Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Роль коллективных нарраций в конструировании национальной идентичности (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЕвсеева Лариса Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID203463
АннотацияСтатья посвящена рассмотрению вопроса о дискурсивном уровне производства национальной идентичности, а именно о том, какую роль играют коллективные наррации в процессе ее конструирования.
Евсеева, Л. Н. Роль коллективных нарраций в конструировании национальной идентичности / Л. Н. Евсеева .— : [Б.и.], 2011 .— 6 с. — // Модернизация современной России: проблемы и пути решения (навстречу 330-летию со дня рождения М.В.Ломоносова): сб. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.В. Сметанин, В.И. Третьяков; филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске. – Архангельск, Дапринт, 2011. – С. 283-288 .— URL: https://rucont.ru/efd/203463 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.Н.Евсеева, к. филос. н., старший преподаватель кафедры иностранных языков ПГУ имени М.В.Ломоносова, г. Архангельск Роль коллективных нарраций в конструировании национальной идентичности Целью данной статьи является рассмотрение вопроса о дискурсивном уровне производства национальной идентичности, а именно о том, какую роль играют коллективные наррации в процессе ее конструирования. <...> идентичность рассматривается нами не как свойство, а как отношение1. <...> Идентичность – результат принципиально открытого процесса идентификаций, в которые индивид вовлечен в ходе социализации и социальной адаптации, и результат этот никогда не бывает окончательным, таковым он становится только со смертью индивида. <...> Поскольку идентичность является рефлексивной категорией, «обладать» ею, как отмечает В. Малахов <...> Национальная идентичность трактуется нами как категория политическая (в отличии от этнической идентичности как культурной категории), как конструктивное образование, конституируемое на осознанной, рациональной основе в рамках гражданского прочтения нации, представляющей собой социально-политическую группу, связанную с реальными или возможным границами государства. <...> Национальная идентичность формируется посредством обеспечения гражданского равноправия, систему образования и воспитания, национального / государственного языка, государственных символов, через культурное производство и СМИ. <...> В рамках данной статьи нас интересует вопрос о национальном языке как одном из факторов конституирования национальной идентичности. <...> Мы рассматриваем национальный язык не в качестве некой эссенциальной данности, а как некий конструкт, представляющий собой результат идеологической работы с целью создания и укрепления нации. <...> Следовательно, вопрос о национальном языке и национальной идентификации трактуется нами в рамках теории, в которой язык превращается из начальной связующей силы нации в одно из идеологических <...>
Статья_«Роль_коллективных_нарраций_в_конструировании_национальной_идентичности».pdf
Л.Н.Евсеева, к. филос. н., старший преподаватель кафедры иностранных языков ПГУ имени М.В.Ломоносова, г. Архангельск Роль коллективных нарраций в конструировании национальной идентичности Целью данной статьи является рассмотрение вопроса о дискурсивном уровне производства национальной идентичности, а именно о том, какую роль играют коллективные наррации в процессе ее конструирования. Прежде всего следует определить, что понимается под национальной идентичностью. Вслед за Ф. Бартом идентичность рассматривается нами не как свойство, а как отношение1. Отсюда следует ее открытость и подвижность. Идентичность – результат принципиально открытого процесса идентификаций, в которые индивид вовлечен в ходе социализации и социальной адаптации, и результат этот никогда не бывает окончательным, таковым он становится только со смертью индивида. Поскольку идентичность является рефлексивной категорией, «обладать» ею, как отмечает В. Малахов, могут только индивиды, группам же идентичность может быть «приписана». Говорить о «коллективной идентичности» можно только в той мере, в какой определенные индивиды разделяют друг с другом одну и ту же идентичность и в данном смысле принадлежат одному и тому же коллективу2. Итак, идентичность есть продукт социального взаимодействия. Она возникает как результат проекции индивидами на себя ожиданий и норм других. Национальная идентичность трактуется нами как категория политическая (в отличии от этнической идентичности как культурной категории), как конструктивное образование, конституируемое на осознанной, рациональной основе в рамках гражданского прочтения нации, представляющей собой социально-политическую группу, связанную с реальными или возможным границами государства. Национальная идентичность формируется посредством обеспечения гражданского равноправия, систему образования и воспитания, национального / государственного языка, государственных символов, через культурное производство и СМИ. В рамках данной статьи нас интересует вопрос о национальном языке как одном из факторов конституирования национальной идентичности. Мы рассматриваем национальный язык не в качестве некой эссенциальной данности, а как некий конструкт, представляющий собой результат идеологической работы с целью создания и укрепления нации. Следовательно, вопрос о национальном языке и национальной идентификации трактуется нами в рамках теории, в которой язык превращается из начальной связующей силы нации в одно из идеологических общих мест националистической риторики. 1 Барт Ф. Введение / Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий.  М., 2006.  С. 24 2 Малахов В. Символическое производство идентичности и конфликт / Язык и этнический конфликт. – М., 2001. – С. 117
Стр.1