На правах рукописи
Талицкая Ольга Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
У ТЯЖЕЛО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ
НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической
культуры Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук,
доцент Рубцова Наталья Олеговна
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
доктор педагогических наук,
профессор Попов Олег Игоревич
доктор педагогических наук,
профессор Дмитриев Владимир Сергеевич
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита состоится « $ » М^лж^
200 ff года в № на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан <
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
_ 200 % года
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Известно, что с каждым годом уровень
здоровья подрастающего поколения снижается. Рождается все больше детей
с умственными и физическими отклонениями. По данным Министерства
Образования России, в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида обучаются более 180 тысяч детей с нарушенным
интеллектом, что составляет 70,9% от общего числа обучающихся в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Около 26
тысяч детей обучаются в специальных (коррекционных) классах
общеобразовательных школ. Результаты мониторинга, проведенного в 2002
году Специальной Олимпиадой России совместно с Министерством
Образования России, показали, что только половина учащихся регулярно
занимается спортом. А между тем, физическая культура и спорт занимают
одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушенным интеллектом к
самостоятельной жизни, способствуют коррекции психофизического
развития и являются важным средством успешной социальной адаптации и
интеграции таких детей в общество. Известно, что недостаток двигательной
активности является для детей одной из причин отставания не только в
физическом, но и в психическом развитии, о чем свидетельствует ряд
исследований, указывающих на важнейшую роль движения в процессе
психофизического развития ребенка, функционального состояния его
головного мозга (Кольцова М.М., 1973; Безруких М.М., Дубровинская B.C.,
Фарбер Д.А., 2000; Кантан В.В., 2001).
Учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида больше, чем
их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в создании условий
для удовлетворения биологических потребностей в движении, так как у них
наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития,
обусловленные органическим поражением центральной нервной системы
(Бабенкова Р.Д., 1967; ]5ЙМи ЯД^157^Хамыличев А.С., 1984, 1994;
Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 199Л;< Нерник Е.С-, 1992). Поэтому особую
Стр.3
4
актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности
школьников с нарушенным интеллектом путем привлечения их к регулярным
занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом
(Граборов А.Н., 1961; Дмитриев А.А., 1989, 1991,2002; Веневцев СИ., 2004).
В решении этой проблемы важная роль принадлежит Специальному
олимпийскому движению, которое появилось у нас в стране в начале 90-х
годов, и в настоящий момент активно развивается. Движение «Специальная
олимпиада» включает в себя ряд программ, рассчитанных на людей с
различным уровнем подготовленности и различной степенью отклонений в
интеллектуальном развитии, что дает возможность участвовать в
тренировках и соревнованиях даже инвалидам с тяжелой умственной
отсталостью.
Однако несмотря на высокую практическую ценность и многолетний
опыт работы, программа «Специальная олимпиада» до сих пор не получила
соответствующего научного обоснования. В изученной нами отечественной и
зарубежной литературе практически не встречалось исследовательского
материала, посвященного влиянию занятий адаптивным плаванием на
физическое развитие и состояние двигательной сферы у детей с тяжелой
степенью умственной отсталости. Не достаточно также данных, касающихся
особенностей формирования спортивных двигательных навыков у детей с
данной патологией. Между тем, выявление этих особенностей облегчило бы
не только обучение их спортивной технике, но расширило бы возможности
освоения учебных и социально-бытовых навыков, что создало бы условия
для более эффективной интеграции таких детей в общество.
Объектом исследования является процесс адаптивного физического
воспитания подростков с тяжелой умственной отсталостью, организованный
с учетом основного дефекта, направленный на коррекцию нарушений
двигательной сферы и обеспечивающий тем самым их социально-бытовую
адаптацию.
Стр.4
5
Предмет исследования: влияние занятий плаванием по разработанной
программе на физическое развитие, функциональное состояние, уровень
развития двигательных качеств и психомоторику подростков с тяжелой
умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия плаванием по
разработанной программе способствуют коррекции дефектов физического
развития, двигательной сферы и психомоторики, содействуя, таким образом,
социальной адаптации и интеграции аномальных подростков.
Цель исследования: совершенствовать процесс адаптивного
физического воспитания подростков с тяжелой умственной отсталостью для
достижения ими наиболее полной социальной адаптации и интеграции.
Задачи исследования:
1.
Провести теоретико-методологический анализ средств, форм и
методов адаптивного физического воспитания детей-инвалидов с
нарушениями интеллекта;
2.
Изучить особенности физического развития, функционального
состояния, развития двигательных качеств и психомоторики подростков с
тяжелой умственной отсталостью;
3.
адаптивного плавания для подростков с тяжелой степенью умственной
отсталости.
Методологическая база исследования:
• Теория развивающего обучения В.В. Давыдова;
• Теория «зоны ближайшего развития» и «сложной структуры
дефекта» Л.С. Выготского;
• Теория системного построения движений Н.А. Бернштейна;
• Педагогические парадигмы основ физического воспитания (П.Ф.
Лесгафт, Л.П. Матвеев, С.Д. Неверкович, А.Д. Новиков, В.М. Зациорский и
ДР-)
• Теория гуманизации спорта (В.И. Столяров, Т.Н. Губарева);
Разработать и экспериментально проверить программу
Стр.5