Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование стратегии развития среднего профессионального физкультурного образования России в новых социально-экономических условиях. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСахиуллин
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц48
ID205199
АннотацияЦель исследования - определить основные теоретико-методологичекие основания отраслевого стратегического менеджмента среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях и на этой основе попытаться сформировать основные положения стратегии развития отраслевой системы среднего профессионального образования (СПО).
Сахиуллин, А.А. Формирование стратегии развития среднего профессионального физкультурного образования России в новых социально-экономических условиях. : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Сахиуллин .— Москва : РГУФКСиТ, 2006 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205199 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

WW На правах рукописи Сахиуллин Альфрит Амирович ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 13.00.04. <...> - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва - 2006 2 Работа выполнена на кафедре спортивного менеджмента и экономики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ Переверзин Иван Иванович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав Владимирович доктор педагогических наук, профессор, -f-Q-g^j-Q™™-»™""'"" член-корреспондент РАО ЦОБ по ФКиС Неверкович Сергей Дмитриевич РгАФк доктор педагогических наук, профессор Сейранов Сергей Германович Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится «_f£f» &№Н-<Л2006 г. в ^ часов на за седании диссертационного совета Д. <...> Путин, физическая культура и массо вый спорт являются одной из сфер, прямо влияющих на формирование здо рового образа жизни, на качество жизни населения. <...> Ключевое значение в качественном преобразовании отрасли физиче ской культуры и спорта, успешном решении задач по дальнейшему развитию физкультурно-спортивного движения и повышению его роли в обществе в но вых социально-экономических условиях имеют дипломированные физкуль турные кадры, как главный человеческий ресурс отрасли. <...> Его осуществляют университеты, академии и институты физи ческой культуры и спорта, колледжи и техникумы физической культуры, а так же училища олимпийского резерва. <...> Переход России на рыночные отношения, усиление ее федерализации и глобализации социальных процессов принципиально <...>
Формирование_стратегии_развития_среднего_профессионального_физкультурного_образования_России_в_новых_социально-экономических_условиях..pdf
WW На правах рукописи Сахиуллин Альфрит Амирович ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва - 2006
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре спортивного менеджмента и экономики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ Переверзин Иван Иванович Официальные оппоненты: -f-Q-g^j-Q™™-»™""'"" ЦОБ по ФКиС Р г А Ф к доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав Владимирович доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич доктор педагогических наук, профессор Сейранов Сергей Германович Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится «_f£f» &№Н-<Л2006 г. в ^ часов на заседании диссертационного совета Д.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д.4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан «_£^_» <м-£1<Х2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор /* s*s^ AA - Шалманов
Стр.2
3 Актуальность ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ диссертационного исследования. Современное российское общество вступило в фазу поступательного развития, в процессе которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей, создание социально ориентированной рыночной экономики, повышение качества человеческих ресурсов страны. Существенное место в этом процессе занимают проблемы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и здоровым образом жизни, развитием физической культуры и спорта. В новых социальноэкономических условиях России, несмотря на многие трудности и нерешенные проблемы экономического и социально-культурного характера, возрастает социальное значение физической культуры и спорта в обществе, усиливается их роль в формировании здорового образа жизни россиян. Как отмечал в выступлении на заседании Государственного совета Президент Российской Федерации В.В. Путин, физическая культура и массовый спорт являются одной из сфер, прямо влияющих на формирование здорового образа жизни, на качество жизни населения. Президент также подчеркнул, что декларации и отсутствие новых подходов уже привели к тому, что практически целое десятилетие сфера физической культуры и спорта не подвергалась качественным изменениям. Следует отметить, что в современное физкультурно-спортивное движение страны вовлечено более 16 млн регулярно занимающихся физическими упражнениями и спортом, что составляет около 9% населения страны. Ключевое значение в качественном преобразовании отрасли физической культуры и спорта, успешном решении задач по дальнейшему развитию физкультурно-спортивного движения и повышению его роли в обществе в новых социально-экономических условиях имеют дипломированные физкультурные кадры, как главный человеческий ресурс отрасли. В настоящее время в физкультурных и спортивных организациях страны заняты около 270 тыс. специалистов по физической культуре и спорту. Для подготовки дипломированных специалистов по физической культуре и спорту в стране создана отраслевая многоуровневая система профессионального образования. Его осуществляют университеты, академии и институты физической культуры и спорта, колледжи и техникумы физической культуры, а также училища олимпийского резерва. Учреждения среднего профессионального физкультурного образования вносят существенный вклад в обеспечение отрасли физической культуры и спорта дипломированными специалистами, которые составляют около 25,0% от общей численности работников отрасли. Переход России на рыночные отношения, усиление ее федерализации и глобализации социальных процессов принципиально изменили социальноэкономические условия функционирования в стране среднего профессионального образования, тесно связанного с соответствующими регионами. В настоящее время в стране_идет,лнтенсивный поиск новой образовательной парадигмы в сфере^ак общего^а^ (непрофессионального образова
Стр.3
4 ния (Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, В.Г. Кинелев, ЯМ. Нейматов, A.M. Новиков, В.А. Садовничий, В.А. Сластенин и др.). В связи с изложенным актуализируется проблема комплексного анализа механизма функционирования среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта и научного обоснования стратегии его развития в новых социально-экономических условиях. Несмотря на очевидную важность среднего профессионального физкультурного образования (СПФО) оно не пользуется вниманием со стороны исследователей. Вопросы развития СПФО в новых социально-экономических условиях до настоящего времени не получили научного анализа и обоснования стратегии развития. Имеется лишь несколько публикаций по данной проблеме, которые в основном касаются совершенствования учебного процесса в училищах олимпийского резерва (УОР) (В.В. Асеев, В.Г. Бауэр, Т.И. Воронкова, Г.З. Карнаухов, А.А. Федоров и др.). Такое невнимание к исследованию проблемы развития СПФО кажется полным диссонансом по отношению к исследованиям проблем развития в стране среднего профессионального образования (СПО) в целом, которые активно проводятся Институтом проблем развития среднего профессионального образования (ИПР СПО). Наиболее продуктивно в этой области работают такие ученые, как П.Ф. Анисимов, В.М. Жураковский, А.Ф. Щепотин, А.Л. Коломенская, Н.Г. Ярошенко и др. Проблемная ситуация. К настоящему времени сложилось реальное противоречие между объективной необходимостью разработки стратегии развития системы среднего профессионального физкультурного образования, оптимизации функционирования учреждений СПО отрасли физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях и практически полным отсутствием научно-методических разработок в этой области. Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему диссертационного исследования: каковы теоретико-методологические основания выработки стратегии развития СПО отрасли физической культуры и спорта и каковы основные элементы стратегии его развития в новых социально-экономических условиях. Это обусловило выбор темы нашего диссертационного исследования. Диссертационное исследование соответствует плану НИР РГУФК на 2004 г. 04.01.10. «Оптимизация функционирования среднего профессионального физкультурного образования России в новых социально-экономических условиях». Цель исследования - определить основные теоретикометодологические основания комплексного анализа потенциала среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта и на этой основе попытаться определить основные концептуальные положения и варианты стратегии повышения конкурентоспособности отраслевой системы СПО в новых социально-экономических условиях. Объект исследования - реально функционирующая отраслевая отечественная система среднего профессионального физкультурного образования как управляемая образовательная педагогическая система. Предметом исследования в диссертации являются исторически сформировавшиеся тенденции и стратегия развития в России среднего про
Стр.4
5 фессионального образования отрасли физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях. Основная гипотеза исследования. Исследование основывается на предположении (гипотезе) о том, что стратегическое управление, ориентированное на бренд: - способно выступить эффективным теоретико-методологическим основанием формирования стратегии развития среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта в новых социальноэкономических условиях; - обладает комплексом подходов и инструментарием выявления конкурентоспособности специалистов со средним профессиональным физкультурным образованием на рынке труда; - включает комплекс подходов и набор эффективных методов выявления сильных и слабых сторон и конкурентных преимуществ различных типов учреждений среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта; - способно быть инструментом проектирования модели регионализации учреждения среднего профессионального физкультурного образования в новых социально-экономических условиях. На основе этой общей гипотезы формулировались более частные рабочие гипотезы. Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач: 1. Выявить состояние проблемы и определить теоретико-методологические подходы к формированию стратегии развития среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта на основе стратегического управления. 2. Выявить поэтапное становление и основные исторически сложившиеся тенденции развития в России СПФО, его роль и место в современной системе многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре и спорту. 3. Выявить социально-профессиональный статус и конкурентоспособность специалистов со средним профессиональным физкультурным образованием на рынке труда. 4. Сформировать отраслевую стратегию развития учреждений среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях и разработать модель нового типа образовательного учреждения среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта. 5. Разработать и апробировать модель регионализации образовательного учреждения СПФО в условиях децентрализации и регионализации управления средним профессиональным образованием. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные теоретические и прикладные научные труды по теории систем, философии образования и педагогике, экономике образования и образовательному праву, социальному и стратегическому управлению, теории и методике физической культуры и спорта. Такой подход обусловлен тем, что
Стр.5