На правах рукописи
Кислый Олег Алексеевич
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ИГРОВОМ
ПРОЦЕССЕ И МЕТОДИКИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва- 2006
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики волейбола Российского
Государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
профессор Кувшинников Владимир Георгиевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Малиновский Станислав Владимирович
"о"о'0ос"So311
ЦОБ по ФКиС
кандидат педагогических наук,
профессор Гониянц Степан Александрович
РГАФК
Ведущая организация:
Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится " / / " (ШМЛЛ, 2006 г. в " 4300 часов на заседании
диссертационного Совета К. <...> Уровни
физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков
и команд в целом постепенно сближаются, научные разработки методики
тренировки в этих разделах подготовки широко известны и позволяют быстро
устранить различия или отставание от лидеров мирового волейбола. <...> Для
достижения победы в таких условиях первостепенное значение приобретают
\
научная разработка и практическое
V^> эффективного
формирования
использование методов быстрого и
навыков
оптимальной
деятельности
^Г°> волейболистов в конфликтных ситуациях игрового процесса, связанных с
Л^> индивидуальной и коллективной деятельностью. <...> В этой связи научная
разработка положений оптимальной стратегии поведения игроков представляет
значительный интерес для теории и практики волейбола, способствующих
эффективному функционированию команды в игровом процессе. <...> Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в
настоящее время изучены физические качества <...>
Стратегия_поведения_волейболистов_в_игровом_процессе_и_методики_его_совершенствования..pdf
На правах рукописи
Кислый Олег Алексеевич
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ИГРОВОМ
ПРОЦЕССЕ И МЕТОДИКИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва- 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики волейбола Российского
Государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
профессор Кувшинников Владимир Георгиевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Малиновский Станислав Владимирович
"о"о'0ос"So311
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация:
Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится "// " (ШМЛЛ, 2006 г. в " 4300 часов на заседании
диссертационного Совета К. 311.003.01. при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан "
"
2006 г.
кандидат педагогических наук,
профессор Гониянц Степан Александрович
Ученый секретарь
диссертационного совета
s С^ci^
/
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность. В настоящее время как на международной спортивной
\
V^> эффективного
арене, так и на внутренних соревнованиях каждой страны обострилась
спортивная конкуренция, поединки волейбольных команд становятся все более
напряженными (Шипулин Г.Я., 2002; Шулянов В.М., 1997). Уровни
физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков
и команд в целом постепенно сближаются, научные разработки методики
тренировки в этих разделах подготовки широко известны и позволяют быстро
устранить различия или отставание от лидеров мирового волейбола. Для
достижения победы в таких условиях первостепенное значение приобретают
научная разработка и практическое
формирования
навыков
использование методов быстрого и
оптимальной
деятельности
^Г°> волейболистов в конфликтных ситуациях игрового процесса, связанных с
Л^> индивидуальной и коллективной деятельностью. В этой связи научная
разработка положений оптимальной стратегии поведения игроков представляет
значительный интерес для теории и практики волейбола, способствующих
эффективному функционированию команды в игровом процессе.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в
настоящее время изучены физические качества и физическая подготовка
волейболистов (Беляев А.В., 1983, 1987, 1990; Клещев Ю.Н., 1995; Фомин Е.В.
1991 и др.); техника и техническая подготовка (Айрапетянц Р.Л., 1991; Ахмедов
Э.К., 1988; Грира Ю., 1993; Кувшинников В.Г., 1972 и др.); вопросы
индивидуальной, групповой и командной тактики (Амалин М.Е., 1989, Гжиб А.,
1992; Ахметжанов Т.А., 1989, Маслов В.В., 1983; Бейшиналиев Э, 1989 и др.).
Однако структура поведения волейболистов в условиях конкурентной борьбы
игрового процесса самостоятельно не исследовалась, а представлена описанием
индивидуальных тактических действий при выполнении отдельных
технических приемов. Такре-сосХояние проблемы имеет ряд существенных
пробелов, как-то:
\ V-"»'е u
V4 ^л:.:.-'--
Стр.3
4
- принятие оперативно-тактических решений в конфликтных ситуациях
игрового процесса не отражает особенности восприятия и оценки состояния
информационного поля как статической структуры среды;
- не учитываются особенности поведения в конфликтных ситуациях
игроков различных функций и амплуа, основанных на психофизиологической
структуре их личности;
- недостаточно отражена стратегия поведения игрока при реализации
тактических решений с взаимодействием с партнерами в коллективной игровой
деятельности.
Изложенное свидетельствует о том, что уровень обоснованности
оптимального поведения волейболиста в игровом процессе не соответствует
требованиям современного
волейбола. Это определяет необходимость
проведения исследований в этой области и на этой основе определения пути
оптимизации тренировочного процесса, совершенствования
поведения
волейболистов в игровом процессе, что и обусловило актуальность настоящей
работы.
Объект исследования — педагогический процесс совершенствования
стратегии поведения волейболиста в игровом процессе.
Предмет исследования - стратегия поведения волейболиста в
конфликтных ситуациях игрового процесса.
Гипотеза исследования. Выбор настоящей темы исследования основан
на предположении (гипотезе), что:
- эффективность выбора стратегии поведения волейболиста в игровом
процессе зависит от своевременно и правильно принятого оперативнотактического
решения, которое, в свою очередь, может определяться
особенностями восприятия и оценки информационного поля, отражающего
свойства статической структуры среды;
- в коллективной игровой деятельности необходимым уровнем является
распределение обязанностей игроков внутри команды по функциям (амплуа);
Стр.4
5
при этом такие игроки могут характеризоваться особенностями стратегии
поведения в конфликтных ситуациях игрового процесса, основанными на
психофизиологической структуре их личности;
- успешная коллективная деятельность в игровом процессе может
определяться уровнем взаимодействия игроков при реализации их стратегии
поведения, который может характеризоваться некоторыми особенностями и
закономерностями.
Цели, задачи, методы и организация исследования
Целью работы явилось выявление закономерностей поведения
волейболистов в игровом процессе и на этой основе оптимизации
тренировочного
процесса
подготовки
игроков,
направленной
на
совершенствование их деятельности в конкурентной борьбе сторон. В работе
ставились и решались следующие задачи:
1. Определить содержание и объем технико-тактических действий
волейболистов в игровом процессе в зависимости от их функций (амплуа);
2. Определить особенности психической регуляции поведения
волейболистов в игровом процессе и факторную структуру личности игроков
различных амплуа.
3. Выявить закономерности выбора оптимальной стратегии поведения
волейболистов в условиях информационного поля при реализации тактических
решений в конфликтных ситуациях.
4. Выявить особенности стратегии поведения волейболистов при
взаимодействии с партнером (партнерами) в коллективной игре.
5. Определить
пути оптимизации тренировочного
процесса
совершенствования стратегии поведения волейболистов в игровом процессе на
основе разработки тренировочных программ и организации занятий с
последующей проверкой их в педагогическом эксперименте.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
анализ
исследования:
научно-методической литературы; обобщение
Стр.5