На правах рукописи
Круглова Алла Геннадиевна
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АКТЁРА
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре режиссуры массовых спортивно- художественных
представлений Российского государственного уннверснтета
физической культуры, спорта н туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор
Кузьмичева Елена Вячеславовна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Белов Виктор Иванович
доктор педагогических наук, профессор
Мовшович Алек Давидович
Ведущая организация: Высшее театральное училище (Институт) им. Б.В.Щукина
Защита состоится «&z» f9tj/uu*+c_ 2006 года в
часов
на заседании диссертационного Совета К 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма
по адресу: 105122 г.Москва, Сиреневый бульвар, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «ffj> JS^G/JJ 2006 г.
Т000005017
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь диссертационного
Совета, кандидат педагогических наук
доцент
<^V ^
'
Чеботарева И.В.
Стр.2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Усилиями выдающихся отечественных педагогов в России создана
система подготовки актёров, общепризнанная во всём мире. Одной из составляющих
этой системы является методика овладения сценическим движением, в которой
дано чёткое определение содержания предмета и основы его преподавания [Вербицкая
А.В., Иванов И.С., Шишмарёва Е.С., Кох И.Э., Немеровский А.Б.]. Вместе с
тем, дальнейшее развитие театрального искусства в современном мире в совокупности
с кинематографом, эстрадой и другими видами театральной деятельности требует
новых подходов к повышению уровня подготовленности актёрских кадров. В этой
связи специалистами отмечается острая необходимость повышения двигательных
возможностей студентов, осваивающих основы актёрского мастерства с целью оснащения
их разнообразными двигательными навыками, необходимыми для будущей актёрской
деятельности [Чернозёмов К.Н., 1976]. Таким образом, возросший уровень
ч требований к подготовленности актёрских кадров в стране, выдвигает проблему со4
вершенствования методики преподавания предмета «Сценическое движение», в кото"*
ром были бы реализованы современные знания об особенностях двигательной деятельности
человека и достижения теории и методики спорта, это позволяет рассматривать
исследования двигательных действий актёра в качестве актуальных.
Объект исследования: Система профессиональной подготовки студентов театральных
ВУЗов.
Предмет исследования: Методика преподавания предмета «Сценическое движение»
в театральных ВУЗах.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились:
-
концепция активного профессионального обучения специалистов в области
театрального искусства [Андрачников С.Г., Голубовский Б.Г., Дрознин А.Б.,
Захава Б.Е., Красовский Ю.М., Морозова Г.В., Немеровский А.Б., Островский А.Н.,
Станиславский К.С., Эйзенштейн С.];
- современные представления о содержании, средствах и методах формирования
двигательных способностей в процессе физического воспитания [Лях В.И., Матвеев
Л.П., Новиков А.Д., Чериов-К:Л.г- Янанис СВ„ Архангельский С.Х.,
t
fr.-"' " г. •/ '
Щ'-Меныникова Н.К«];<-*|
s ? r •<:•-•'•.•.•'
••• • -,• i
Стр.3
- концепция комплексного подхода к обучению двигательным действиям в
2
процессе физического воспитания [Боген М.М., Бернштейн Н.Л.. Валик Б.В., Баранцев
С.А., Столяк И.Н., Белинович В.В., Донской Д.Д., Ильин Е.П.].
Гипотеза. Предполагается, что профессиональная физическая подготовка актёра
будет более эффективной, если выявлен характер взаимосвязей между качеством
выполнения упражнений по сценическому движению и проявлением двигательных
способностей студентов.
Цель исследования. Совершенствование методики преподавания предмета
«Сценическое движение».
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему профессиональной подготовки студентов театральных
ВУЗов в психолого-педагогической и специальной литературе.
2. Выявить характер взаимосвязей между показателями двигательной подготовленности
и качеством выполнения специальных упражнений в программе курса
"Сценическое движение".
3. Разработать и экспериментально апробировать методику формирования специальной
физической подготовленности актера в процессе освоения учебного курса
"Сценическое движение".
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию методики
преподавания курса "Сценическое движение" в системе театральных ВУЗов.
Методы исследований. Необходимость решения поставленных задач определила
выбор методов исследования, которые смогли бы полностью обеспечить получение
объективных данных. В исследовании применялись следующие методы:
1 .анализ специальной литературы;
2.тестирование психофизиологических функций;
3.тестирование двигательных качеств;
4.педагогичсский эксперимент;
5.метод экспертных оценок;
б.анкетный опрос;
7.методы математической статистики.
Стр.4
Организация
исследований. Исследование проводилось на кафедре
3
пластического воспитания актера в Высшем театральном училище (Институте)
им. М.С.Щепкина за период с 2002 по 2003 гг.
Научная новизна. Представленные в диссертации положения, полученные на
основе экспериментальных исследований двигательных способностей будущих актёров,
позволяют научно обосновать методику преподавания дисциплины «Сценическое
движение» в творческих ВУЗах. Впервые определен характер взаимосвязей между
качеством выполнения специализированных упражнений и показателями двигательного
тестирования в структуре профессионального образования актёра, а также
их значимость в разработке методики преподавания «Сценического движения».
Теоретическая значимость заключается в разработке теоретических и методических
подходов, вносящих существенный вклад в теорию театральной педагогики,
которые расширяют представление о профессиональной физической подготовке будущего
актера.
Практическая значимость, выявленная в процессе исследования динамика
совершенствования двигательных качеств будущих актеров, объективизирует методические
положения, касающиеся освоения и совершенствования специальных упражнений
по сценическому движению, уточняет программные требования к физической
подготовленности учащихся театральных ВУЗов.
Положения, выносимые на зашиту:
- Рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, реализуемое в
процессе совершенствования гибкости, выносливости, координации и скоростносиловых
способностей формирует необходимую двигательную основу для успешного
формирования профессиональной физической подготовки студентов театральных
ВУЗов.
- Характер взаимосвязей между показателями двигательного тестирования и оценкой
выполнения специализированных упражнений позволяет повысить эффективность
педагогического процесса и способствует повышению профессиональной физической
подготовленности будущих актеров.
- Профессиональная физическая подготовка актуальна в структуре освоения сценического
движения, и ее усовершенствование требует разработки методики, направлен
Стр.5