Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644788)
Контекстум

Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальеных медицинских групп. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБолдов
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205123
АннотацияЦель исследования состоит в совершенствовании физкультурно-спортивной работы со студентами специальных медицинских групп на основе формирования у них глубокого и устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельностию.
Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальеных медицинских групп. : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Болдов .— Москва : РГУФКСиТ, 2006 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205123 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

6WНа правах рукописи БОЛДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва - 2006 Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории олимпийского воспитания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Столяров Владислав Иванович Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Самусенков Олег Иосифович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Козырева Ольга Владимировна доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится "0£* ^/<?/<u-t. <...> 311.003.01 при Российском госу дарственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 Москва, Сиреневый бульвар, д. <...> По данным различных авторов, студенты специальных медицинских групп составляют 15-20% общего числа студентов, а в ряде высших учебных заведений этот процент значительно выше (до 50%). <...> У них, как и у всех других, имеется потребность в движении и фи зических нагрузках, в самоутверждении, общении и проведении свободного времени в кругу сверстников и друзей, потребность в играх, развлечениях, от дыхе и эмоциональной разрядке. <...> Поэтому для студентов специальных меди цинских групп занятия физкультурой и спортом (в формах, адекватных состоя нию их здоровья) имеют важное значение. <...> Однако для многих из них физкультурно-спортивная активность не является насущной потребностью, не вызывает глубокий и устойчивый интерес. <...> В связи с этим возникает несколько важных в теоретическом <...>
Формирование_интереса_к_физкультурно-спортивной_деятельности_у_студентов_специальеных_медицинских_групп..pdf
6WНа правах рукописи БОЛДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории олимпийского воспитания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Столяров Владислав Иванович Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Самусенков Олег Иосифович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Козырева Ольга Владимировна доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится "0£* ^/^~ Чеботарева И.В. " 2006 г.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В высшие учебные заведения наряду со здоровыми студентами поступают лица, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. При проведении медицинского обследования они, как правило, направляются в специальные медицинские группы. Лица, включаемые в эти группы, составляют значительную и все увеличивающуюся часть студенческой молодежи. По данным различных авторов, студенты специальных медицинских групп составляют 15-20% общего числа студентов, а в ряде высших учебных заведений этот процент значительно выше (до 50%). Эти студенты особенно нуждаются в эффективных средствах оздоровления. У них, как и у всех других, имеется потребность в движении и физических нагрузках, в самоутверждении, общении и проведении свободного времени в кругу сверстников и друзей, потребность в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке. Поэтому для студентов специальных медицинских групп занятия физкультурой и спортом (в формах, адекватных состоянию их здоровья) имеют важное значение. Однако для многих из них физкультурно-спортивная активность не является насущной потребностью, не вызывает глубокий и устойчивый интерес. Она является низкой и за период обучения, как правило, снижается от курса к курсу. В связи с этим возникает несколько важных в теоретическом и практическом отношении проблем: 1) как сформировать у студентов специальных медицинских групп устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; 2) каким образом должна быть организована физкультурно-спортивная активность этих студентов, чтобы быть адекватной состоянию их здоровья; 3) как обеспечить наиболее полную и эффективную значимость для них этой активности: высокий оздоровительный эффект, позитивное воздействие на нравственную и эстетическую культуру, культуру общения, творческие способности, патриотическое воспитание и т.д. Для эффективного практического решения этих проблем необходимы глубокие комплексные научные исследования. Этим и определяется актуальность темы диссертационного исследования. Степень разработанности проблемы. Различным аспектам физкультурноспортивной работы со студентами в последние годы посвящены не только многочисленные статьи, но также монографии, диссертации, учебные пособия (А.В.Дзюбалов, 1991; В.А.Соколов, 1991; Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова, 1992; Л.И.Лубышева, 1992; В.В.Приходько, 1992; Е.В.Стопникова, 1992; Э.Н.Раимова, 1993; Ю.Т.Варенников, 1995; В.И.Ильинич, 1995; Р.Ф. Кабиров, 1996; В.В.Вучева, 1998; Ю.А.Прокопчук;-1998£ А'В.Лотоненко, 1999; Г.М.Соловьев, 1999; Т.Г.Ольхова, 2000; лева, 2004; М.В. Савосина, В,СШкимович, 2002/В.Г.Шилько, 2003; С.А.Коро2005 и''дрД; С. ) \ \
Стр.3
4 В этих работах предлагаются различные пути и средства совершенствования физкультурно-спортивной работы в вузе. В исходном пункте, как правило, предполагается, что преодоление кризисного состояния вузовской системы физического воспитания должно осуществляться посредством реализации общепедагогической технологии, содержание которой достаточно полно освещено в работах В.П.Беспалько (1989), Е.В.Бондаревской (1995), Н.А.Алексеева (1996), со студентами Г.К.Селевко на (1998), В.В.Ссрикова принципы гуманистической (1999), И.С.Якиманской (2000), Н.Е.Щурковой (2002) и др. В рамках этого общего подхода важное значение придается переходу в физкультурно-спортивной работе (личностноориентированной) педагогики (М.Я.Виленский, 1984, 1987, 1996, 1999, 2001; Л.И.Лубышева, 1992; Ю.А.Лебедев, В.И.Столяров, Л.В.Филиппова, 1997; В.В.Вучева, 1998; В.И.Столяров, 2000; В.С.Якимович, 2002; С.Ю.Алькова, 2003; Н.В.Пешкова, 2003; В.А.Стрельцов, 2003; В.Г.Шиль-ко, 2003; В.И.Григорьев, 2004; А.А.Макеев, 2004 и др.). Безусловно, это предусматривает и учет в физкультурноспортивной работе физического состояния и личностных особенностей студентов. Этот вопрос затрагивается в работах, посвященных анализу распределения студентов по группам (основной, подготовительной и специальной) (Г.А.Сергеева, 1991; И.В.Ефимова, 1996; А.И.Завьялов, Д.Г. Миндиашвили, 1996; И.М.Николаичева, 1997; В.И.Ильинич, 1995; И.М.Туревский, 1998; П.В.Чупанова, М.Н.Алиев, 1998; Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов, 2000 и др.). В научных публикациях показано эффективное влияние круглогодичных занятий физическими упражнениями на физическую работоспособность и состояние здоровья студентов специального учебного отделения (С.В.Хрущев, 1991; М.Н.Алиев, В.П.Аксенов, 1993; А.И.Остапенко, 1998; Л.Д. Царегородцева, 1998 и др.). Предметом научного исследования являются также вопросы организации занятий (в том числе самостоятельных) по физическому воспитанию студентов, имеющих ослабленное здоровье (В.В.Пономарева, В.Т.Романова, 1987; А.И.Бакшина, 1997; Д.А.Черепахин, 1997; М.Ф. Гриненко, 1998; А.А.Никитина, 2002 и др.). Что касается анализа интереса студентов к занятия физкультурой и спортом, то работы по данной теме (М.Я.Виленский, 1984, 1987, 1996, 1999, 2001; Петров, 1989; Г.К.Зайцев, 1993; Ю.Т.Варенников, 1995; Р.Ф.Кабиров, 1996; А.В.Лотоненко, Е.А.Стеблецов, 1997; К.Н.Верховцев, 2001; С.В.Легоньков, Т.К.Комарова, 2002; В.И.Пономарев, 2000 и др.) в основном посвящены студентам основных групп. Отсутствуют работы, в которых предлагался бы комплексный подход к формированию у студентов специальных медицинских групп устойчивого и активного интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Стр.4
5 Изучив доступную нам литературу, мы пришли к выводу, что, в научной литературе затрагиваются лишь отдельные аспекты темы диссертационного исследования, отсутствует ее специальный и целостный анализ. Таким образом, анализ выявляет наличие противоречия между назревшей теоретической и практической потребностью в формировании глубокого и устойчивого интереса студентов специальных медицинских групп к занятиям физкультурой и спортом, с одной стороны, и отсутствием специального научного педагогического анализа этой важной проблемы, с другой стороны. Осознание данного противоречия и связанных с ним важных педагогических проблем формирования глубокого и устойчивого интереса студентов специальных медицинских групп к занятиям физкультурой и спортом послужило основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач. Объект исследования — физкультурно-спортивная работа со студентами специальных медицинских групп как педагогическая деятельность. Предмет исследования - содержание и методика организации физкультурно-спортивной работы со студентами специальных медицинских групп для формирования у них глубокого и устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом. Основная гипотеза исследования. Нами выдвинуто предположение о том, что важнейшим педагогическим условием формирования глубокого и устойчивого интереса студентов специальных медицинских групп к занятиям физкультурой и спортом является повышение для них значимости и эмоциональной привлекательности этих занятий на основе: получения полной и объективной информации о состоянии своего здоровья и физической подготовленности; осознания личной ответственности за это состояние и важного значения занятий физкультурой и спортом для его оптимизации; использования комплекса таких форм (моделей) организации физкультурно-спортивной деятельности, которые адаптированы к особенностям физического и психического развития студентов, учитывают систему их потребностей и ценностных ориентации. Данное предположение сформулировано на основе анализа научной литературы по вопросам физкультурно-спортивной активности молодежи, в том числе студентов специальных медицинских групп, тех социальнопедагогических барьеров, которые препятствуют этой активности, и путей ее повышения. Цель исследования - совершенствование физкультурно-спортивной работы со студентами специальных медицинских групп на основе формирования у них глубокого и устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Основные задачи исследования.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически