ЦЕЛЬ КУРСА
Целью курса «Подвижные игры» является овладение студентами
дневной и заочной форм обучения знаниями, умениями и навыками подбора, проведения и адаптации подвижных игр с целью их широкого использования в различных формах педагогической деятельности в области
спорта и физического воспитания в целом. <...> СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ
3
Содержание курса «Подвижные игры» охватывает изучение теории
игры, методики проведения подвижных игр и практику игры. <...> Теория игры предусматривает изучение следующих разделов:
определение понятия «игра» и «подвижные игры», классификация подвижных игр, отличие подвижных игр от спортивных;
педагогическая характеристика игр в связи с возрастными особенностями детей дошкольного и школьного возрастов, молодежи и
взрослых;
подвижные игры как средство подготовки в различных видах спорта;
педагогические задачи, решаемые подвижными играми. <...> Методика поведения включает:
основные требования к подготовке игры;
основные требования к организации игры;
основные требования к руководству игрой;
основные требования к окончанию игры и подведению итогов;
особенности проведения игр-эстафет; <...> Практика игры предусматривает:
составление двух конспектов игр:
- первая игра с учетом возрастных особенностей учащихся, по заданию педагога,
- вторая игра по своей специализации;
проведение двух игр по составленным конспектам и получение положительных оценок за проведение;
проведение педагогического анализа проведения одной из подвижных
игр по заданной схеме. <...> Выполнение заданий практической части (составление двух конспектов;
проведение игр по составленным конспектам с получение положительных оценок за проведение; проведение педагогического анализа
игры) является допуском к теоретическому зачету. <...> ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОДВИЖНАЯ ИГРА»
Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. <...> Подвижные игры - игровая деятельность, как правило <...>
Основные_понятия_об_игре_и_методика_проведения_подвижных_игр.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА
(ГЦОЛИФК)»
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ МАССОВЫХ СПОРТИВНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
имени В.А.ГУБАНОВА
Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева, Е.С. Салахудинова,
А.М. Томашевич
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИГРЕ И
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Методические рекомендации для студентов
дневной и заочной форм обучения
Стр.1
Москва, 2010 г.
Методические рекомендации и утверждены
Экспертно-методическим советом
Гуманитарного института РГУФКСиТ
Протокол № 3 от 16 июня 2010 г.
Составители: Кузьмичева Елена Вячеславовна – профессор, к.п.н.;
Климкова Римма Васильевна – доцент, Салахудинова Елена Сергеевна –
старший преподаватель; Томашевич Анастасия Михайловна – доцент,
к.п.н. кафедры режиссуры МСХП им. В.А.Губанова РГУФКСиТ
Рецензент: Клещев Валерий Вадимович – доцент, к.п.н. РГУФКСиТ
«Основные понятия об игре и методика проведения подвижных игр»:
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм
обучения. – Москва, 2010, 99 с.
Методические рекомендации подготовлены кафедрой «Режиссуры
массовых спортивно-художественных представлений им. В.А Губанова».
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и
студентов факультетов физического воспитания, педагогических институтов
и университетов, учащихся средних специальных и высших учебных
заведений физической культуры, слушателей факультетов повышения квалификации.
В
методических рекомендациях в целях повышения педагогического
мастерства студентов раскрываются базовые понятия теории и методики
проведения подвижных игр.
2
Стр.2
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. ЦЕЛЬ КУРСА
Целью курса «Подвижные игры» является овладение студентами
дневной и заочной форм обучения знаниями, умениями и навыками подбора,
проведения и адаптации подвижных игр с целью их широкого использования
в различных формах педагогической деятельности в области
спорта и физического воспитания в целом.
1.2. ЗАДАЧИ КУРСА
1. Изучить вопросы теории и методики подбора и проведения подвижных
игр в объеме, установленном Программой.
2. Усвоить практический материал по типовым подвижным играм для
различного контингента (детей дошкольного и школьных возрастов,
молодежи и старшего возраста).
3. Овладеть методическими и педагогическими знаниями и навыками, необходимыми
для проведения подвижных игр в общеобразовательных и
спортивных школах, клубах и других учреждениях и организациях,
связанных с оздоровительной, спортивной и «воспитательной работой
с детьми различного возраста, молодежью и взрослыми.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ
3
Стр.3
Содержание курса «Подвижные игры» охватывает изучение теории
игры, методики проведения подвижных игр и практику игры.
1. Теория игры предусматривает изучение следующих разделов:
определение понятия «игра» и «подвижные игры», классификация подвижных
игр, отличие подвижных игр от спортивных;
педагогическая характеристика игр в связи с возрастными особенностями
детей дошкольного и школьного возрастов, молодежи и
взрослых;
подвижные игры как средство подготовки в различных видах спорта;
педагогические задачи, решаемые подвижными играми.
2. Методика поведения включает:
основные требования к подготовке игры;
основные требования к организации игры;
основные требования к руководству игрой;
основные требования к окончанию игры и подведению итогов;
особенности проведения игр-эстафет;
3. Практика игры предусматривает:
составление двух конспектов игр:
- первая игра с учетом возрастных особенностей учащихся, по заданию
педагога,
- вторая игра по своей специализации;
проведение двух игр по составленным конспектам и получение положительных
оценок за проведение;
проведение педагогического анализа проведения одной из подвижных
игр по заданной схеме.
Требования к зачету по Подвижным играм включают следующие
разделы:
1. Посещение студентом занятий.
4
Стр.4
2. Ведение тетради, включающее наличие лекционного, методического и
практического материала (развернутая запись игр).
3. Выполнение заданий практической части (составление двух конспектов;
проведение игр по составленным конспектам с получение положительных
оценок за проведение; проведение педагогического анализа
игры) является допуском к теоретическому зачету.
4. Примерный список вопросов к теоретической части зачета находится в
соответствующем разделе пособия (стр. 41).
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИГРЕ
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОДВИЖНАЯ ИГРА»
Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Игра как элемент
культуры является исторически сложившимся социальным явлением,
особым видом деятельности. Естественно, что исторической основой происхождения
и развития игры является труд, создавший человека. Развиваясь
со всей культурой общества, игра удовлетворяет различные потребности
человека (в отдыхе, развлечении, в развитии духовных и физических
сил). В отличии же от людей, у животных игры отличаются бессознательностью,
их игровые действия происходят на уровне инстинктов.
Игровая деятельность человека характеризуется: многообразием целевых
установок и мотивированных действий; высокой эмоциональностью;
относительной свободой (самостоятельностью действий) в сочетании
с обязательностью следования ряду условных требований (правилам).
Игра - сознательная инициативная деятельность человека, направленная
на достижение условной цели, связанной с правилами, которые
определяют трудность и характер игры.
Подвижные игры - игровая деятельность, как правило, с сюжетным
содержанием и ярко выраженной ролью движений в содержании игры, вы5
Стр.5