WW
На правах рукописи
Сахиуллин Альфрит Амирович
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре спортивного менеджмента и экономики
Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник физической культуры РФ
Переверзин Иван Иванович
Официальные оппоненты:
-f-Q-g^j-Q™™-»™""'""
ЦОБ по ФКиС
Р г А Ф к
доктор педагогических наук, профессор
Малиновский Станислав Владимирович
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Неверкович Сергей Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор
Сейранов Сергей Германович
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита состоится «_f£f»
&№Н-<Л2006
г. в ^
часов на заседании
диссертационного совета Д.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу:
105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д.4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «_£^_» <м-£1<Х2006
г.
Ученый секретарь диссертационного
совета, доктор педагогических наук,
профессор
/* s*s^
AA - Шалманов
Стр.2
3
Актуальность
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
диссертационного
исследования.
Современное
российское общество вступило в фазу поступательного развития, в процессе
которого социально-экономические и политические преобразования направлены
на утверждение гуманистических ценностей, создание социально ориентированной
рыночной экономики, повышение качества человеческих ресурсов
страны. Существенное место в этом процессе занимают проблемы, связанные
с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и здоровым образом
жизни, развитием физической культуры и спорта. В новых социальноэкономических
условиях России, несмотря на многие трудности и нерешенные
проблемы экономического и социально-культурного характера, возрастает
социальное значение физической культуры и спорта в обществе, усиливается
их роль в формировании здорового образа жизни россиян.
Как отмечал в выступлении на заседании Государственного совета
Президент Российской Федерации В.В. Путин, физическая культура и массовый
спорт являются одной из сфер, прямо влияющих на формирование здорового
образа жизни, на качество жизни населения. Президент также подчеркнул,
что декларации и отсутствие новых подходов уже привели к тому, что
практически целое десятилетие сфера физической культуры и спорта не подвергалась
качественным изменениям.
Следует отметить, что в современное физкультурно-спортивное движение
страны вовлечено более 16 млн регулярно занимающихся физическими
упражнениями и спортом, что составляет около 9% населения страны.
Ключевое значение в качественном преобразовании отрасли физической
культуры и спорта, успешном решении задач по дальнейшему развитию
физкультурно-спортивного движения и повышению его роли в обществе в новых
социально-экономических условиях имеют дипломированные физкультурные
кадры, как главный человеческий ресурс отрасли.
В настоящее время в физкультурных и спортивных организациях страны
заняты около 270 тыс. специалистов по физической культуре и спорту. Для
подготовки дипломированных специалистов по физической культуре и спорту
в стране создана отраслевая многоуровневая система профессионального
образования. Его осуществляют университеты, академии и институты физической
культуры и спорта, колледжи и техникумы физической культуры, а также
училища олимпийского резерва.
Учреждения среднего профессионального физкультурного образования
вносят существенный вклад в обеспечение отрасли физической культуры и
спорта дипломированными специалистами, которые составляют около 25,0%
от общей численности работников отрасли.
Переход России на рыночные отношения, усиление ее федерализации
и глобализации социальных процессов принципиально изменили социальноэкономические
условия функционирования в стране среднего профессионального
образования, тесно связанного с соответствующими регионами.
В настоящее время в стране_идет,лнтенсивный поиск новой образовательной
парадигмы в сфере^ак общего^а^ (непрофессионального образова
Стр.3
4
ния (Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, В.Г. Кинелев, ЯМ. Нейматов, A.M. Новиков,
В.А. Садовничий, В.А. Сластенин и др.). В связи с изложенным актуализируется
проблема комплексного анализа механизма функционирования среднего
профессионального образования отрасли физической культуры и спорта и научного
обоснования стратегии его развития в новых социально-экономических
условиях.
Несмотря на очевидную важность среднего профессионального физкультурного
образования (СПФО) оно не пользуется вниманием со стороны
исследователей. Вопросы развития СПФО в новых социально-экономических
условиях до настоящего времени не получили научного анализа и обоснования
стратегии развития. Имеется лишь несколько публикаций по данной проблеме,
которые в основном касаются совершенствования учебного процесса в училищах
олимпийского резерва (УОР) (В.В. Асеев, В.Г. Бауэр, Т.И. Воронкова,
Г.З. Карнаухов, А.А. Федоров и др.).
Такое невнимание к исследованию проблемы развития СПФО кажется
полным диссонансом по отношению к исследованиям проблем развития в
стране среднего профессионального образования (СПО) в целом, которые активно
проводятся Институтом проблем развития среднего профессионального
образования (ИПР СПО). Наиболее продуктивно в этой области работают такие
ученые, как П.Ф. Анисимов, В.М. Жураковский, А.Ф. Щепотин, А.Л. Коломенская,
Н.Г. Ярошенко и др.
Проблемная ситуация. К настоящему времени сложилось реальное
противоречие между объективной необходимостью разработки стратегии
развития системы среднего профессионального физкультурного образования,
оптимизации функционирования учреждений СПО отрасли физической культуры
и спорта в новых социально-экономических условиях и практически полным
отсутствием научно-методических разработок в этой области. Выявленное противоречие
позволяет сформулировать проблему диссертационного исследования:
каковы теоретико-методологические основания выработки стратегии развития
СПО отрасли физической культуры и спорта и каковы основные элементы
стратегии его развития в новых социально-экономических условиях. Это обусловило
выбор темы нашего диссертационного исследования.
Диссертационное исследование соответствует плану НИР РГУФК на 2004
г. 04.01.10. «Оптимизация функционирования среднего профессионального
физкультурного образования России в новых социально-экономических условиях».
Цель
исследования
-
определить
основные
теоретикометодологические
основания комплексного анализа потенциала среднего профессионального
образования отрасли физической культуры и спорта и на этой
основе попытаться определить основные концептуальные положения и варианты
стратегии повышения конкурентоспособности отраслевой системы СПО в
новых социально-экономических условиях.
Объект исследования - реально функционирующая отраслевая отечественная
система среднего профессионального физкультурного образования
как управляемая образовательная педагогическая система.
Предметом исследования
в диссертации являются исторически
сформировавшиеся тенденции и стратегия развития в России среднего про
Стр.4
5
фессионального образования отрасли физической культуры и спорта в новых
социально-экономических условиях.
Основная гипотеза исследования. Исследование основывается на
предположении (гипотезе) о том, что стратегическое управление, ориентированное
на бренд:
- способно выступить эффективным теоретико-методологическим основанием
формирования стратегии развития среднего профессионального образования
отрасли физической культуры и спорта в новых социальноэкономических
условиях;
- обладает комплексом подходов и инструментарием выявления конкурентоспособности
специалистов со средним профессиональным физкультурным
образованием на рынке труда;
- включает комплекс подходов и набор эффективных методов выявления
сильных и слабых сторон и конкурентных преимуществ различных типов
учреждений среднего профессионального образования отрасли физической
культуры и спорта;
- способно быть инструментом проектирования модели регионализации
учреждения среднего профессионального физкультурного образования в новых
социально-экономических условиях.
На основе этой общей гипотезы формулировались более частные рабочие
гипотезы.
Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает
решение следующих основных задач:
1. Выявить состояние проблемы и определить теоретико-методологические
подходы к формированию стратегии развития среднего профессионального
образования отрасли физической культуры и спорта на основе стратегического
управления.
2. Выявить поэтапное становление и основные исторически сложившиеся
тенденции развития в России СПФО, его роль и место в современной системе
многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре и
спорту.
3. Выявить социально-профессиональный статус и конкурентоспособность
специалистов со средним профессиональным физкультурным образованием
на рынке труда.
4. Сформировать отраслевую стратегию развития учреждений среднего профессионального
образования отрасли физической культуры и спорта в новых
социально-экономических условиях и разработать модель нового типа
образовательного учреждения среднего профессионального образования
отрасли физической культуры и спорта.
5. Разработать и апробировать модель регионализации образовательного
учреждения СПФО в условиях децентрализации и регионализации управления
средним профессиональным образованием.
Теоретической и методологической основой исследования стали
фундаментальные теоретические и прикладные научные труды по теории
систем, философии образования и педагогике, экономике образования и образовательному
праву, социальному и стратегическому управлению, теории и
методике физической культуры и спорта. Такой подход обусловлен тем, что
Стр.5