На правах рукописи
ЕРМАКОВ Сергей Николаевич
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ШКОЛ VIII ВИДА
13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание учёной степени
Кандидата педагогических наук
Хабаровск
2005
На правах рукописи
ЕРМАКОВ Сергей Николаевич
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ШКОЛ VIII ВИДА
N*
^
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
^
Автореферат диссертации на соискание учёной степени
Кандидата педагогических наук
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточная
государственная академия физической культуры». <...> Научный руководитель
кандидат педагогических наук, профессор
Тюткжов Вячеслав Григорьевич
Официальные оппоненты:
доктор медицинских наук, профессор
Муратов Игорь Викторович;
кандидат педагогических наук, доцент
Остроушко Сергей Викторович
Ведущая организация
Федеральное государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Биробиджанский государственный
педагогический институт»
/Защита диссертации состоится <сЗ» <£j{'/c£'<-/)#
2005 г.
в « rf » часов на заседании диссертационного совета К 311.004.01 при
ФГОУВПО «Дальневосточная государственная академия физической
культуры» по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. <...> Амурский бульвар, 1
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО
«Дальневосточная государственная академия физической культуры». <...> (1985); В.М. Мозговой (1985); Е.С. Черник (1997); И.Ю. Жуковин (2000)
неоднократно указывали на необходимость принятия комплексных мер по
совершенствованию
системы
профессиональной
подготовки
учащихся
с
нарушениями интеллекта <...>
Профессионально-ориентированная_физическая_подготовка_учащихся_специальных_(коррекционных)_школ_8_вида..pdf
На правах рукописи
ЕРМАКОВ Сергей Николаевич
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ШКОЛ VIII ВИДА
13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание учёной степени
Кандидата педагогических наук
Хабаровск
2005
Стр.1
На правах рукописи
ЕРМАКОВ Сергей Николаевич
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ШКОЛ VIII ВИДА
N*
^
^
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание учёной степени
Кандидата педагогических наук
Стр.2
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточная
государственная академия физической культуры».
Научный руководитель
кандидат педагогических наук, профессор
Тюткжов Вячеслав Григорьевич
Официальные оппоненты:
доктор медицинских наук, профессор
Муратов Игорь Викторович;
кандидат педагогических наук, доцент
Остроушко Сергей Викторович
Ведущая организация
Федеральное государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Биробиджанский государственный
педагогический институт»
/Защита диссертации состоится <сЗ» <£j{'/c£'<-/)#
2005 г.
в « rf » часов на заседании диссертационного совета К 311.004.01 при
ФГОУВПО «Дальневосточная государственная академия физической
культуры» по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Амурский бульвар, 1
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО
«Дальневосточная государственная академия физической культуры».
Автореферат разослан «^У » £с£><гс1//?У
Учёный секретарь диссертационного
совета
.2005 г.
Тютюков В.Г.
Стр.3
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В современных условиях российской рыночной экономики,
которой свойственен дефицит рабочих мест вопросы трудоустройства и
социальной адаптации всё возрастающего числа выпускников коррекционных
учебных заведений VIII вида становятся особенно актуальными (Ю.Н.
Щербакова, И.М. Бгажнокова, 1997).
Многие отечественные исследователи: Р.Д. Бабенкова (I960); Б.В. Сермеев
(1971); В.М. Медведева, А.А. Дмитриев, Е.С. Иванова (1984); Б.И. Пинский
(1985); В.М. Мозговой (1985); Е.С. Черник (1997); И.Ю. Жуковин (2000)
неоднократно указывали на необходимость принятия комплексных мер по
совершенствованию системы профессиональной подготовки учащихся с
нарушениями интеллекта, в числе которых приоритетным является усиление
межпредметных связей физического воспитания и трудового обучения, более
широкое использование арсенала средств физического воспитания в процессе
профессионально - ориентированной подготовки данного контингента.
Однако сегодня следует констатировать, что данные, касающиеся
эффективности процесса профессионально-ориентированной физической
подготовки, трудоустройства и социальной адаптации умственно отсталых
выпускников специальных коррекционных школ имеют лишь фрагментарный
характер.
Кроме того, для процесса профессиональной подготовки в коррекционных
школах ныне характерно наличие противоречия между осознанием
необходимости уделять большее внимание физическому воспитанию учащихся
с нарушением интеллекта с учётом профилированной профессиональной
подготовки с целью достижения ими требуемого уровня прикладной (трудовой)
физической подготовленности и отсутствием её разработанного программного
содержания.
Разрешение данного противоречия позволяет оптимизировать подготовку
таких школьников к самостоятельной жизни и производительному труду.
Стр.4
4
Объект исследования:
исследования;
процесс адаптивного физического воспитания
учащихся специальных общеобразовательных школ VIII вида.
Предмет
содержание
профессионально-ориентированной
физической подготовки (ПОФП) учащихся специальных общеобразовательных
школ VIII вида, обеспечивающее достижение более качественной готовности к
профессиональной деятельности.
Цель
исследования:
экспериментальное
повышения
что
прикладной
обоснование
(трудовой)
содержания
профессионально — ориентированной физической подготовки и методических
особенностей
физической
подготовленности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Гипотеза исследования:
предположения,
приступая к исследованию, мы исходили из
применение
профессионально-ориентированной
физической подготовки (ПОФП) в процессе адаптивного физического
воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида позволит
повысить их уровень физической подготовленности, соотносящийся с
требованиями осваиваемой профессиональной деятельности, и положительно
скажется на успешности профессионально-трудового обучения и последующей
интеграции в социум.
Задачи
исследования:
1. Изучить особенности процесса физического воспитания на начальном этапе
профессионализации учащихся специальных (коррекционных) школ и оценить
уровень их физической подготовленности.
2. Определить содержание профессионально-ориентированной физической
подготовки учащихся с нарушениями интеллекта и оценить эффективность его
применения.
3. Выявить взаимосвязь прикладной (трудовой) физической подготовленности
с социальной активностью и показателями успешности профессиональнотрудового
обучения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII
вида.
Стр.5