058
На правах рукописи
Михайлова Ирина Витальевна
ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
ШАХМАТИСТОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ШАХМАТНЫХ ПРОГРАММ И "ИНТЕРНЕТ"
"13.00.04. <...> - Теория и методика физического воспитания, спортивной трени
ровки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА- 2005
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат военных наук, доцент
Линовицкий Евгений Павлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Богсн Михаил Михайлович
кандидат технических наук, доцент
Владимиров Яков Георгиевич
Ведущая организация: Нижегородский государственный университет
им. <...> Общеизвестно, что шахматы яв
ляются одним из популярных видов спорта в мире. <...> Поэтому во
многих странах шахматы включают в школьную программу. <...> Понятно, что будущее
шахмат во многом определяется развитием детско-юношеских шахмат. <...> Однако, многие вопросы подготовки шахматистов в детском и юношеском воз
расте мало изучены на настоящий момент. <...> Например, практически отсутствуют иссле
дования и научно-обоснованные технологии подготовки юных спортсменов с использо
ванием шахматных программ и системы "Интернет", несмотря на появление в России
^-.необходимой материально-технической базы для внедрения новых информационных
-ч^1 технологий в систему спортивной подготовки шахматистов. <...> На практике подавляющая
с \ часть юных шахматистов заканчивает активные занятия шахматами в 15-16-летнем воз
расте, достигнув уровня 1-го разряда или кандидата в мастера спорта. <...> Имеющаяся литература по шахматам затрагивает вопросы традиционной подго
товки юных шахматистов до уровня кандидата в мастера спорта, при этом практически
отсутствуют данные об использовании появившихся в последнее время новых шахмат
ных компьютерных <...>
Подготовка_юных_высококвалифицированных_шахматистов_с_помощью_компьютерных_шахматных_программ_и_интернет..pdf
£058
На правах рукописи
Михайлова Ирина Витальевна
ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
ШАХМАТИСТОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ШАХМАТНЫХ ПРОГРАММ И "ИНТЕРНЕТ"
"13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры"
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА- 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат военных наук, доцент
Линовицкий Евгений Павлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Богсн Михаил Михайлович
кандидат технических наук, доцент
Владимиров Яков Георгиевич
Ведущая организация: Нижегородский государственный университет
им. Н.И.Лобачевского
Защита диссертации состоится 7 февраля 2006 года в 13 часов на заседании диссертационного
совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической
культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар,
д.4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан 12 декабря 2005 г.
Т00000505 8
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и проблематика исследования. Общеизвестно, что шахматы являются
одним из популярных видов спорта в мире. Система шахматных занятий, выявляя
и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность
личности, способствует общему развитию и воспитанию юного поколения. Поэтому во
многих странах шахматы включают в школьную программу. Понятно, что будущее
шахмат во многом определяется развитием детско-юношеских шахмат.
Однако, многие вопросы подготовки шахматистов в детском и юношеском возрасте
мало изучены на настоящий момент. Например, практически отсутствуют исследования
и научно-обоснованные технологии подготовки юных спортсменов с использованием
шахматных программ и системы "Интернет", несмотря на появление в России
^-.необходимой материально-технической базы для внедрения новых информационных
-ч^1 технологий в систему спортивной подготовки шахматистов. На практике подавляющая
с\ часть юных шахматистов заканчивает активные занятия шахматами в 15-16-летнем возрасте,
достигнув уровня 1-го разряда или кандидата в мастера спорта. Это препятствует
дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства шахматистов.
Имеющаяся литература по шахматам затрагивает вопросы традиционной подготовки
юных шахматистов до уровня кандидата в мастера спорта, при этом практически
отсутствуют данные об использовании появившихся в последнее время новых шахматных
компьютерных технологий, основанных на применении компьютерных шахматных
программ и ресурсов "Интернет", для подготовки юных высококвалифицированных
шахматистов.
Учитывая это, возникает необходимость поиска путей, позволяющих спортсменам
среднего и старшего школьного возраста выполнять нормативы мастера и международного
мастера спорта по шахматам, характерные для зоны первых больших успехов
на этапе спортивного совершенствования. Это сохранило бы для шахмат многих талантливых
высококвалифицированных спортсменов и способствовало бы дальнейшем} развитию
шахмат.
В связи с этим, осуществлена попытка усовершенствовать систему подготовки
—•--"
. .
•-.. , л \
юных высококвалифицированных шахматистав^с" применением новых средств обучения
на основе шахматных компьютерныхттр'ограмм.и ресурсов '"Интернет". Предполагалось.
i
.
Стр.3
4
что внедрение в процесс обучения новых компьютерных технологий повысит общий
уровень и интенсивность учебного процесса, увеличит продуктивность тренировок по
освоению стратегического и тактического шахматного материала.
Такое предположение было основано на результатах анализа концепции применения
информационно-компьютерных технологий в физической культуре и спорте (В.К.
Бальсевич, В.Ю. Волков, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, М.П.Шестаков).
Использование шахматных компьютерных технологий существенно расширяет
возможности тренера в подготовке спортсменов. С использованием шахматных компьютерных
программ становится возможным более детальное осуществление информационно-поисковых,
обучающих и игровых функций, развитие умений и навыков шахматного
мастерства спортсмена по всем стадиям шахматной партии. Использование шахматных
ресурсов '"Интернет'' позволила бы осуществить оптимальный поиск спарринг -
партнеров на игровых порталах, проводить дистанционную тренировку и своевременно
получить оперативную информацию. Дополнительное применение электронных баз помогло
бы решению важнейшей задачи этапа спортивного совершенствования - обеспечить
высокое владение техникой шахматной игры, оперативно устранять ошибки предшествующих
этапов подготовки и развить мышление юных шахматистов.
Сказанное выше определяет актуальность использования инновационных средств
в процессе подготовки юных высококвалифицированных шахматистов. Совокупное
действие компонентов шахматных компьютерных технологий можно рассматривать как
действие "искусственного" помощника (ИП) шахматного тренера. Очевидно, что ИИ
может повысить моторную плотность и индивидуализацию тренировки, оперативно
осуществлять связь "спортсмен - тренер" при ведущей организующей и управляющей
роли тренера-преподавателя.
Таким образом, для решения данной проблемы нужны научно-методические разработки
по созданию методики подготовки юных спортсменов с использованием инновационного
подхода.
Объектом исследования является процесс подготовки шахматистов в возрасте
12-17 лет, имеющих начальную квалификацию на уровне 1-го разряда - кандидата в
мастера спорта, с целью достижения квалификационного уровня мастера и международного
мастера спорта.
Стр.4
5
Предметом исследования является технология подготовки юных высококвалифицированных
шахматистов, осуществляемая с использованием компьютерных шахматных
программ, ресурсов "Интернет" и электронной базы по развитию стратегического
мышления.
Гипотеза исследования: методика, основанная на использовании новых средств
обучения, таких, как шахматные компьютерные программы, ресурсы "Интернет" и
электронная база по развитию стратегического мышления, позволит: повысить интенсивность
и увеличить продуктивность занятий по освоению стратегического и тактического
шахматного материала; успешно решать задачи по овладению техникой расчета
вариантов; проводить диагностику ошибок шахматиста. Это даст возможность успешнее
решать проблему достижения спортивных результатов, характерных для зоны первых
больших успехов в шахматах на этапе спортивного совершенствования - выполнение
норматива мастера спорта и международного мастера спорта по шахматам.
Целью исследования является разработка методики подготовки юных высококвалифицированных
шахматистов, построенной на использовании компьютерных шахматных
программ, ресурсов "Интернет" и электронной базы для развития стратегического
мышления, ее внедрение в педагогический процесс и анализ результатов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ и обобщение имеющихся методик и
программ по обучению юных высококвалифицированных шахматистов.
2. Разработать экспериментальную методику подготовки спортсменов, позволяющую
повысить эффективность тренировочного процесса с использованием компьютерных
программ, ресурсов "Интернет" и электронной базы по развитию стратегического мышления.
3.
Апробировать разработанную методику в процессе естественнонаучного и аналитического
педагогических экспериментов на примере подготовки юных высококвалифицированных
шахматистов для достижения уровня квалификации "Мастер спорта".
4. Провести теоретико-методологический анализ и обобщить полученные экспериментальные
и теоретические результаты педагогических экспериментов и дать практические
рекомендации по использованию экспериментальной методики.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды:
Стр.5