5~Щ
На правах рукописи
ПОЛУХИН Александр Васильевич
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЙСТВИЙ НАПАДЕНИЯ И ОБОРОНЫ У СТУДЕНТОВ,
СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДЗЮДО
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА-2007
Стр.1
Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук, доцент
Малков Олег Борисович
Т000005114
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация
Защита состоится <43У>У04ОРЛ
доктор педагогических наук, профессор
Тышлер Давид Абрамович
ФГОУ ВПО «Российский
государственный университет
физической культуры, спорта и
туризма»
доктор педагогических наук, профессор
Шиян Виктор Владимирович
ФГОУ ВПО «Московский
Университет Министерства Внутренних
Дел России»
ГОУ ВПО «Московская
государственная академия
физической культуры»
2007 г. Ж0<к асов на заседании диссертационного
совета КЗ 11.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма»: по адресу:
105122, Москва Сиреневый бульвар д.4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский
государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Автореферат разослан « »
2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертации определяется необходимостью совершенствования
системы подготовки специалистов в области спортивной борьбы (И.Д. Свищев,
1999). Технико-тактическая подготовка, являясь определяющей в спортивных
единоборствах, также имеет ведущее значение в дзюдо при формировании у студентов
профессионально-педагогических умений тренера (Ю.М. Бычков, 2004). На
сегодняшний день основное внимание тренеров и специалистов по спортивным
единоборствам, в том числе и в дзюдо, направлено на определение пространственно-временных
и силовых характеристик эффективного проведения приемов борьбы,
что приводит в большинстве случаев к недооценке боевых действий, определяющих
характер спортивного поединка. Двигательный состав действий нападения
и обороны, хотя и создает основу противоборства, но к ней не сводится. На ответственных
соревнованиях, когда претенденты на победу имеют приблизительно равный
уровень двигательной и технической подготовленности, достижение победы в
поединке будет определяться владением тактическими средствами разрешения соревновательного
конфликта (В.М. Игуменов, О.Б. Малков, 2006).
В системе подготовки высококвалифицированных дзюдоистов возникло противоречие,
когда, с одной стороны, большое количество спортсменов исчерпали
свои резервы в сфере развития двигательных качеств и в расширении технического
арсенала, остановившись в росте спортивного мастерства, а с другой стороны, в
спортивной практике имеются достижения ведущих дзюдоистов в тактике применения
маневрирования, действий нападения, активной обороны и защит, которые
не нашли своего теоретического обобщения.
В научных исследованиях широкое применение находят теоретические разработки,
расширяющие представления о поведении единоборцев в поединках, раскрывающие
новые моменты их противоборства, а именно, конфликтные отношения
спортсменов в поединке (B.C. Келлер, Д.А. Тышлер, 1972; B.C. Келлер, 1977; В.Л.
Дементьев, О.Б. Малков, 1986; О.Б. Малков 1999). Практика борьбы все настойчивее
ставит вопрос о переходе от интуитивной передачи опыта тренера спортсмену
к выявлению и моделированию образцов эффективной соревновательной деятельности
и проблемным методам обучения борцов тактике.
Стр.3
4
Настоящая работа посвящена решению научной проблемы анализа и совершенствования
технико-тактической подготовки спортсменов высшей квалификации
на примере студентов, специализирующихся в дзюдо.
Объектом исследования является учебно-тренировочная деятельность дзюдоистов
высшей квалификации и студентов, специализирующихся в дзюдо.
Предметом исследования является тактика ведения поединка в дзюдо.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что успешность формирования у
студентов, дзюдоистов высокой квалификации, умений применять действия нападения
и обороны определяется способностями целенаправленно моделировать
конфликтные взаимодействия и разрешать ситуации противоборства, включающие
в себя противопоставления, с одной стороны, приемов маневрирования и действий
нападения, а с другой, действий активной обороны и защит.
Цель работы. Разработать содержание совершенствования студентами действий
нападения и обороны в дзюдо, основанное на данных тактического видеоанализа
поведения высококвалифицированных дзюдоистов.
Задачи исследования.
1. Выявить подходы проведения анализа тактики ведения схватки в спортивных
единоборствах.
2. Определить тактические характеристики действий нападения, активной
обороны, приемов маневрирования и защиты в поединках дзюдоистов на соревнованиях
высокого уровня.
3. Разработать и экспериментально апробировать содержание формирования
' у студентов физкультурных вузов умений применять действия нападения и обороны
в условиях соревновательных поединков.
Методологической основой исследования является анализ тактики поведения
спортсменов в поединке, разработанный в спортивных единоборствах В.Л. Аркадьевым
(1969), Д.А. Тышлером (1986), О.Б. Майковым (1990, 1999).
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников; педагогические
наблюдения; тактический видеоанализ поведения единоборцев в
схватке; метод моделирования; педагогический эксперимент; методы математической
статистики.
Стр.4
5
Организация исследования.
Исследования проводились в три этапа.
Первый этап продолжался с сентября 2001 г. по май 2002 г. Вначале было
проведено предварительное исследование и обобщение литературы по проблеме
анализа соревновательной деятельности единоборцев. Проводимые педагогические
наблюдения, анкетирование и обобщение опыта специалистов позволили
выявить основное противоречие, решаемое в работе, сформулировать гипотезу,
цель и задачи исследования.
Второй этап проводился с июня 2002 г. по февраль 2005 г. Была определена
методологическая и теоретическая позиция проведения исследования, разработана
программа анализа тактики борцов в схватке и построения педагогического эксперимента.
Сформулировав основные положения и подобрав методы исследования,
с привлечением экспертов был проведен тактический анализ поединков высококвалифицированных
дзюдоистов, выделены действия нападения и обороны, приемы
маневрирования, защиты и механизмы достижения успеха, что явилось основанием
разработки содержания совершенствования умения применять действия нападения
и обороны студентами РГУФК, специализирующимися в дзюдо.
Третий этап продолжался с марта 2005 г. по май 2007 г., проводился педагогический
эксперимент по проверке основной гипотезы исследования. Была проведена
экспериментальная проверка разработанного содержания формирования умений
применять действия нападения и обороны в учебно-тренировочных схватках.
Далее проводилась статистическая обработка полученных данных, их обсуждение
и интерпретация.
Научная новизна:
1. Выявлены типовые действия нападений и обороны, применяемые высококвалифицированными
дзюдоистами.
2. Выявлены основные приемы маневрирования, определяющих тактику подготавливающих
действий.
3. Определены тактические характеристики использования защит в соревновательных
поединках.
4. Разработаны модели конфликтных и ситуационных взаимодействий дзюдоистов
высшей квалификации в учебно-тренировочном процессе.
Стр.5