Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Самоорганизация спортсмена, как условие воспитания в процессе специфической деятельности. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГолмохаммади
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц28
ID205136
АннотацияЦель работы - исследовать психолого-педагогические средства воздействия на самоорганизацию спортсмена в процессе его воспитания.
Голмохаммади, Б. Самоорганизация спортсмена, как условие воспитания в процессе специфической деятельности. : автореф. дис. … канд. пед. наук / Б. Голмохаммади .— Москва : РГУФКСиТ, 2006 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205136 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

6W6 На правах рукописи Голмохаммади Бехруз САМООРГАНИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006 2 Работа выполнена на кафедре психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Радионов Альберт Вячеславович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Топышев Олег Павлович Т000005065 ЦОБ по ФКиС Р ГА Ф К Ведущая кандидат педагогических наук, , „ _ 0 профессор Никитина Елена Дмитриевна организация: Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры Защита состоится заседании « »f. t^jiisU- /iui- 2006 года в « /У " » диссертационного совета <...> 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы определяется проблемой самоорганизации личности в процессе такой специфической деятельности, какой является спорт. <...> Спортивная деятельность требует от человека наличия ряда жизненно-важных психических качеств и свойств: активности, самостоятельности, инициативности, устойчивости к воздействию негативных факторов, быстроты и точности принятия оперативных решений. <...> Одновременно спортивная деятельность способствует развитию таких качеств и свойств. <...> Однако оптимальным будет путь, когда такие качества и свойства развиваются на основе целенаправленной самоорганизации индивида. <...> Объект исследования - самоорганизация спортсмена в процессе специфической спортивной деятельности. <...> Предмет исследования - психолого-педагогические средства воздействия на самоорганизацию спортсмена в процессе его воспитания. <...> Гипотеза исследования: Предполагается, что знание особенностей самоорганизации личности спортсмена <...>
Самоорганизация_спортсмена,_как_условие_воспитания_в_процессе_специфической_деятельности..pdf
6W6 На правах рукописи Голмохаммади Бехруз САМООРГАНИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Радионов Альберт Вячеславович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Топышев Олег Павлович Т000005065 ЦОБ по ФКиС Р Г А Ф К Ведущая кандидат педагогических наук, , 0 „ _ профессор Никитина Елена Дмитриевна организация: Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры Защита состоится « заседании диссертационного К.311.003.01 »f. t^jiisU- /iui- 2006 года в « /У " » часов на совета при Российском Государственном университете физической культуры, спорта и туризма, по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д.4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК. Автореферат разослан « JS » (с,с,их А>^.2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета f ^ / Чеботарева И.В.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы определяется проблемой самоорганизации личности в процессе такой специфической деятельности, какой является спорт. Спортивная деятельность требует от человека наличия ряда жизненно-важных психических качеств и свойств: активности, самостоятельности, инициативности, устойчивости к воздействию негативных факторов, быстроты и точности принятия оперативных решений. Одновременно спортивная деятельность способствует развитию таких качеств и свойств. Однако оптимальным будет путь, когда такие качества и свойства развиваются на основе целенаправленной самоорганизации индивида. Поэтому, определив механизмы и формы самоорганизации, мы найдем пути формирования личности современного молодого человека в процессе занятия спортом. Объект исследования - самоорганизация спортсмена в процессе специфической спортивной деятельности. Предмет исследования - психолого-педагогические средства воздействия на самоорганизацию спортсмена в процессе его воспитания. Гипотеза исследования: Предполагается, что знание особенностей самоорганизации личности спортсмена, с учетом факторов, определяющих специфику самой личности и специфику спортивной деятельности, способствует применению адекватных средств воздействия на воспитательный процесс. Цель - исследование влияния спортивной деятельности на процесс самоорганизации спортсмена. Задачи исследования: 1) исследовать психологические особенности спортсменов в связи с факторами национальных и культурных различий и особенностей видов спорта; 2) РГУФ К I выполнить сравнительный анализ процесса формирования самоорганизации личност^эв^зависимоЬти^р! /национальных и культурных различий;
Стр.3
4 3) определить оптимальные пути воздействий на процесс воспитания спортсменов; 4) психолого-педагогических разработать методические рекомендации по совершенствованию воспитательного процесса, направленного на оптимизацию самоорганизации личности спортсмена. Методы исследования: 1) педагогические наблюдения; 2) опросник EPI Г.Айзенка; 3) опросник Мини-мульт MMPI; 4) компьютеризованная диагностика уровня развития психических качеств спортсмена; 5) морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ); 6) метод экспертных оценок. Организация исследования. Исследование было начато в 2004 году и состояло из четырех этапов: 1) 2) 3) 4) теоретическое исследование проблемы, патентный поиск экспериментальных подходов и подбор методов диагностики (2004 год); предварительная диагностика и окончательная отработка системы методов исследования (2005 год); обследование спортсменов России (1-я половина года) и Ирана (2я половина 2005 года); сравнительный анализ полученных данных и построение экспериментально-теоретической модели (2006 год). Методологической основой исследования являются: - психологическая теория деятельности и основные положения о детерминации развития психики в процессе деятельности (К.А.АбульхановаСлавская, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, С.Л.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев);
Стр.4
5 - основные положения о самоорганизации личности (А.В. Брушлинский, Д.Н. Узнадзе, Л.А.Коростелева, Е.И.Рогов) и о самоорганизации личности в процессе занятий спортом (Г.Д. Горбунов, Т.Т.Джамгаров, А.Ц.Пуни, Б.Д.Кретти, Ф.Антонслли); - теории саморегуляции состояния человека (Н.Д.Левитов, Н.М.Пейсахов, саморегуляции в Дж.Леонард), процессе спортивной деятельности (А.В.Алексеев, Б.А.Вяткин, Л.Д.Гиссен, О.В.Дашкевич, Ю.Я.Киселев, Д.Харрис); - общенаучные и специальные теоретические и методические положения системы подготовки спортсменов (В.К.Бальсевич, О.П.Топышев, Б.Н.Шустин, А.А.Новиков, Ю.М.Портнов, Б.Барт, М.Мерфи); - комплексные знания о специфике процесса воспитания в условиях спортивной деятельности (Г.Д.Горбунов, С.Д.Неверкович, В.Г.Норакидзе, Л.П.Матвеев, Ю.В.Сысоев, С.И.Филимонова). Новизна исследования заключается в следующем: - впервые изучены особенности самоорганизация индивида в процессе занятия спортом; - показаны механизмы самоорганизации индивида в связи со спецификой спортивной деятельности и уровнем спортивных достижений; - выявлена роль этногеографических факторов в самоорганизации личности в процессе занятия спортом; - определены средства и методы воспитывающих воздействий на процесс самоорганизации индивида при занятии спортом. Теоретическая значимость работы определяется анализом механизмов самоактуализации и самоорганизации личности в процессе двигательной активности вообще и спортивной деятельности в частности. Спортивная деятельность как фактор самоорганизации индивида рассматривается с позиции теории функциональных систем. В основе спортивной деятельности лежит процесс формирования акцептора результатов действия, позволяющий эффективно действовать в психологически сложных ситуациях спортивной
Стр.5