На правах рукописи
ФАМ ДОНГ ДЫК
Структура и содержание
специальной
физической
подготовки юных борцов 15-16 лет
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической
культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2006
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств
Российского
государственного
университета
физической
культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор
Подливаев Борис Анатольевич
Официальные оппоненты:
доктор медицинских наук, профессор
Полисвскин Сергей Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Пашинцев Валерий Георгиевич
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита диссертации состоится
« /у
» ^/&srz*^<ft*£
•/у. <...> Анализ
подготовки
сильнейших
спортсменов как у нас в стране, так и за рубежом показывает, что при
целенаправленном подборе средств тренировки, направленных на комплексное
развитие ведущих качеств и способностей, характерных для конкретного вида
спорта
и
адекватных
деятельности,
можно
современным
существенно
требованиям
повысить
соревновательной
эффективность
учебно-
тренировочного процесса. <...> Для спортивных единоборств и, в частности, вольной и греко-римской
борьбы ведущими факторами, обуславливающими спортивное мастерство,
являются техническая, физическая и психологическая подготовка (Новиков
А.А., Игуменов В.М., Шахмурадов Ю.А., Миндиашвили Д.Г., Подливаев Б.А.,
J^4
Пилоян Р.А. и др.) <...> . Спортивная деятельность борца направлена на достижение
^> победы в личном поединке с соперником и обеспечивается необходимым
' ^ уровнем технико-тактической, физической и психической подготовленности,
обусловленной
индивидуальными
особенностями
спортсменов,
качеством и эффективностью учебно-тренировочного
а
процесса
также
(Игуменов <...>
Структура_и_содержание_специальной_физической_подготовки_юных_борцов_15-16_лет..pdf
На правах рукописи
ФАМ ДОНГ ДЫК
Структура и содержание специальной
физической
подготовки юных борцов 15-16 лет
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической
культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств Российского государственного университета
физической
культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук, профессор
Подливаев Борис Анатольевич
доктор медицинских наук, профессор
Полисвскин Сергей Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Пашинцев Валерий Георгиевич
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита диссертации состоится
« /у » ^/&srz*^
Стр.2
3
Актуальность
ОБЩАЯ ХАРАТЕРИСТИКА РАБОТЫ
исследования. Анализ
подготовки
сильнейших
спортсменов как у нас в стране, так и за рубежом показывает, что при
целенаправленном подборе средств тренировки, направленных на комплексное
развитие ведущих качеств и способностей, характерных для конкретного вида
спорта
и
адекватных
современным требованиям соревновательной
деятельности, можно существенно повысить эффективность учебнотренировочного
процесса.
Для спортивных единоборств и, в частности, вольной и греко-римской
J^ 4
борьбы ведущими факторами, обуславливающими спортивное мастерство,
являются техническая, физическая и психологическая подготовка (Новиков
А.А., Игуменов В.М., Шахмурадов Ю.А., Миндиашвили Д.Г., Подливаев Б.А.,
Пилоян Р.А. и др.). Спортивная деятельность борца направлена на достижение
^> победы в личном поединке с соперником и обеспечивается необходимым
' ^ уровнем технико-тактической, физической и психической подготовленности,
обусловленной индивидуальными особенностями спортсменов, а также
качеством и эффективностью учебно-тренировочного процесса (Игуменов
В.М., Новиков А.А, Пилоян Р.А., Туманян Г.С. и др.). В связи с этим,
актуальность
изучения
современных
требований
соревновательной
деятельности и создание адекватной этим требованиям технологии
моделирования тренировочных заданий для сопряженного развития ведущих
качеств спортсменов отмечают многие авторы (Демин В.А.,1975; Новиков А.А.,
Акопян А.О., 1993; Матвеев Л.П.,1996 и др.).
В связи с этим, изучение и создание технологии моделирования
тренировочных заданий для сопряженного развития ведущих качеств
спортсменов, адекватной современным требованиям соревновательной
деятельности, представляет собой важную актуальную задачу спортивной
НауКИ.
Г» | /J р« :*,-:- r^l / = *
Стр.3
4
Объектом исследования физические и психомоторные качества юных
борцов 15-16 лет России и Вьетнама.
Предметом исследования — средства и методы развития физических и психомоторных
качеств у юных спортсменов.
Рабочая гипотеза исследования состояла в предположении, что разработка
технологии моделирования тренировочных заданий для сопряженного развития
физических и психических качеств будет способствовать не только существенному
повышению уровня спортивного мастерства юных борцов, но и уровня их
эмоциональной устойчивости.
Цель работы заключалась в теоретическом и экспериментальном обосновании
технологии моделирования тренировочных заданий для сопряженного развития
физических и психических качеств и технической подготовленности юных
борцов, адекватной современным требованиям соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру технико-тактических показателей соревновательной
деятельности юных борцов вольного стиля в соответствии с современными требованиями;
2.
Выявить уровень развития физических и психомоторных качеств юных
борцов России и Вьетнама;
3. Разработать принципы моделирования тренировочных заданий для сопряженного
развития физических и психических качеств у юных борцов;
4. Разработать программу сопряженной тренировки и экспериментально
обосновать эффективность ее применения в практике подготовки юных борцов
Вьетнама.
Методологическую базу исследования составили труды по теории физического
воспитания и спортивной тренировки Л.П. Матвеева, Новикова А.А.,
Игуменова В.М., Шахмурадова Ю.А., Миндиашвили Д.Г., Подливаева Б.А.,
Пилояна. Р.А., Туманяна Г.С., Демина В.А., Акопяна А.О. и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:
Стр.4
5
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по
теме исследования;
2. Педагогические наблюдения;
3. Видеозапись и анализ технико-тактической подготовленности юных борцов
вольного стиля на крупнейших международных соревнованиях;
4. Педагогическое тестирование физической подготовленности спортсменов
в спортивных единоборствах;
5.Психо-физиологическое тестирование юных борцов;
6. Педагогический эксперимент;
7.Методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с октября
2003 по май 2006г.г. по следующим этапам:
1 этап (октябрь 2003 - май 2004г.) - выбор темы и предварительное изучение
научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
2 этап (май - декабрь 2004г.) - видеозапись ответственных соревнований по
борьбе и анализ технико-тактического мастерства сильнейших спортсменов, определение
уровня физической и психической подготовленности сильнейших борцов-юношей;
3
этап (январь - декабрь 2005г.) - разработка технологии сопряженной тренировки
в борьбе и экспериментальная проверка ее эффективности в педагогическом
эксперименте;
4 этап (январь - май 2006г.) - обработка полученных данных, написание
текста работы и ее апробация.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
-
вольного стиля на ответственных международных турнирах;
-
выявлены показатели соревновательной деятельности юных борцов
выявлена структура эффективных технико-тактических действий в
борьбе в соответствии с современными требованиями соревновательной деятельности;
Стр.5