Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие способностей к переработке больших объемов учебной информации у обучаемых в вузах физической культуры. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторХвалько
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц24
ID205224
АннотацияЦель работы - разработка способов, направленных на повышение скорости восприятия и качества работы с учебной информацией и определяющих развитие таких компонентов интеллекта, как память, мышление, когнитивные способности.
Хвалько, Н.Г. Развитие способностей к переработке больших объемов учебной информации у обучаемых в вузах физической культуры. : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Хвалько .— Москва : РГУФКСиТ, 2006 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205224 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах руке ХВАЛЬКО НИКОЛАИ ГЕОРГИЕВИЧ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПЕРЕРАБОТКЕ БОЛЬШИХ ОБЪЁМОВ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ У ОБУЧАЕМЫХ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006 2 Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Шалманов Анатолий Александро вич кандидат психологических наук, профессор Тюков Анатолий Александро вич Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры, Защита состоится " с#£ " июня 2006 г. в • / / ООна заседании диссертационного совета <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК Автореферат разослан « » 2006 г. |1||||11111||111111 Т000005038 Ученый секретарь диссертационного совета <...> В современном мире успех отдельного че ловека во многом обусловлен его способностями к эффективному усвоению, ос воению и переработке больших объемов информации во время обучения и про фессиональной деятельности. <...> Но для человека, в отличие от технических уст ройств, усвоение и переработка информации — активный процесс, связанный с интеллектуальными усилиями и психофизиологическими затратами. <...> Особенно этот вопрос актуален в вузах физической культуры, где студенты периодически выбывают из учебного процесса для подготовки и участия в спор тивных мероприятиях, а затем вынуждены в короткие сроки перерабатывать и ус ваивать большие объёмы учебной информации. <...> Следовательно, необходимо раз работать специфические способы и методы, которые способствовали бы не только сохранению относительного уровня знаний студента, но и предопределили разви тие ведущих способностей будущего специалиста <...>
Развитие_способностей_к_переработке_больших_объемов_учебной_информации_у_обучаемых_в_вузах_физической_культуры..pdf
На правах руке ХВАЛЬКО НИКОЛАИ ГЕОРГИЕВИЧ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПЕРЕРАБОТКЕ БОЛЬШИХ ОБЪЁМОВ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ У ОБУЧАЕМЫХ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Шалманов Анатолий Александрович кандидат психологических наук, профессор Тюков Анатолий Александрович Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры, Защита состоится " с#£ " июня 2006 г. в •// О Она заседании диссертационного совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: Москва, Сиреневый б-р, 4, ауд 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК Автореферат разослан « » Ученый секретарь диссертационного совета к.п.н., доцент / (у^*^' / 2006 г. * /vfa*^ |1||||11111||111111 Т000005038 ЦОБ по ФКиС РГАФК Чеботарёва И.В.
Стр.2
3 Общая характеристика работы Актуальность исследования. В современном мире успех отдельного человека во многом обусловлен его способностями к эффективному усвоению, освоению и переработке больших объемов информации во время обучения и профессиональной деятельности. Но для человека, в отличие от технических устройств, усвоение и переработка информации — активный процесс, связанный с интеллектуальными усилиями и психофизиологическими затратами. Сегодня в мире объем знаний удваивается каждые 10 лет (А. Назарова, 2004). Если объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100 единиц, то в 2005 году он составил уже 4800 единиц. И, если попытаться сохранить уровень знаний выпускника средней школы на относительном уровне 55-летней давности, школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет, не говоря уже о подготовке специалиста с высшим образованием. Сохранение и увеличение объема необходимой информации, и одновременное сокращение часов обучения по отдельным дисциплинам приводят к поверхностному изучению предметов, что в свою очередь, приводит к снижению качественного уровня подготовки специалистов. Особенно этот вопрос актуален в вузах физической культуры, где студенты периодически выбывают из учебного процесса для подготовки и участия в спортивных мероприятиях, а затем вынуждены в короткие сроки перерабатывать и усваивать большие объёмы учебной информации. Следовательно, необходимо разработать специфические способы и методы, которые способствовали бы не только сохранению относительного уровня знаний студента, но и предопределили развитие ведущих способностей будущего специалиста, способного успешно и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Необходим совершенно другой уровень и набор способностей и умений специалиста, умеющего правильно работать с информацией. Прежде всего, умеющего думать, работоспособного, уверенного, рефлексивного, в совершенстве
Стр.3
4 владеющего всеми формами мышления, эрудированного, обогатившего себя знаниями, которые выработало человечество. Вторая не менее важная сторона необходимости нового подхода в выработке технологии образовательного процесса — это постоянно ухудшающееся психосоциальное здоровье учащихся и студентов, связанное с психофизическими перегрузками, экзаменационными стрессами, систематическим дефицитом времени в современных социально-экономических условиях обучения в вузе. В этой связи для подготовки информационно грамотного, хорошо ориентирующегося в современных научных знаниях и парадигмах специалиста необходимы иные подходы: систематизация старых и разработка новых способов и технологий работе с информацией, направленных на расширение индивидуальных способностей и интеллектуального уровня будущих специалистов. Таким образом, проблема нашего исследования заключается в разработке особых способов освоения больших объёмов учебной информации, которые будут способствовать развитию мышления, познавательной потребности, сознания и, в конечном итоге, развитие интеллекта и личности, обучающихся в вузах физической культуры и спорта. Актуальность нашего исследования заключается в том, что разрабатываемая методика развития способностей к переработке и освоению информации дает возможность при сложившейся монологической (со стороны педагогов) системе обучения, пробудить у студентов стремление к глубокому пониманию предмета обучения. Учащиеся не только воспринимают и запоминают информацию, но и оценивают, связывают ее со своим мировоззрением, со своими предыдущими знаниями и умениями, а также формируют прогностическое представление о возможности использования освоенной информации в будущей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, должно разрешить проблему несоответствия между постоянно увеличивающимся объемом информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности и возможностями классической
Стр.4
5 педагогики, не способной в своих методах и средствах развивать информационные способности современных специалистов. Объект исследования: процесс формирования интеллектуальных и информационных способностей и некоторых психических свойств личности, влияющих на когнитивные способности учащихся. Предмет исследования: структура и содержание способа обучения работе с большими объёмами учебной информации, определяющего развитие психосоциальных свойств личности и когнитивных способностей студентов. Гипотеза исследования: Предполагалось, что в ходе овладения студентами и аспирантами соответствующих алгоритмов работы с информацией возрастёт интеллектуальный уровень обучаемых, улучшатся их когнитивные способности. Ожидалось, что будет иметь место положительная динамика изменения психосоциальных качеств учащихся, с одновременным ростом самооценки, повышением креативности критичности мышления. Предполагалось также, что значительно изменятся психомоторные качества обучаемых. Цель исследования: разработка способов, направленных на повышение скорости восприятия и качества работы с учебной информацией и определяющих развитие таких компонентов интеллекта, как память, мышление, когнитивные способности, а также улучшение психосоциального здоровья студентов высшей школы. Задачи исследования: 1. Провести логико-содержательный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Подобрать комплекс диагностических методик с целью выявления интеллектуальных, когнитивных способностей и личностных качеств обучаемых. 3. Экспериментально изучить и определить особенности взаимосвязи уровня развития умственных способностей, когнитивной дифференцированное™ и психосоциального здоровья обучаемых.
Стр.5