На правах рукописи
КЫЛАСОВ Алексей Валерьевич
СПОРТ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Специальность 24.00.01 – «Теория и история культуры»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата культурологии
Москва – 2010
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры
факультета культурологии Государственной академии славянской культуры.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор
Расторгуев Валерий Николаевич
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Гавров Сергей Назипович
кандидат социологии, профессор
Климов Алексей Григорьевич
Ведущая организация:
Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма, кафедра
культурологии, социокультурной антропологии и
социальных коммуникаций
Защита состоится 26 января 2011 года в 14 часов на заседании
диссертационного совета Д 212.044.01 по защите докторских и кандидатских
диссертаций при Государственной академии славянской культуры по адресу:
123480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 39, корп. 2, ауд. 208.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственной
академии славянской культуры.
Автореферат разослан 18 декабря 2010 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат философских наук, профессор
2
Бажов С. И.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что спорт,
зародившийся к середине XIX века как специфическое проявление культуры
англо-саксонского Запада, в эпоху глобализации стал распространенной,
значимой формой институционализации, а позднее и коммерциализации
различных видов физической активности. Сегодня абсолютное большинство
известных нам игр и состязаний на всех языках называют одним словом –
«спорт», имеющим международную транслитерацию. Спорт не без основания
воспринимается как неотъемлемая составная часть мировой и национальной
культур, поскольку к нему относятся не только современные развлечения с
использованием новейших достижений технологического прогресса, в том
числе и средств массовой коммуникации, но и традиционные игры, связанные с
национальными укладами и обычаями. Соответственно, открывается и еще
одна сторона спорта: он выступает как важная часть культурного наследия
народов мира и форма этнокультурной самоидентификации.
В России повышенный интерес к спорту как социокультурному феномену
обусловлен глубокими изменениями в сфере гражданской и культурной
самоидентификации, которые специфически проявляются на фоне мощной
кампании по подготовке к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в Сочи.
Эти факторы усиливают социальную значимость спортивного дискурса и
повышают актуальность исследований спорта в контексте глобализации с
позиций теоретической и исторической культурологии. Подготовка, проведение и
освещение Олимпийских игр создают ощущение единства мирового культурного
пространства и преемственности общецивилизационного пути развития, что, в свою
очередь, укрепляет уверенность в правомерности унификации различных культурноисторических
типов (цивилизаций). Спортивные состязания воспринимаются не
только как одно из проявлений глобализации, но и как ключевой фактор,
способствующий символическому объединению наций. Такое восприятие
усиливается благодаря организованной информационной поддержке и, что не
3
Стр.3
менее важно, неизбежной унификации спортивной инфраструктуры,
совершенствованию технологий организации и проведения соревнований,
созданию спортивной индустрии, тесному взаимодействию национальных и
международных федераций. Все это повышает статус спорта как явления
общемировой значимости и подтверждает актуальность культурологических
исследований этого социокультурного феномена, служащего своеобразным
«проводником» глобализации.
Общественный интерес к организации всевозможных состязаний
характерен не только для нашего времени. Он постоянно повышался в эпоху
индустриального общества и достиг апогея в процессе становления
информационного общества, поскольку именно в этот период происходило
интенсивное формирование не только институтов спорта, но и глобальной
специализированной спортивной инфраструктуры – транснациональной по
своей природе и неразрывно связанной с социальной, информационной,
культурной и производственно-коммерческой инфраструктурной сетью. Вновь
возникшая специализированная отрасль человеческой деятельности в сфере
физического воспитания, досуга и развлечений, а также организации и
проведения спортивных мероприятий становится и особой отраслью политики
(национальной и международной), которая обретает широкую поддержку и
пользуется одобрением почти всех
этнокультурных, социальных,
профессиональных и возрастных групп.
Для описания и изучения достижений в этой сфере деятельности уже в
конце XIX века в Англии была предпринята попытка ввести в научный оборот
понятие «физическая культура», но в академических кругах предложенную
дефиницию восприняли скептически. В результате дискуссий в мировой науке
спорт как профессиональную деятельность в культурологическом измерении
отнесли к «культуре производства», а различные виды индивидуальной
физической активности (фитнес и подвижные игры) стали пониматься в
качестве составных частей «культуры досуга». При этом любые спортивные
достижения, пропаганда олимпийских идеалов, культ спортивного образа
4
Стр.4
жизни и атрибутов спорта стали рассматриваться как проявления «массовой
культуры».
В период активного осмысления феномена спорта, который пришелся на
середину XX века, российские общественные науки в силу объективноисторических
причин (например, искусственной изоляцией страны после
Октябрьской революции 1917 года) оказались в стороне от общемирового
процесса, и в России для характеристики культуры спорта до сих пор
используется устаревший английский термин «физическая культура». Но это
далеко не единственное расхождение в терминологии, которое привело к столь
низкому (в сравнении с другими темами исследований) индексу взаимной
цитируемости работ в области спорта российских и зарубежных ученых.
Преодоление разночтений в этой области научного знания представляется
остроактуальным, поскольку современный спорт является одним из самых
эффективных средств межкультурной коммуникации. Это проявляется не
только в планировании, организации и проведении спортивных мероприятий,
но и в повседневности: банальные разговоры о погоде, моде и политике в наше
время пополнились еще одной темой – о спорте. В результате постоянно
расширяется пространство, которое занимает в массовой культуре спортивный
дискурс1, в том числе, и обиходно-бытовой.
В качестве объекта исследования выступает социокультурный феномен
спорта, демонстрирующий общую социокультурную направленность и
динамику процессов глобализации. Предметом исследования служат, с одной
стороны, разнонаправленные тенденции, доминирующие на разных стадиях
глобального распространения спортивных игр и унификации спорта как
общецивилизационного феномена, а, с другой стороны, процессы
самовоспроизводства этнокультурного и цивилизационного многообразия,
1 Спортивный дискурс может рассматриваться в плане культурной коммуникации и как процесс (речь в устной
и письменной форме, транслирующая смыслы, связанные со спортивной деятельностью), и как результат
(совокупность произведенных текстов, в которых репрезентированы эти смыслы). Об этом аспекте проблемы
см.: Снятков К. В. Телевизионный спортивный дискурс: аспекты коммуникативно-прагматического анализа //
Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 14 (37). СПб.,
2007. – С. 189–194.
5
Стр.5