Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование и динамика мотивации к воспитанию общей выносливости у учащихся 10-11 классов на уроках физической культуры. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЗемсков
ИздательствоСГПУ
Страниц24
ID205147
АннотацияЦель работы - изучение путей формирования мотивации воспитания и совершенствования общей выноносливости в условиях учебной и избираемой профессиональной деятельности.
Земсков, А.С. Формирование и динамика мотивации к воспитанию общей выносливости у учащихся 10-11 классов на уроках физической культуры. : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Земсков .— Самара : СГПУ, 2005 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205147 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи J 7 ss-ze'tPb Земсков Алексей Сергеевич ФОРМИРОВАНИЕ И ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ К ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 19.00.01 - Общая психология, история психологии и психология личности АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Самара - 2005 2 Работа выполнена в Самарском государственном педагогическом университете Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент СОПОВ Владимир Федорович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Чесноков Николай Николаевич Т000004970 • i л г^„ ~ ЦОБ по ФКиС Р ГА Ф К доктор психологических наук, профессор Моросанова Варвара Ильинична Ведущая организация: Московский государственный педагогический университет Защита состоится « ' * » ф<? <...> К.311.003.01 при СО ччасов на Российском Государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма Автореферат разослан « Ученый секретарь диссертационного совета » 2005 г. /^А" / <...> Особенно важно воспитание выносливости в юношеском возрасте, когда закла дываются основы физической культуры личности и идет процесс жизненного самооп ределения и профориентации. <...> Кузнецов, 2000), у девушек рост различных показателей выносливости в этом возрасте резко замедляется, оста навливается или даже ухудшается, а среднегодовой прирост общей выносливости у юношей составляет лишь 2.1%. <...> Анализ работ, посвященных изучению выносливости человека, обнаружил, что рассматриваемая проблема имеег не только методологические и физиологические, но и социокультурные и психологические аспекты (К. Купер <...> 1999; Е.П. Ильин, 2000, 2001) обнаружили, что воспитание <...>
Формирование_и_динамика_мотивации_к_воспитанию_общей_выносливости_у_учащихся_10-11_классов_на_уроках_физической_культуры..pdf
J Земсков Алексей Сергеевич На правах рукописи 7 ss-ze'tPb ФОРМИРОВАНИЕ И ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ К ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 19.00.01 - Общая психология, история психологии и психология личности АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Самара - 2005
Стр.1
2 Работа выполнена в Самарском государственном педагогическом университете Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент СОПОВ Владимир Федорович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Чесноков Николай Николаевич • Т000004970 ^ „ ~ ЦОБ по ФКиС Р ГА Ф К i л гдоктор психологических наук, профессор Моросанова Варвара Ильинична Ведущая организация: Московский государственный педагогический университет заседании Защита состоится « ' * » ф
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Современные социально-экономические условия требуют нового, повышенного уровня функционирования человека, выходящего за естественные временные и ресурсные рамки адаптации, без чего невозможно успешное освоение социокультурного опыта и самоактуализация личности (Де Раад, Шаувенбург, 1996; Ф.П. Суслов, 1997: Б.Б. Коссов, 2000). В связи с этим, ведущее значение приобретает необходимость воспитания выносливости - качества, которое представляет собой способность эффективно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды и сохранять работоспособность (Б.А. Ашмарин, 1990; Л.П.Матвеев, 1991). Особенно важно воспитание выносливости в юношеском возрасте, когда закладываются основы физической культуры личности и идет процесс жизненного самоопределения и профориентации. В то же время, специалисты (И.Г. Келишев, 1978; Е.П. Ильин, 2000) отмечают, что, именно, в возрасте 15-17 лет наблюдается резкий спад интереса к физическому самосовершенствованию. Согласно результатам исследований последних лет (Лях В.И., 1998; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2000), у девушек рост различных показателей выносливости в этом возрасте резко замедляется, останавливается или даже ухудшается, а среднегодовой прирост общей выносливости у юношей составляет лишь 2.1%. Анализ работ, посвященных изучению выносливости человека, обнаружил, что рассматриваемая проблема имеег не только методологические и физиологические, но и социокультурные и психологические аспекты (К. Купер, 1987; E.I1. Ильин, 2001). Заинтересованность общества в создании универсальной системы воспитания выносливости требует углубления исследований факторов, влияющих на ее развитие. Исследования последних лет, рассматривающие психофизиологические основы выносливости (В.Ф. Сопов. 1999; Е.П. Ильин, 2000, 2001) обнаружили, что воспитание выносливости в значительной степени обусловлено мотивацией. Снижение мотивации к воспитанию выносливости в юношеском возрасте обусловлено падением интереса к процессу физического самосовершенствования и отсутствием связи между уровнем функциональных резервов и достижениями в учебной и избираемой профессиональной сфере. ..„ 5 '*ч>5~< \$Л* ''J i
Стр.3
4 Решение этой проблемы требует анализа механизмов, связанных с особенностями формирования мотивационной сферы в период самоопределения личности, и использования технологий, которые обеспечивают сохранение интереса к физическому самосовершенствованию и повышению функциональных резервов организма. Гипотеза исследования. Предполагалось, что формирование стойкой, положительной мотивации к воспитанию обшей выносливости как необходимого фактора самоактуализации (что является особенно важным на этапе жизненного самоопределения личности учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы) обеспечит надежную основу для активной самореализации личности во всех сферах жизни, посредством увеличения функциональных резервов организма, создания новых повышенных условия функционирования личности. Цель исследования: изучение путей формирования мотивации воспитания и совершенствования общей выносливости в условиях учебной и избираемой профессиональной деятельности. Объект исследования - процесс воспитания общей выносливости как фактора самореализации личности учащихся общеобразовательной школы в условиях учебной и избираемой профессиональной деятельности. Предмет исследования - психолого-педагогические особенности, механизмы и закономерности формирования мотивации к воспитанию выносливости у учащихся 10-11 классов. Задачи исследования: 1. Исследовать особенности воспитания выносливости как фактора самореализации личности и надкультурного феномена в историческом и современном аспектах. 2. Изучить взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности учащихся 10-11 классов с уровнем проявления общей выносливости. 3. Исследовать механизмы и закономерности формирования мотивации к воспитанию обшей выносливости у учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. 4. Разработать методику формирования и повышения уровня мотивации к воспитанию и совершенствованию обшей выносливости и изучить особенности формирования структуры жизненных ценностей учащихся 10-11 классов под влиянием экспериментальной методики в условиях образовательного процесса.
Стр.4
5 Научная новизна исследования заключается в следующем: - показаны особенности структуры психологической составляющей выносливости, определяющей ее воспитание и совершенствование как актуального фактора профессионального самоопределения личности; - установлена и подтверждена возможность целенаправленного повышения уровня общей выносливости с помощью психологического воздействия; - показано влияние психологических особенностей учащихся 10-11 классов на уровень выносливости как целостного проявления личности, с отражением отдельных компонентов на разных психофизиологических уровнях; - исследованы особенности мотивационной сферы и жизненных ценностей личности, формирующиеся в результате воспитания и совершенствования общей выносливости. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании комплекса психолого-педагогических условий, направленных на формирование мотивации к воспитанию выносливости как фактору самоактуализации личности на этапе жизненного самоопределения. Практическая значимость работы заключается в использовании: - выдвинутых теоретических положений о надкультурном значении выносливости и ее роли для успешного обеспечения процесса самореализации личности в учебной и избираемой профессиональной сферах деятельности; - разработанных психолого-педагогических условий, организационных форм и методов, обеспечивающих формирование стойкой положительной мотивации к воспитанию выносливости в процессе занятий физической культурой в общеобразовательной школе, как фактору успеха в жизни; выявленных психологических факторов, формирующихся в процессе воспитания общей выносливости и определяющих адаптивность и социальную активность личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Основные положения, выносимые на защиту 1. Выносливость человека являет собой важнейший фактор культурного и социально-экономическою становления общества, сопровождающий человечество на всем протяжении его развития.
Стр.5