Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Спорт как социокультурный феномен эпохи глобализации. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКыласов
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц32
ID205167
АннотацияЦель работы - провести теоретико-культурологический анализ феномена спорта в эпоху глобализации с учетом исторического контекста и перспектив развития Олимпийского движения.
Кыласов, А.В. Спорт как социокультурный феномен эпохи глобализации. : автореф. дис. … канд. культурологии / А.В. Кыласов .— Москва : РГУФКСиТ, 2010 .— 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205167 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи КЫЛАСОВ Алексей Валерьевич СПОРТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Специальность 24.00.01 – «Теория и история культуры» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии Москва – 2010 Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры факультета культурологии Государственной академии славянской культуры. <...> Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Расторгуев Валерий Николаевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Гавров Сергей Назипович кандидат социологии, профессор Климов Алексей Григорьевич Ведущая организация: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, кафедра культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Защита состоится 26 января 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.044.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Государственной академии славянской культуры по адресу: 123480, г. Москва, ул. <...> ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что спорт, зародившийся к середине XIX века как специфическое проявление культуры англо-саксонского Запада, в эпоху глобализации стал распространенной, значимой формой институционализации, а позднее и коммерциализации различных видов физической активности. <...> Сегодня абсолютное большинство известных нам игр и состязаний на всех языках называют одним словом – «спорт», имеющим международную транслитерацию. <...> Спорт не без основания воспринимается как неотъемлемая составная часть мировой и национальной культур, поскольку к нему относятся не только современные развлечения с использованием новейших достижений технологического прогресса, в том числе и средств массовой коммуникации, но и традиционные игры, связанные с национальными укладами и обычаями. <...> В России повышенный интерес к спорту как социокультурному феномену обусловлен <...>
Спорт_как_социокультурный_феномен_эпохи_глобализации..pdf
На правах рукописи КЫЛАСОВ Алексей Валерьевич СПОРТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Специальность 24.00.01 – «Теория и история культуры» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии Москва – 2010
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры факультета культурологии Государственной академии славянской культуры. Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Расторгуев Валерий Николаевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Гавров Сергей Назипович кандидат социологии, профессор Климов Алексей Григорьевич Ведущая организация: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, кафедра культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Защита состоится 26 января 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.044.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Государственной академии славянской культуры по адресу: 123480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 39, корп. 2, ауд. 208. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственной академии славянской культуры. Автореферат разослан 18 декабря 2010 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, профессор 2 Бажов С. И.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что спорт, зародившийся к середине XIX века как специфическое проявление культуры англо-саксонского Запада, в эпоху глобализации стал распространенной, значимой формой институционализации, а позднее и коммерциализации различных видов физической активности. Сегодня абсолютное большинство известных нам игр и состязаний на всех языках называют одним словом – «спорт», имеющим международную транслитерацию. Спорт не без основания воспринимается как неотъемлемая составная часть мировой и национальной культур, поскольку к нему относятся не только современные развлечения с использованием новейших достижений технологического прогресса, в том числе и средств массовой коммуникации, но и традиционные игры, связанные с национальными укладами и обычаями. Соответственно, открывается и еще одна сторона спорта: он выступает как важная часть культурного наследия народов мира и форма этнокультурной самоидентификации. В России повышенный интерес к спорту как социокультурному феномену обусловлен глубокими изменениями в сфере гражданской и культурной самоидентификации, которые специфически проявляются на фоне мощной кампании по подготовке к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в Сочи. Эти факторы усиливают социальную значимость спортивного дискурса и повышают актуальность исследований спорта в контексте глобализации с позиций теоретической и исторической культурологии. Подготовка, проведение и освещение Олимпийских игр создают ощущение единства мирового культурного пространства и преемственности общецивилизационного пути развития, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в правомерности унификации различных культурноисторических типов (цивилизаций). Спортивные состязания воспринимаются не только как одно из проявлений глобализации, но и как ключевой фактор, способствующий символическому объединению наций. Такое восприятие усиливается благодаря организованной информационной поддержке и, что не 3
Стр.3
менее важно, неизбежной унификации спортивной инфраструктуры, совершенствованию технологий организации и проведения соревнований, созданию спортивной индустрии, тесному взаимодействию национальных и международных федераций. Все это повышает статус спорта как явления общемировой значимости и подтверждает актуальность культурологических исследований этого социокультурного феномена, служащего своеобразным «проводником» глобализации. Общественный интерес к организации всевозможных состязаний характерен не только для нашего времени. Он постоянно повышался в эпоху индустриального общества и достиг апогея в процессе становления информационного общества, поскольку именно в этот период происходило интенсивное формирование не только институтов спорта, но и глобальной специализированной спортивной инфраструктуры – транснациональной по своей природе и неразрывно связанной с социальной, информационной, культурной и производственно-коммерческой инфраструктурной сетью. Вновь возникшая специализированная отрасль человеческой деятельности в сфере физического воспитания, досуга и развлечений, а также организации и проведения спортивных мероприятий становится и особой отраслью политики (национальной и международной), которая обретает широкую поддержку и пользуется одобрением почти всех этнокультурных, социальных, профессиональных и возрастных групп. Для описания и изучения достижений в этой сфере деятельности уже в конце XIX века в Англии была предпринята попытка ввести в научный оборот понятие «физическая культура», но в академических кругах предложенную дефиницию восприняли скептически. В результате дискуссий в мировой науке спорт как профессиональную деятельность в культурологическом измерении отнесли к «культуре производства», а различные виды индивидуальной физической активности (фитнес и подвижные игры) стали пониматься в качестве составных частей «культуры досуга». При этом любые спортивные достижения, пропаганда олимпийских идеалов, культ спортивного образа 4
Стр.4
жизни и атрибутов спорта стали рассматриваться как проявления «массовой культуры». В период активного осмысления феномена спорта, который пришелся на середину XX века, российские общественные науки в силу объективноисторических причин (например, искусственной изоляцией страны после Октябрьской революции 1917 года) оказались в стороне от общемирового процесса, и в России для характеристики культуры спорта до сих пор используется устаревший английский термин «физическая культура». Но это далеко не единственное расхождение в терминологии, которое привело к столь низкому (в сравнении с другими темами исследований) индексу взаимной цитируемости работ в области спорта российских и зарубежных ученых. Преодоление разночтений в этой области научного знания представляется остроактуальным, поскольку современный спорт является одним из самых эффективных средств межкультурной коммуникации. Это проявляется не только в планировании, организации и проведении спортивных мероприятий, но и в повседневности: банальные разговоры о погоде, моде и политике в наше время пополнились еще одной темой – о спорте. В результате постоянно расширяется пространство, которое занимает в массовой культуре спортивный дискурс1, в том числе, и обиходно-бытовой. В качестве объекта исследования выступает социокультурный феномен спорта, демонстрирующий общую социокультурную направленность и динамику процессов глобализации. Предметом исследования служат, с одной стороны, разнонаправленные тенденции, доминирующие на разных стадиях глобального распространения спортивных игр и унификации спорта как общецивилизационного феномена, а, с другой стороны, процессы самовоспроизводства этнокультурного и цивилизационного многообразия, 1 Спортивный дискурс может рассматриваться в плане культурной коммуникации и как процесс (речь в устной и письменной форме, транслирующая смыслы, связанные со спортивной деятельностью), и как результат (совокупность произведенных текстов, в которых репрезентированы эти смыслы). Об этом аспекте проблемы см.: Снятков К. В. Телевизионный спортивный дискурс: аспекты коммуникативно-прагматического анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 14 (37). СПб., 2007. – С. 189–194. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.