bOGH
На правах рукописи
АЗАРАГАЙАРИ
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ
11-13 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики адаптивной физической
культуры ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической
культуры, спорта и туризма»
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Матвеев Анатолий Петрович
Официальные оппоненты — доктор педагогических наук, профессор
Козырева Ольга Владимировна
- кандидат педагогических наук, старший
научный сотрудник Института возрастной
физиологии РАО
Бабенкова Евгения Алексеевна
Ведущая организация — Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится «_21_»_ ноября _2006г в_14:30
диссертационного совета
на заседании
К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский
государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по
адресу: 105122. г.Москва, Сиреневый бульвар 4, ауд. 603
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «
»
2006г
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
Т000005064
ЦОБ по ФКиС
Р г А Ф к
лО<>* *7"
И.В.Чеоотарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Модернизация системы образования, осуществляемая во
многих странах мира, сталкивается с необходимостью решения различных
проблем, в том числе, проблемы укрепления и сохранения здоровья
подрастающего поколения. При этом, результаты научных исследований
свидетельствуют, что число детей школьного возраста с признаками
отклонения в состоянии здоровья постоянно увеличивается и, хотя выявляемый
спектр заболеваний различен, нарушение формы осанки в нем является
наиболее распространенным (Т.А.Косова, 1995; H.Y.Shapkova,1999). Проблема
формирования правильной осанки детей присутствует во многих странах мира,
включая и Республику Иран (H.W.Park,2003).
Отмечая постоянное увеличение числа школьников с нарушениями
осанки, многие специалисты приходят к мнению, что проблема се
формирования и профилактики является, во многом, проблемой педагогической
и может относительно успешно решаться в процессе физического воспитания
(Б.В.Сермеев,1969; Л.К.Семенова,1985; Т.Ю.Круцевич,2002) Как правило,
многие специалисты ориентируются на оздоровительные формы занятий
физической культурой, проводимые в режиме учебного дня, уроки физической
культуры и специальные занятия коррегирующей гимнастикой, которые по
своему содержанию связаны с воздействием на процессы роста и развития
организма учащихся (З.И.Кузнецова, 1972; А.Д.Дубогай,1979; J.Sachse,1993).
Вместе с тем, как показывают результаты анализа специальной
литературы, большинство научных работ, посвященных проблеме осанки,
выполнены на детях младшего школьного возраста, в то время как на
подростках, когда отмечается бурное их половое созревание, таких
исследований явно недостаточно. Так, согласно данным В.А.Кашубы (2003),
А.Г.Хрипковой и Д.В.Колесова (1981,1982), в период полового созревания у
школьников наблюдаются изменения
в соотношении весо-ростовых
показателей основных зврньсв-тел^котррые'Ссшровождаются неравномерным
повышением общего центра-тяжести телд и*1змене\шем упругих свойств мышц.
Стр.3
4
По мнению многих авторов (K.Lewit,1991; H.Daneshmandi,2000), эти и другие
факторы могут являться причиной нарушения осанки у школьников в
пубертатном возрасте. Подтверждением этого предположения являются
результаты исследований Б.А.Никитюка (1989), в которых в частности
показано, что к окончанию пубертатного возраста количество школьников с
признаками нарушения осанки увеличивается. Следовательно, проблема
формирования правильной осанки у подростков, стоит не менее остро, чем у
учащихся младшего школьного возраста.
Согласно результатам анализа методической литературы по вопросам
формирования правильной осанки, несмотря на имеющиеся различия в
особенностях физического развития школьников на разных этапах онтогенеза,
рекомендуемые средства и методы педагогического воздействия недостаточно
дифференцируются и, по сути, являются аналогичными для учащихся всех
возрастных групп (H.Bohm,1990). Вместе с тем, в последнее время все больше
появляется методических рекомендаций по использованию разнообразных
технических средств и тренажерных устройств, которые позволяют достаточно
эффективно содействовать положительному решению задач по профилактике и
коррекции нарушения осанки, осуществлять дифференцированный подход не
только по возрастным группам, но и нозологии (И.А.Котешева,2002;
JA.Lerman,2002).
В настоящее время, среди появившихся современных средств
воздействия, рекомендуемых
педагогического
для
использования
в
общеобразовательных школах, выделяется «волновой тренажер Лгашина»,
• упражнения с которым оказывают положительное влияние на здоровье
школьников, оптимизируют деятельность мышц и мышечного тонуса
(М.Ф.Агашин,1998). Однако, исследований по эффективному использованию
данного тренажера недостаточно, что затрудняет его массовое внедрение в
практику физического воспитания школьников. Как следствие этого, очевидно,
что исследования по разработке методик профилактики и коррекции нарушения
Стр.4
5
осанки с использованием данного тренажера являются весьма актуальными и
своевременными.
Таким образом, анализ имеющейся литературы позволяет прийти к
заключению, что проблема формирования правильной осанки школьников в
период их полового созревания является весьма актуальной как для теории, так
и практики физического воспитания. Одним из условий положительного
разрешения данной проблемы является внедрение в разнообразные формы
занятий физической культурой новых
педагогических
технологий,
базирующихся на использовании современных технических средств и
тренажерных устройств.
Объект исследования — физическое воспитание школьников 11-13 лет,
имеющих нарушения осанки.
Предмет исследования - структура, содержание и методика
педагогического процесса, ориентированного на коррекцию и профилактику
нарушений осанки школьников 11-13 лет.
Гипотеза исследования. В качестве гипотезы выступало предположение
о том, что задачи коррекции и профилактики нарушений осанки школьников
11-13 лет будут решаться более эффективно в структуре целостного
педагогического процесса, объединяющего различные формы занятий
физической культурой и включающего в себя единство традиционных и
современных технических средств педагогического воздействия.
Цель исследования. Обосновать методику коррекции и профилактики
нарушения осанки у школьников 11-13 лет, посредством внедрения новых
педагогических технологий, базирующихся на использовании традиционных и
современных технических средств (тренажеров).
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных данных о возрастных особенностях
коррекции осанки учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Стр.5