На правах рукописи
Нгуен Ким Кюунь
Я-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ГИМНАСТОВ 10-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики гимнастики Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
профессор Розин Евгений Юрьевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Менхин Юрий Владимирович
кандидат педагогических наук, старший научный
сотрудник Чебураев Василий Сергеевич
Ведущая организация - Педагогический институт физической культуры
Московского Городского педагогического университета
Защита состоится ««-c^ » Ui-oKJL- 2005 г. в «
часов на заседании
диссертационного совета К. <...> Считают объективный кон
троль необходимым условием для эффективного управления подготовкой
спортсменов высокого класса. <...> В литературе по гимнастике нимало различ
ных разработок (Ю.К. Гавердовский, Ю.В. Мепхин, В.М. Смолевский, B.C. <...> Чебураев и др.), имеющих прямое или косвенное отношение к контролю за
различными видами подготовленности гимнастов. <...> Наиболее широко отраже
на теория и методика диагностики и контроля за состоянием и физической
подготовленностью гимнастов в работах Е.Ю. Розина. <...> По его мнению (2002)
во многих ДЮСШ объективная диагностика физической подготовленности
спортсменов подменена субъективными, не отвечающими требованиям тестологии контрольными упражнениями. <...> К этому следует добавить и дефицит сведений о физическом состоянии
и подготовленности юных гимнастов, их морфофункциональных показате
лях, подчас определяющих успешность спортивного совершенствования. <...> Имеющиеся по этим вопросам <...>
Педагогическая_диагностика_физического_состояния_и_специальной_подготовленности_гимнастов_10-12_лет_на_этапе_специализированной_подготовки..pdf
На правах рукописи
Нгуен Ким Кюунь
ЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ГИМНАСТОВ 10-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Авторефера т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики гимнастики Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
профессор Розин Евгений Юрьевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Менхин Юрий Владимирович
кандидат педагогических наук, старший научный
сотрудник Чебураев Василий Сергеевич
Ведущая организация - Педагогический институт физической культуры
Московского Городского педагогического университета
Защита состоится ««-c^ » Ui-oKJL- 2005 г. в «
часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу:
105122 Москва, Сиреневый бульвар, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК
Автореферат разослан «
»
2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
Т00000499 4
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
/Y^^
**7
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Известные специалисты в области теории и методики спорта (В .К.
Бальсевич, М.А. Годик, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин,
Г.И. Попов, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, В.Н. Селуянов, Ж.К. Холодов, М.П.
Шестаков и др.) в своих трудах придают большое значение проблеме контроля
за физическим состоянием спортсменов. Считают объективный контроль
необходимым условием для эффективного управления подготовкой
спортсменов высокого класса. В литературе по гимнастике нимало различных
разработок (Ю.К. Гавердовский, Ю.В. Мепхин, В.М. Смолевский, B.C.
Чебураев и др.), имеющих прямое или косвенное отношение к контролю за
различными видами подготовленности гимнастов. Наиболее широко отражена
теория и методика диагностики и контроля за состоянием и физической
подготовленностью гимнастов в работах Е.Ю. Розина. По его мнению (2002)
во многих ДЮСШ объективная диагностика физической подготовленности
спортсменов подменена субъективными, не отвечающими требованиям тестологии
контрольными упражнениями. В создавшемся положении, считает
автор, повинно отсутствие специальной учебно-методической литературы
(последний учебник по гимнастике был издан в 1979 году, а учебная программа
для ДЮСШ - в 1983 г).
К этому следует добавить и дефицит сведений о физическом состоянии
и подготовленности юных гимнастов, их морфофункциональных показателях,
подчас определяющих успешность спортивного совершенствования.
Имеющиеся по этим вопросам публикации датируются началом 80-90-ых годов
и, конечно, нуждаются в переоценке с учетом современных требований к
гимнастам 10-12 лет.
В доступной литературе не обнаружено важных теоретических сведений
о структуре специальной физической подготовленности, ее качественных
особенностях, характере связей со спортивно-техническим мастерством
юных гимнастов. Без этих^,знаний^Гн^.,'п|>едставляется, нельзя построить
систему объективной\цйаУн0стиКй и' контроляДразработать нормативные треv
' оГ'чФ^и.--'--*
Стр.3
4
бования и модельные характеристики СФП для юных гимнастов, овладевающих
мастерством на этапе углубленной специализированной подготовки,
где оно фактически закладываются.
Таким образом, актуальность исследования базируется на дефиците
объективных сведений о физическом состоянии гимнастов 10-12 лет и определяется
необходимостью совершенствования методов диагностики и контроля
за их двигательной подготовленностью в связи с требованиями развития
современной спортивной гимнастики.
Объект исследования — диагностика и контроль физического состояния
и подготовленности юных гимнастов.
Предмет исследования — функциональное состояние и структуры
специальной физической подготовленности юных гимнастов 10, 11 и 12 лет
во взаимосвязи между собой и спортивным результатом.
Отсюда цель исследования — усовершенствовать систему педагогической
диагностики (программу, технологию тестирования, методы и оценку)
специальной физической подготовленности квалифицированных гимнастов
10-12 лет, осваивающих мастерство на этапе специализированной подготовки
в ДЮСШ России и Вьетнама.
Задачи исследования:
1. Определить параметры физического развития и функциональных показателей
у гимнастов 10-12 лет, осваивающих мастерство на этапе специализированной
подготовки,
- сопоставить межвозрастные характеристики физического развития и
функционального состояния российских и вьетнамских гимнастов;
2. Диагностировать исходные показатели и особенности проявление
показателей специальной физической и спортивно-технической подготовленности
в связи с возрастом,
- выявить характер различий в показателях специальной физической
подготовленности между российскими и вьетнамскими гимнастами-сверстниками;
Стр.4
5
3. Исследовать внутриструктурные и межструктурные связи специальной
физической и спортивно-технической подготовленности;
4. Экспериментально усовершенствовать, скорректировать программу
и методы педагогической диагностики и метрологической оценки специальной
физической подготовленности гимнастов на этапе специализированной
подготовки.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников;
интервьюирование, изучение официальных документов (учебных программ
для ДЮСШ, нормативных требований и протоколов российских соревнований
«Олимпийские надежды»); педагогические наблюдения; антропометрия;
полидинамометрия; полимиотонометрия; контрольные упражнения
и тесты но СФП; педагогические эксперименты в естественных условиях
тренировочного процесса и соревнований в России и во Вьетнаме; методы
математико-статистического анализа результатов исследования.
Организация исследования. Педагогические наблюдания и сбор массовых
экспериментальных данных осуществлялся в течение четырех лет
2001-2004 на участниках первенства России среди юных гимнастов - «Олимпийские
надежды», а так же на юных спортсменах московского гимнастического
клуба «Динамо» и СДЮСШОР № 51 ив детских гимнастических клубах
Вьетнама, городах Ханой и Хошимин.
По полной программе (физическое развитие, полидинамомстрия, миотонометрия,
различные контрольные упражнения и педагогические эксперименты)
были обследованы 97 российских гимнастов и 30 вьетнамских.
Педагогический эксперимент (апробация различных тестов и приемов
СФП) проводился совместно с тренерами в естественных условиях учебнотренировочного
процесса.
Гипотеза. Предполагается, что углубленное изучение межвозрастных
особенностей физического состояния по показателям мышечной силы, тонуса
мышц и взрывной силы ног во взаимосвязи со структурами специальной
физической подготовленности и спортивным результатом гимнастов 10-12
Стр.5