На правах рукописи
J
7
ss-ze'tPb
Земсков Алексей Сергеевич
ФОРМИРОВАНИЕ И ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ
К ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ
10-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
19.00.01 - Общая психология, история психологии и психология личности
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Самара - 2005
2
Работа выполнена в Самарском государственном педагогическом
университете
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент
СОПОВ Владимир Федорович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Чесноков Николай Николаевич
Т000004970
• i л г^„ ~
ЦОБ по ФКиС
Р ГА Ф К
доктор психологических наук, профессор
Моросанова Варвара Ильинична
Ведущая организация: Московский государственный
педагогический университет
Защита состоится « ' * » ф<? <...> К.311.003.01
при
СО
ччасов на
Российском
Государственном университете физической культуры, спорта и туризма по
адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4
С
диссертацией
можно
ознакомиться
в
библиотеке
Российского
Государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «
Ученый секретарь
диссертационного совета
»
2005 г.
/^А"
/ <...> Особенно важно воспитание выносливости в юношеском возрасте, когда закла
дываются основы физической культуры личности и идет процесс жизненного самооп
ределения и профориентации. <...> Кузнецов, 2000), у девушек
рост различных показателей выносливости в этом возрасте резко замедляется, оста
навливается или даже ухудшается, а среднегодовой прирост общей выносливости у
юношей составляет лишь 2.1%. <...> Анализ работ, посвященных изучению выносливости человека, обнаружил, что
рассматриваемая проблема имеег не только методологические и физиологические, но
и социокультурные и психологические аспекты (К. Купер <...> 1999; Е.П. Ильин, 2000, 2001) обнаружили, что воспитание <...>
Формирование_и_динамика_мотивации_к_воспитанию_общей_выносливости_у_учащихся_10-11_классов_на_уроках_физической_культуры..pdf
J
Земсков Алексей Сергеевич
На правах рукописи
7
ss-ze'tPb
ФОРМИРОВАНИЕ И ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ
К ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ
10-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
19.00.01 - Общая психология, история психологии и психология личности
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Самара - 2005
Стр.1
2
Работа выполнена в Самарском государственном педагогическом
университете
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент
СОПОВ Владимир Федорович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Чесноков Николай Николаевич
• Т000004970 ^ „ ~
ЦОБ по ФКиС
Р ГА Ф К
i л гдоктор
психологических наук, профессор
Моросанова Варвара Ильинична
Ведущая организация: Московский государственный
педагогический университет
заседании
Защита состоится « ' * » ф
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современные социально-экономические
условия требуют нового, повышенного уровня функционирования человека, выходящего
за естественные временные и ресурсные рамки адаптации, без чего невозможно
успешное освоение социокультурного опыта и самоактуализация личности (Де Раад,
Шаувенбург, 1996; Ф.П. Суслов, 1997: Б.Б. Коссов, 2000). В связи с этим, ведущее
значение приобретает необходимость воспитания выносливости - качества, которое
представляет собой способность эффективно противостоять неблагоприятным факторам
внешней и внутренней среды и сохранять работоспособность (Б.А. Ашмарин,
1990; Л.П.Матвеев, 1991).
Особенно важно воспитание выносливости в юношеском возрасте, когда закладываются
основы физической культуры личности и идет процесс жизненного самоопределения
и профориентации. В то же время, специалисты (И.Г. Келишев, 1978; Е.П.
Ильин, 2000) отмечают, что, именно, в возрасте 15-17 лет наблюдается резкий спад
интереса к физическому самосовершенствованию. Согласно результатам исследований
последних лет (Лях В.И., 1998; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2000), у девушек
рост различных показателей выносливости в этом возрасте резко замедляется, останавливается
или даже ухудшается, а среднегодовой прирост общей выносливости у
юношей составляет лишь 2.1%.
Анализ работ, посвященных изучению выносливости человека, обнаружил, что
рассматриваемая проблема имеег не только методологические и физиологические, но
и социокультурные и психологические аспекты (К. Купер, 1987; E.I1. Ильин, 2001).
Заинтересованность общества в создании универсальной системы воспитания
выносливости требует углубления исследований факторов, влияющих на ее развитие.
Исследования последних лет, рассматривающие психофизиологические основы выносливости
(В.Ф. Сопов. 1999; Е.П. Ильин, 2000, 2001) обнаружили, что воспитание
выносливости в значительной степени обусловлено мотивацией. Снижение мотивации
к воспитанию выносливости в юношеском возрасте обусловлено падением интереса к
процессу физического самосовершенствования и отсутствием связи между уровнем
функциональных резервов и достижениями в учебной и избираемой профессиональной
сфере.
..„
5
'*ч>5~< \$Л* ''J
i
Стр.3
4
Решение этой проблемы требует анализа механизмов, связанных с особенностями
формирования мотивационной сферы в период самоопределения личности, и
использования технологий, которые обеспечивают сохранение интереса к физическому
самосовершенствованию и повышению функциональных резервов организма.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что формирование стойкой, положительной
мотивации к воспитанию обшей выносливости как необходимого фактора
самоактуализации (что является особенно важным на этапе жизненного самоопределения
личности учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы) обеспечит
надежную основу для активной самореализации личности во всех сферах жизни, посредством
увеличения функциональных резервов организма, создания новых повышенных
условия функционирования личности.
Цель исследования: изучение путей формирования мотивации воспитания и
совершенствования общей выносливости в условиях учебной и избираемой профессиональной
деятельности.
Объект исследования - процесс воспитания общей выносливости как фактора
самореализации личности учащихся общеобразовательной школы в условиях учебной
и избираемой профессиональной деятельности.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности, механизмы
и закономерности формирования мотивации к воспитанию выносливости у учащихся
10-11 классов.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности воспитания выносливости как фактора самореализации
личности и надкультурного феномена в историческом и современном аспектах.
2. Изучить взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности
учащихся 10-11 классов с уровнем проявления общей выносливости.
3. Исследовать механизмы и закономерности формирования мотивации к воспитанию
обшей выносливости у учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
4. Разработать методику формирования и повышения уровня мотивации к воспитанию
и совершенствованию обшей выносливости и изучить особенности формирования
структуры жизненных ценностей учащихся 10-11 классов под влиянием экспериментальной
методики в условиях образовательного процесса.
Стр.4
5
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- показаны особенности структуры психологической составляющей выносливости,
определяющей ее воспитание и совершенствование как актуального фактора
профессионального самоопределения личности;
- установлена и подтверждена возможность целенаправленного повышения
уровня общей выносливости с помощью психологического воздействия;
- показано влияние психологических особенностей учащихся 10-11 классов
на уровень выносливости как целостного проявления личности, с отражением отдельных
компонентов на разных психофизиологических уровнях;
- исследованы особенности мотивационной сферы и жизненных ценностей
личности, формирующиеся в результате воспитания и совершенствования общей
выносливости.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании
комплекса психолого-педагогических условий, направленных на формирование
мотивации к воспитанию выносливости как фактору самоактуализации личности
на этапе жизненного самоопределения.
Практическая значимость работы заключается в использовании:
- выдвинутых теоретических положений о надкультурном значении выносливости
и ее роли для успешного обеспечения процесса самореализации личности в
учебной и избираемой профессиональной сферах деятельности;
- разработанных психолого-педагогических условий, организационных
форм и методов, обеспечивающих формирование стойкой положительной мотивации
к воспитанию выносливости в процессе занятий физической культурой в общеобразовательной
школе, как фактору успеха в жизни;
выявленных психологических факторов, формирующихся в процессе воспитания
общей выносливости и определяющих адаптивность и социальную активность
личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Выносливость человека являет собой важнейший фактор культурного и
социально-экономическою становления общества, сопровождающий человечество на
всем протяжении его развития.
Стр.5