприятиях, а затем вынуждены в короткие сроки перерабатывать и усваивать
большие объёмы учебной информации. Следовательно, необходимо разработать
специфические способы и методы, которые способствовали бы не только
сохранению относительного уровня знаний студента, но и предопределили развитие
ведущих способностей будущего специалиста, способного успешно и эффективно
осуществлять свою профессиональную деятельность.
Необходим совершенно другой уровень и набор способностей и умений
специалиста, умеющего правильно работать с информацией. Прежде всего,
умеющего думать, работоспособного, уверенного, рефлексивного, в совершенстве
Стр.3
4
владеющего всеми формами мышления, эрудированного, обогатившего себя знаниями,
которые выработало человечество.
Вторая не менее важная сторона необходимости нового подхода в выработке
технологии образовательного процесса — это постоянно ухудшающееся психосоциальное
здоровье учащихся и студентов, связанное с психофизическими перегрузками,
экзаменационными стрессами, систематическим дефицитом времени в
современных социально-экономических условиях обучения в вузе. В этой связи
для подготовки информационно грамотного, хорошо ориентирующегося в современных
научных знаниях и парадигмах специалиста необходимы иные подходы:
систематизация старых и разработка новых способов и технологий работе с информацией,
направленных на расширение индивидуальных способностей и интеллектуального
уровня будущих специалистов.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в разработке
особых способов освоения больших объёмов учебной информации, которые будут
способствовать развитию мышления, познавательной потребности, сознания и, в
конечном итоге, развитие интеллекта и личности, обучающихся в вузах физической
культуры и спорта.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что разрабатываемая
методика развития способностей к переработке и освоению информации дает
возможность при сложившейся монологической (со стороны педагогов) системе
обучения, пробудить у студентов стремление к глубокому пониманию предмета
обучения. Учащиеся не только воспринимают и запоминают информацию, но и
оценивают, связывают ее со своим мировоззрением, со своими предыдущими
знаниями и умениями, а также формируют прогностическое представление о
возможности использования освоенной информации в будущей профессиональной
деятельности. Это, в свою очередь, должно разрешить проблему несоответствия
между постоянно увеличивающимся объемом информации, необходимой для
осуществления профессиональной деятельности и возможностями классической
Стр.4
5
педагогики, не способной в своих методах и средствах развивать информационные
способности современных специалистов.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальных и информационных
способностей и некоторых психических свойств личности, влияющих
на когнитивные способности учащихся.
Предмет исследования: структура и содержание способа обучения работе с
большими объёмами учебной информации, определяющего развитие психосоциальных
свойств личности и когнитивных способностей студентов.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что в ходе овладения студентами
и аспирантами соответствующих алгоритмов работы с информацией возрастёт
интеллектуальный уровень обучаемых, улучшатся их когнитивные способности.
Ожидалось, что будет иметь место положительная динамика изменения психосоциальных
качеств учащихся, с одновременным ростом самооценки, повышением
креативности критичности мышления. Предполагалось также, что значительно
изменятся психомоторные качества обучаемых.
Цель исследования: разработка способов, направленных на повышение
скорости восприятия и качества работы с учебной информацией и определяющих
развитие таких компонентов интеллекта, как память, мышление, когнитивные способности,
а также улучшение психосоциального здоровья студентов высшей школы.
Задачи
исследования:
1. Провести логико-содержательный анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования.
2. Подобрать комплекс диагностических методик с целью выявления интеллектуальных,
когнитивных способностей и личностных качеств обучаемых.
3. Экспериментально изучить и определить особенности взаимосвязи уровня
развития умственных способностей, когнитивной дифференцированное™ и
психосоциального здоровья обучаемых.
Стр.5