Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование спортивных двигательных навыков у тяжело умственно отсталых детей-инвалидов на примере занятий плаванием. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТалицкая
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205210
АннотацияЦель исследования - совершенствовать процесс адаптивного физического воспитания подростков с тяжелой умственной отсталостью для достижения ими наиболее полной социальной адаптации и интеграции.
Талицкая, О.В. Формирование спортивных двигательных навыков у тяжело умственно отсталых детей-инвалидов на примере занятий плаванием. : автореф. дис. … канд. пед. наук / О.В. Талицкая .— Москва : РГУФКСиТ, 2007 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205210 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Талицкая Ольга Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ТЯЖЕЛО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007 Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Рубцова Наталья Олеговна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Попов Олег Игоревич доктор педагогических наук, Ц О Б по Ф К и С РГАФК профессор Дмитриев Владимир Сергеевич Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится « $ » М^лж^ 200 ff года в № на заседании диссертационного совета К. <...> По данным Министерства Образования России, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида обучаются более 180 тысяч детей с нарушенным интеллектом, что составляет 70,9% от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. <...> Результаты мониторинга, проведенного в 2002 году Специальной Олимпиадой России совместно с Министерством Образования России, показали, что только половина учащихся регулярно занимается спортом. <...> А между тем, физическая культура и спорт занимают одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушенным интеллектом к самостоятельной жизни, способствуют коррекции психофизического развития и являются важным средством успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. <...> Известно, что недостаток двигательной активности является для детей одной из причин отставания не только в физическом, но и в психическом развитии, о чем свидетельствует <...>
Формирование_спортивных_двигательных_навыков_у_тяжело_умственно_отсталых_детей-инвалидов_на_примере_занятий_плаванием..pdf
На правах рукописи Талицкая Ольга Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ТЯЖЕЛО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: Официальные оппоненты: кандидат педагогических наук, доцент Рубцова Наталья Олеговна ЦОБ по ФКиС РГАФК доктор педагогических наук, профессор Попов Олег Игоревич доктор педагогических наук, профессор Дмитриев Владимир Сергеевич Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится « $ » М^лж^ 200 ff года в № на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Автореферат разослан < Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент _ 200 % года Чеботарева И.В.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Известно, что с каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Рождается все больше детей с умственными и физическими отклонениями. По данным Министерства Образования России, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида обучаются более 180 тысяч детей с нарушенным интеллектом, что составляет 70,9% от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Около 26 тысяч детей обучаются в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ. Результаты мониторинга, проведенного в 2002 году Специальной Олимпиадой России совместно с Министерством Образования России, показали, что только половина учащихся регулярно занимается спортом. А между тем, физическая культура и спорт занимают одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушенным интеллектом к самостоятельной жизни, способствуют коррекции психофизического развития и являются важным средством успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Известно, что недостаток двигательной активности является для детей одной из причин отставания не только в физическом, но и в психическом развитии, о чем свидетельствует ряд исследований, указывающих на важнейшую роль движения в процессе психофизического развития ребенка, функционального состояния его головного мозга (Кольцова М.М., 1973; Безруких М.М., Дубровинская B.C., Фарбер Д.А., 2000; Кантан В.В., 2001). Учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида больше, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в создании условий для удовлетворения биологических потребностей в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы (Бабенкова Р.Д., 1967; ]5ЙМи ЯД^157^Хамыличев А.С., 1984, 1994; Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 199Л;< Нерник Е.С-, 1992). Поэтому особую
Стр.3
4 актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушенным интеллектом путем привлечения их к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом (Граборов А.Н., 1961; Дмитриев А.А., 1989, 1991,2002; Веневцев СИ., 2004). В решении этой проблемы важная роль принадлежит Специальному олимпийскому движению, которое появилось у нас в стране в начале 90-х годов, и в настоящий момент активно развивается. Движение «Специальная олимпиада» включает в себя ряд программ, рассчитанных на людей с различным уровнем подготовленности и различной степенью отклонений в интеллектуальном развитии, что дает возможность участвовать в тренировках и соревнованиях даже инвалидам с тяжелой умственной отсталостью. Однако несмотря на высокую практическую ценность и многолетний опыт работы, программа «Специальная олимпиада» до сих пор не получила соответствующего научного обоснования. В изученной нами отечественной и зарубежной литературе практически не встречалось исследовательского материала, посвященного влиянию занятий адаптивным плаванием на физическое развитие и состояние двигательной сферы у детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Не достаточно также данных, касающихся особенностей формирования спортивных двигательных навыков у детей с данной патологией. Между тем, выявление этих особенностей облегчило бы не только обучение их спортивной технике, но расширило бы возможности освоения учебных и социально-бытовых навыков, что создало бы условия для более эффективной интеграции таких детей в общество. Объектом исследования является процесс адаптивного физического воспитания подростков с тяжелой умственной отсталостью, организованный с учетом основного дефекта, направленный на коррекцию нарушений двигательной сферы и обеспечивающий тем самым их социально-бытовую адаптацию.
Стр.4
5 Предмет исследования: влияние занятий плаванием по разработанной программе на физическое развитие, функциональное состояние, уровень развития двигательных качеств и психомоторику подростков с тяжелой умственной отсталостью. Гипотеза исследования: предполагается, что занятия плаванием по разработанной программе способствуют коррекции дефектов физического развития, двигательной сферы и психомоторики, содействуя, таким образом, социальной адаптации и интеграции аномальных подростков. Цель исследования: совершенствовать процесс адаптивного физического воспитания подростков с тяжелой умственной отсталостью для достижения ими наиболее полной социальной адаптации и интеграции. Задачи исследования: 1. Провести теоретико-методологический анализ средств, форм и методов адаптивного физического воспитания детей-инвалидов с нарушениями интеллекта; 2. Изучить особенности физического развития, функционального состояния, развития двигательных качеств и психомоторики подростков с тяжелой умственной отсталостью; 3. адаптивного плавания для подростков с тяжелой степенью умственной отсталости. Методологическая база исследования: • Теория развивающего обучения В.В. Давыдова; • Теория «зоны ближайшего развития» и «сложной структуры дефекта» Л.С. Выготского; • Теория системного построения движений Н.А. Бернштейна; • Педагогические парадигмы основ физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, С.Д. Неверкович, А.Д. Новиков, В.М. Зациорский и ДР-) • Теория гуманизации спорта (В.И. Столяров, Т.Н. Губарева); Разработать и экспериментально проверить программу
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ