6WНа
правах рукописи
БОЛДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА
К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории
олимпийского воспитания Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Столяров Владислав Иванович
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор Самусенков Олег Иосифович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Козырева Ольга Владимировна
доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и
спорта
Защита диссертации состоится "0£*
^//^~
Чеботарева И.В.
"
2006 г.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В высшие учебные заведения наряду со
здоровыми студентами поступают лица, имеющие различные отклонения в состоянии
здоровья. При проведении медицинского обследования они, как правило,
направляются в специальные медицинские группы. Лица, включаемые в эти
группы, составляют значительную и все увеличивающуюся часть студенческой
молодежи. По данным различных авторов, студенты специальных медицинских
групп составляют 15-20% общего числа студентов, а в ряде высших учебных
заведений этот процент значительно выше (до 50%).
Эти студенты особенно нуждаются в эффективных средствах оздоровления.
У них, как и у всех других, имеется потребность в движении и физических
нагрузках, в самоутверждении, общении и проведении свободного
времени в кругу сверстников и друзей, потребность в играх, развлечениях, отдыхе
и эмоциональной разрядке. Поэтому для студентов специальных медицинских
групп занятия физкультурой и спортом (в формах, адекватных состоянию
их здоровья) имеют важное значение. Однако для многих из них физкультурно-спортивная
активность не является насущной потребностью, не вызывает
глубокий и устойчивый интерес. Она является низкой и за период обучения, как
правило, снижается от курса к курсу.
В связи с этим возникает несколько важных в теоретическом и
практическом отношении проблем: 1) как сформировать у студентов специальных
медицинских групп устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом;
2) каким образом должна быть организована физкультурно-спортивная активность
этих студентов, чтобы быть адекватной состоянию их здоровья; 3) как
обеспечить наиболее полную и эффективную значимость для них этой активности:
высокий оздоровительный эффект, позитивное воздействие на нравственную
и эстетическую культуру, культуру общения, творческие способности,
патриотическое воспитание и т.д.
Для эффективного практического решения этих проблем необходимы
глубокие комплексные научные исследования. Этим и определяется актуальность
темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Различным аспектам физкультурноспортивной
работы со студентами в последние годы посвящены не только многочисленные
статьи, но также монографии, диссертации, учебные пособия
(А.В.Дзюбалов, 1991; В.А.Соколов, 1991; Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова, 1992;
Л.И.Лубышева, 1992; В.В.Приходько, 1992; Е.В.Стопникова, 1992; Э.Н.Раимова,
1993; Ю.Т.Варенников, 1995; В.И.Ильинич, 1995; Р.Ф. Кабиров, 1996;
В.В.Вучева, 1998; Ю.А.Прокопчук;-1998£ А'В.Лотоненко, 1999; Г.М.Соловьев,
1999; Т.Г.Ольхова, 2000;
лева, 2004; М.В. Савосина,
В,СШкимович, 2002/В.Г.Шилько, 2003; С.А.Коро2005
и''дрД; С. ) \
\
Стр.3
4
В этих работах предлагаются различные пути и средства совершенствования
физкультурно-спортивной работы в вузе. В исходном пункте, как
правило, предполагается, что преодоление кризисного состояния вузовской
системы физического воспитания должно осуществляться посредством реализации
общепедагогической технологии, содержание которой достаточно полно
освещено в работах В.П.Беспалько (1989), Е.В.Бондаревской (1995),
Н.А.Алексеева
(1996),
со
студентами
Г.К.Селевко
на
(1998),
В.В.Ссрикова
принципы гуманистической
(1999),
И.С.Якиманской (2000), Н.Е.Щурковой (2002) и др. В рамках этого общего
подхода важное значение придается переходу в физкультурно-спортивной работе
(личностноориентированной)
педагогики (М.Я.Виленский, 1984, 1987, 1996, 1999, 2001;
Л.И.Лубышева, 1992; Ю.А.Лебедев, В.И.Столяров, Л.В.Филиппова, 1997;
В.В.Вучева, 1998; В.И.Столяров, 2000; В.С.Якимович, 2002; С.Ю.Алькова,
2003; Н.В.Пешкова, 2003; В.А.Стрельцов, 2003; В.Г.Шиль-ко, 2003;
В.И.Григорьев, 2004; А.А.Макеев, 2004 и др.).
Безусловно, это предусматривает и учет в физкультурноспортивной
работе физического состояния и личностных особенностей студентов.
Этот вопрос затрагивается в работах, посвященных анализу распределения
студентов по группам (основной, подготовительной и специальной)
(Г.А.Сергеева, 1991; И.В.Ефимова, 1996; А.И.Завьялов, Д.Г. Миндиашвили,
1996; И.М.Николаичева, 1997; В.И.Ильинич, 1995; И.М.Туревский, 1998;
П.В.Чупанова, М.Н.Алиев, 1998; Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов, 2000 и др.). В
научных публикациях показано эффективное влияние круглогодичных занятий
физическими упражнениями на физическую работоспособность и состояние
здоровья студентов специального учебного отделения (С.В.Хрущев, 1991;
М.Н.Алиев, В.П.Аксенов, 1993; А.И.Остапенко, 1998; Л.Д. Царегородцева, 1998
и др.). Предметом научного исследования являются также вопросы организации
занятий (в том числе самостоятельных) по физическому воспитанию студентов,
имеющих ослабленное здоровье (В.В.Пономарева, В.Т.Романова, 1987;
А.И.Бакшина, 1997; Д.А.Черепахин, 1997; М.Ф. Гриненко, 1998; А.А.Никитина,
2002 и др.).
Что касается анализа интереса студентов к занятия физкультурой
и спортом, то работы по данной теме (М.Я.Виленский, 1984, 1987, 1996, 1999,
2001; Петров, 1989; Г.К.Зайцев, 1993; Ю.Т.Варенников, 1995; Р.Ф.Кабиров,
1996;
А.В.Лотоненко,
Е.А.Стеблецов,
1997;
К.Н.Верховцев,
2001;
С.В.Легоньков, Т.К.Комарова, 2002; В.И.Пономарев, 2000 и др.) в основном посвящены
студентам основных групп. Отсутствуют работы, в которых предлагался
бы комплексный подход к формированию у студентов специальных медицинских
групп устойчивого и активного интереса к занятиям физкультурой и
спортом.
Стр.4
5
Изучив доступную нам литературу, мы пришли к выводу, что, в
научной литературе затрагиваются лишь отдельные аспекты темы диссертационного
исследования, отсутствует ее специальный и целостный анализ.
Таким образом, анализ выявляет наличие противоречия между
назревшей теоретической и практической потребностью в формировании глубокого
и устойчивого интереса студентов специальных медицинских групп к
занятиям физкультурой и спортом, с одной стороны, и отсутствием специального
научного педагогического анализа этой важной проблемы, с другой стороны.
Осознание
данного противоречия и связанных с ним важных педагогических
проблем формирования глубокого и устойчивого интереса студентов
специальных медицинских групп к занятиям физкультурой и спортом послужило
основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач.
Объект
исследования — физкультурно-спортивная работа со студентами
специальных медицинских групп как педагогическая деятельность.
Предмет исследования - содержание и методика организации физкультурно-спортивной
работы со студентами специальных медицинских групп для
формирования у них глубокого и устойчивого интереса к занятиям физкультурой
и спортом.
Основная гипотеза исследования. Нами выдвинуто предположение
о том, что важнейшим педагогическим условием формирования глубокого
и устойчивого интереса студентов специальных медицинских групп к занятиям
физкультурой и спортом является повышение для них значимости и эмоциональной
привлекательности этих занятий на основе: получения полной и объективной
информации о состоянии своего здоровья и физической подготовленности;
осознания личной ответственности за это состояние и важного значения
занятий физкультурой и спортом для его оптимизации; использования комплекса
таких форм (моделей) организации физкультурно-спортивной деятельности,
которые адаптированы к особенностям физического и психического развития
студентов, учитывают систему их потребностей и ценностных ориентации.
Данное предположение сформулировано на основе анализа научной литературы
по вопросам физкультурно-спортивной активности молодежи, в том
числе студентов специальных медицинских групп,
тех социальнопедагогических
барьеров, которые препятствуют этой активности, и путей ее
повышения.
Цель исследования - совершенствование физкультурно-спортивной работы
со студентами специальных медицинских групп на основе формирования у них
глубокого и устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
Основные задачи исследования.
Стр.5