6W6
На правах рукописи
Голмохаммади Бехруз
САМООРГАНИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНА КАК УСЛОВИЕ
ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре психологии Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Радионов Альберт Вячеславович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Топышев Олег Павлович
Т000005065
ЦОБ по ФКиС
Р Г А Ф К
Ведущая
кандидат педагогических наук,
,
0
„
_
профессор Никитина Елена Дмитриевна
организация: Московский городской педагогический
университет, педагогический институт физической культуры
Защита состоится «
заседании диссертационного
К.311.003.01
»f. t^jiisU- /iui- 2006 года в « /У " » часов на
совета
при
Российском
Государственном университете физической культуры, спорта и туризма, по
адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д.4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан « JS » (с,с,их А>^.2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
f ^
/
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы определяется проблемой самоорганизации
личности в процессе такой специфической деятельности, какой является спорт.
Спортивная деятельность требует от человека наличия ряда жизненно-важных
психических
качеств
и
свойств:
активности,
самостоятельности,
инициативности, устойчивости к воздействию негативных факторов, быстроты
и точности принятия оперативных решений. Одновременно спортивная
деятельность способствует развитию таких качеств и свойств. Однако
оптимальным будет путь, когда такие качества и свойства развиваются на
основе целенаправленной самоорганизации индивида. Поэтому, определив
механизмы и формы самоорганизации, мы найдем пути формирования
личности современного молодого человека в процессе занятия спортом.
Объект исследования - самоорганизация спортсмена в процессе
специфической спортивной деятельности.
Предмет исследования - психолого-педагогические средства воздействия
на самоорганизацию спортсмена в процессе его воспитания.
Гипотеза исследования:
Предполагается, что знание особенностей самоорганизации личности
спортсмена, с учетом факторов, определяющих специфику самой личности и
специфику спортивной деятельности, способствует применению адекватных
средств воздействия на воспитательный процесс.
Цель - исследование влияния спортивной деятельности на процесс
самоорганизации спортсмена.
Задачи исследования:
1)
исследовать психологические особенности спортсменов в связи с
факторами национальных и культурных различий и особенностей видов спорта;
2)
РГУФ К
I
выполнить сравнительный анализ процесса формирования
самоорганизации личност^эв^зависимоЬти^р! /национальных и культурных
различий;
Стр.3
4
3)
определить
оптимальные
пути
воздействий на процесс воспитания спортсменов;
4)
психолого-педагогических
разработать методические рекомендации по совершенствованию
воспитательного процесса, направленного на оптимизацию самоорганизации
личности спортсмена.
Методы исследования:
1) педагогические наблюдения;
2) опросник EPI Г.Айзенка;
3) опросник Мини-мульт MMPI;
4) компьютеризованная диагностика уровня развития психических качеств
спортсмена;
5) морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ);
6) метод экспертных оценок.
Организация исследования. Исследование было начато в 2004 году и
состояло из четырех этапов:
1)
2)
3)
4)
теоретическое исследование проблемы, патентный поиск
экспериментальных подходов и подбор методов диагностики
(2004 год);
предварительная диагностика и окончательная отработка системы
методов исследования (2005 год);
обследование спортсменов России (1-я половина года) и Ирана (2я
половина 2005 года);
сравнительный анализ полученных данных и построение
экспериментально-теоретической модели (2006 год).
Методологической основой исследования являются:
- психологическая теория деятельности и основные положения о
детерминации развития психики в процессе деятельности (К.А.АбульхановаСлавская,
Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, С.Л.Выготский, А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев);
Стр.4
5
- основные положения о самоорганизации личности (А.В. Брушлинский,
Д.Н. Узнадзе, Л.А.Коростелева, Е.И.Рогов) и о самоорганизации личности в
процессе занятий спортом (Г.Д. Горбунов, Т.Т.Джамгаров, А.Ц.Пуни,
Б.Д.Кретти, Ф.Антонслли);
- теории саморегуляции состояния человека (Н.Д.Левитов, Н.М.Пейсахов,
саморегуляции в
Дж.Леонард),
процессе
спортивной деятельности
(А.В.Алексеев, Б.А.Вяткин, Л.Д.Гиссен, О.В.Дашкевич, Ю.Я.Киселев,
Д.Харрис);
- общенаучные и специальные теоретические и методические положения
системы подготовки спортсменов (В.К.Бальсевич, О.П.Топышев, Б.Н.Шустин,
А.А.Новиков, Ю.М.Портнов, Б.Барт, М.Мерфи);
- комплексные знания о специфике процесса воспитания в условиях
спортивной деятельности (Г.Д.Горбунов, С.Д.Неверкович, В.Г.Норакидзе,
Л.П.Матвеев, Ю.В.Сысоев, С.И.Филимонова).
Новизна исследования заключается в следующем:
- впервые изучены особенности самоорганизация индивида в процессе
занятия спортом;
- показаны механизмы самоорганизации индивида в связи со спецификой
спортивной деятельности и уровнем спортивных достижений;
- выявлена роль этногеографических факторов в самоорганизации
личности в процессе занятия спортом;
- определены средства и методы воспитывающих воздействий на процесс
самоорганизации индивида при занятии спортом.
Теоретическая значимость работы определяется анализом механизмов
самоактуализации и самоорганизации личности в процессе двигательной
активности вообще и спортивной деятельности в частности. Спортивная
деятельность как фактор самоорганизации индивида рассматривается с позиции
теории функциональных систем. В основе спортивной деятельности лежит
процесс формирования акцептора результатов действия, позволяющий
эффективно действовать в психологически сложных ситуациях спортивной
Стр.5