Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет". (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205180
АннотацияЦель работы - разработать методику подготовки юных высококвалифицированных шахматистов, построенной на использовании компьютерных шахматных программ, ресурсов "Интернет" и электронной базы для развития стратегического мышления.
Михайлова, И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет". : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Михайлова .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205180 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

058 На правах рукописи Михайлова Ирина Витальевна ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ШАХМАТИСТОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ШАХМАТНЫХ ПРОГРАММ И "ИНТЕРНЕТ" "13.00.04. <...> - Теория и методика физического воспитания, спортивной трени ровки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук МОСКВА- 2005 2 Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: кандидат военных наук, доцент Линовицкий Евгений Павлович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богсн Михаил Михайлович кандидат технических наук, доцент Владимиров Яков Георгиевич Ведущая организация: Нижегородский государственный университет им. <...> Общеизвестно, что шахматы яв ляются одним из популярных видов спорта в мире. <...> Поэтому во многих странах шахматы включают в школьную программу. <...> Понятно, что будущее шахмат во многом определяется развитием детско-юношеских шахмат. <...> Однако, многие вопросы подготовки шахматистов в детском и юношеском воз расте мало изучены на настоящий момент. <...> Например, практически отсутствуют иссле дования и научно-обоснованные технологии подготовки юных спортсменов с использо ванием шахматных программ и системы "Интернет", несмотря на появление в России ^-.необходимой материально-технической базы для внедрения новых информационных -ч^1 технологий в систему спортивной подготовки шахматистов. <...> На практике подавляющая с \ часть юных шахматистов заканчивает активные занятия шахматами в 15-16-летнем воз расте, достигнув уровня 1-го разряда или кандидата в мастера спорта. <...> Имеющаяся литература по шахматам затрагивает вопросы традиционной подго товки юных шахматистов до уровня кандидата в мастера спорта, при этом практически отсутствуют данные об использовании появившихся в последнее время новых шахмат ных компьютерных <...>
Подготовка_юных_высококвалифицированных_шахматистов_с_помощью_компьютерных_шахматных_программ_и_интернет..pdf
£058 На правах рукописи Михайлова Ирина Витальевна ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ШАХМАТИСТОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ШАХМАТНЫХ ПРОГРАММ И "ИНТЕРНЕТ" "13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук МОСКВА- 2005
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: кандидат военных наук, доцент Линовицкий Евгений Павлович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богсн Михаил Михайлович кандидат технических наук, доцент Владимиров Яков Георгиевич Ведущая организация: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского Защита диссертации состоится 7 февраля 2006 года в 13 часов на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д.4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан 12 декабря 2005 г. Т00000505 8 ЦОБ по ФКиС РГАФК Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Чеботарева И.В.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность и проблематика исследования. Общеизвестно, что шахматы являются одним из популярных видов спорта в мире. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию юного поколения. Поэтому во многих странах шахматы включают в школьную программу. Понятно, что будущее шахмат во многом определяется развитием детско-юношеских шахмат. Однако, многие вопросы подготовки шахматистов в детском и юношеском возрасте мало изучены на настоящий момент. Например, практически отсутствуют исследования и научно-обоснованные технологии подготовки юных спортсменов с использованием шахматных программ и системы "Интернет", несмотря на появление в России ^-.необходимой материально-технической базы для внедрения новых информационных -ч^1 технологий в систему спортивной подготовки шахматистов. На практике подавляющая с\ часть юных шахматистов заканчивает активные занятия шахматами в 15-16-летнем возрасте, достигнув уровня 1-го разряда или кандидата в мастера спорта. Это препятствует дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства шахматистов. Имеющаяся литература по шахматам затрагивает вопросы традиционной подготовки юных шахматистов до уровня кандидата в мастера спорта, при этом практически отсутствуют данные об использовании появившихся в последнее время новых шахматных компьютерных технологий, основанных на применении компьютерных шахматных программ и ресурсов "Интернет", для подготовки юных высококвалифицированных шахматистов. Учитывая это, возникает необходимость поиска путей, позволяющих спортсменам среднего и старшего школьного возраста выполнять нормативы мастера и международного мастера спорта по шахматам, характерные для зоны первых больших успехов на этапе спортивного совершенствования. Это сохранило бы для шахмат многих талантливых высококвалифицированных спортсменов и способствовало бы дальнейшем} развитию шахмат. В связи с этим, осуществлена попытка усовершенствовать систему подготовки —•--" . . •-.. , л \ юных высококвалифицированных шахматистав^с" применением новых средств обучения на основе шахматных компьютерныхттр'ограмм.и ресурсов '"Интернет". Предполагалось. i .
Стр.3
4 что внедрение в процесс обучения новых компьютерных технологий повысит общий уровень и интенсивность учебного процесса, увеличит продуктивность тренировок по освоению стратегического и тактического шахматного материала. Такое предположение было основано на результатах анализа концепции применения информационно-компьютерных технологий в физической культуре и спорте (В.К. Бальсевич, В.Ю. Волков, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, М.П.Шестаков). Использование шахматных компьютерных технологий существенно расширяет возможности тренера в подготовке спортсменов. С использованием шахматных компьютерных программ становится возможным более детальное осуществление информационно-поисковых, обучающих и игровых функций, развитие умений и навыков шахматного мастерства спортсмена по всем стадиям шахматной партии. Использование шахматных ресурсов '"Интернет'' позволила бы осуществить оптимальный поиск спарринг - партнеров на игровых порталах, проводить дистанционную тренировку и своевременно получить оперативную информацию. Дополнительное применение электронных баз помогло бы решению важнейшей задачи этапа спортивного совершенствования - обеспечить высокое владение техникой шахматной игры, оперативно устранять ошибки предшествующих этапов подготовки и развить мышление юных шахматистов. Сказанное выше определяет актуальность использования инновационных средств в процессе подготовки юных высококвалифицированных шахматистов. Совокупное действие компонентов шахматных компьютерных технологий можно рассматривать как действие "искусственного" помощника (ИП) шахматного тренера. Очевидно, что ИИ может повысить моторную плотность и индивидуализацию тренировки, оперативно осуществлять связь "спортсмен - тренер" при ведущей организующей и управляющей роли тренера-преподавателя. Таким образом, для решения данной проблемы нужны научно-методические разработки по созданию методики подготовки юных спортсменов с использованием инновационного подхода. Объектом исследования является процесс подготовки шахматистов в возрасте 12-17 лет, имеющих начальную квалификацию на уровне 1-го разряда - кандидата в мастера спорта, с целью достижения квалификационного уровня мастера и международного мастера спорта.
Стр.4
5 Предметом исследования является технология подготовки юных высококвалифицированных шахматистов, осуществляемая с использованием компьютерных шахматных программ, ресурсов "Интернет" и электронной базы по развитию стратегического мышления. Гипотеза исследования: методика, основанная на использовании новых средств обучения, таких, как шахматные компьютерные программы, ресурсы "Интернет" и электронная база по развитию стратегического мышления, позволит: повысить интенсивность и увеличить продуктивность занятий по освоению стратегического и тактического шахматного материала; успешно решать задачи по овладению техникой расчета вариантов; проводить диагностику ошибок шахматиста. Это даст возможность успешнее решать проблему достижения спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в шахматах на этапе спортивного совершенствования - выполнение норматива мастера спорта и международного мастера спорта по шахматам. Целью исследования является разработка методики подготовки юных высококвалифицированных шахматистов, построенной на использовании компьютерных шахматных программ, ресурсов "Интернет" и электронной базы для развития стратегического мышления, ее внедрение в педагогический процесс и анализ результатов. Задачи исследования: 1. Провести теоретико-методологический анализ и обобщение имеющихся методик и программ по обучению юных высококвалифицированных шахматистов. 2. Разработать экспериментальную методику подготовки спортсменов, позволяющую повысить эффективность тренировочного процесса с использованием компьютерных программ, ресурсов "Интернет" и электронной базы по развитию стратегического мышления. 3. Апробировать разработанную методику в процессе естественнонаучного и аналитического педагогических экспериментов на примере подготовки юных высококвалифицированных шахматистов для достижения уровня квалификации "Мастер спорта". 4. Провести теоретико-методологический анализ и обобщить полученные экспериментальные и теоретические результаты педагогических экспериментов и дать практические рекомендации по использованию экспериментальной методики. Теоретико-методологической основой исследования являются труды:
Стр.5