В
УЧЕБНИК
«Общая патология и тератология»
Москва, 2011
1
Методические рекомендации
утверждены и рекомендованы
Экспертно-методическим
Советом РГУФКСМиТ
Протокол № 3 от «17» июня 2010 г.
УБК 616(07)
Ж 85
Учебное пособие для студентов высших и средних медицинских учебных заведений
Издание второе, переработанное и дополненное. <...> Второе (настоящее) издание учебника «Общая патология и тератология» полностью соответствует
утвержденной учебно-методическим объединением в 2009 году программе. <...> Биологическое значение адаптационного синдрома и болезни адаптации. <...> Общее понятие о тератологии и врожденных пороках развития (ВПР). <...> Список литературы
6
Список сокращений
АД – артериальное давление
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ВПР – врожденные пороки развития
ДН – дыхательная недостаточность
ДС – дыхательная система
ДЖЕЛ – должный уровень ЖЕЛ
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИМ – инфаркт миокарда
МВЛ – максимальная вентиляция легких
МОД – минутный объем дыхания
НС – нервная система
ОДА – опорно-двигательный аппарат
ОДН – Острая дыхательная недостаточность
ПР – пороки развития
ССС – сердечнососудистая система
ЦНС – центральная пороки развития
ЧД – частота дыхания
ЧСС – частота сердечных сокращений
ХНЗ – хронические неспецифические заболевания
ХДН – Хроническая дыхательная недостаточность
7
Введение
Дисциплина «Общая патология и тератология» позволяет подготовить педагогов, тренеров,
методистов с глубокими знаниями широкого спектра медицинских проблем. <...> Рассмотрены механизмы таких защитных реакций организма как реактивность и иммунитет и представлены сведения о воспалительном процессе. <...> Наиболее обширную группу наследственной патологии составляют болезни с наследственной предрасположенностью, которые вызываются сочетанием наследственных и внешних факторов. <...> Надо учитывать, что первичными и основными процессами в развитии каждой болезни является <...>
Общая_патология_и_тератология.pdf
Методические рекомендации
утверждены и рекомендованы
Экспертно-методическим
Советом РГУФКСМиТ
Протокол № 3 от «17» июня 2010 г.
УБК 616(07)
Ж 85
Учебное пособие для студентов высших и средних медицинских учебных заведений
Издание второе, переработанное и дополненное.
Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры в качестве
учебника для студентов, обучающихся по специальности «Физическая Культура».
Рецензенты: зав. Кафедрой ЛФК, массажа и реабилитации Российского Государственного Университета
физической культуры, спорта, молодежи и туризма С.Н. Попов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Первое издание настоящего учебника вышло в свет в 2003 году, и было предназначено для студентов,
обучающихся по государственному образовательному стандарту 02250 «Физическая Культура для лиц
с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная Физическая Культура). С тех пор эта специальность
получила широкое распространение, так как стала вводиться во многих высших учебных заведениях как
физкультурного так и не физкультурного профиля.
Второе (настоящее) издание учебника «Общая патология и тератология» полностью соответствует
утвержденной учебно-методическим объединением в 2009 году программе.
По сравнению с первым изданием в учебнике переработаны и несколько расширены многие разделы.
Каждый
раздел учебника заканчивается контрольными вопросами для самостоятельной работы
студентов. Учебник заканчивается списком рекомендованной литературы.
В учебнике изложены современные взгляды на широкий спектр медицинских проблем: общие закономерности
и главные механизмы, лежащие в основе любой болезни; роль стресса, наследственности,
конституции, возраста в развитии заболеваний; подробные сведения о причинах и патогенезе наследственных
заболеваний и врожденных пороков; последние научные достижения по проблеме и профилактике
психосоматических заболеваний и активного долголетия.
Знания причинно-следственных связей, лежащих в основе заболеваний, и способности целостного
организма к адаптации и компенсации нарушенных функций необходимы в спортивно-педагогической деятельности
и специалистам по адаптивной физической культуре для разработки индивидуальных реабилитационных
программ.
Изложенные в нашей работе общебиологические закономерности функционирования организма
могут предоставить интерес для студентов, изучающих, изучающих основы патологической физиологии,
также для врачей и методистов, занимающихся реабилитацией больных и инвалидов.
2
Стр.2
Оглавление
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………..
ВВЕДЕНИЕ…………………..
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ…………….
Глава 1.Общее учение о болезни
1.1.Норма и здоровье.
1.2. Новые взгляды на понятие «здоровье».
1.3. Показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на здоровье
1.4. Основные методы оздоровления
1.5. Физическая, психическая, социальная и духовная составляющие здоровья.
1.6.Определение сущности болезни.
1.7. Критерии и принципы классификации болезней болезни.
1.8. Патологическая реакция. Патологический процесс. Патологическое состояние.
1.9. Формы и стадии болезней.
Вопросы для самопроверки.
Глава 2. Этиология, патогенез и саногенез
2.1.Этиология
2.2. Классификации причин заболеваний.
2.3.Условия возникновения и развития болезней.
2.4. Патогенез
2.5. Защитно-компенсаторные процессы.
2.6. Основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней.
2.7. Саногенез
2.8. Психосоматическое направление в медицине.
2.9. Психосоматические заболевания.
Вопросы для самопроверки.
Глава 3. Роль наследственности в патологии
3.1. Гены и хромосомы.
3.2. Наследственная предрасположенность и генетическая индивидуальность.
3.3. Роль наследственных и средовых факторов.
3.4. Виды мутаций и патогенез наследственных заболеваний.
3.5. Врожденная и наследственная патология.
3.6. Группы наследственной патологии.
Вопросы для самопроверки.
Глава 4. Значение конституции и возраста в развитии болезни
4.1. Учение о конституции.
4.2. Классификация типов конституций и их связь с болезнями.
4.3.Значение возраста в развитии болезни.
4.4. Новые взгляды на возраст человека
Вопросы для самопроверки.
Глава 5. Учение о реактивности организма
5.1.реактивность организма.
5.2. Реактивность и резистентность.
5.3.Виды реактивности.
Глава 6. Иммунная система и иммунитет
6.1. Иммунная система.
6.5. Иммунитет. Виды иммунитета.
6.6. Механизм невосприимчивости к заразным болезням. Учение о фагоцитозе.
Вопросы для самопроверки.
Глава 7. Аллергия
7.1.Основные понятия и этиология аллергических реакций. Классификация аллергенов
7.2. Аллергическая реактивность.
7.3. Патогенез аллергических реакций.
7.4. Аллергические заболевания и реакции человека
Вопросы для самопроверки.
Глава 8. Воспаление и лихорадка
8.1. Определение понятия. Теории воспаления.
8.2. Клинические проявления и классификация воспалительных процессов.
3
Стр.3
8.3. Этиология и патогенез и морфология воспалительных процессов.
8.4. Значение воспаления для организма.
8.5.Лихорадка.
Вопросы для самопроверки.
Глава 9. Нарушения тканевого роста
9.1. Понятие тканевого роста и классификация его нарушений.
9.2. Гипертрофия и гиперплазия.
9.3. Регенерация.
9.4. Атрофия.
9.5. Дистрофия.
9.6.Опухоли (новообразования).
Вопросы для самопроверки.
Глава 10.Общие реакции на повреждения. Экстремальные состояния
10.1. Стресс как общий адаптационный синдром.
10.2. Основные причины и факторы, способствующие возникновению стресса.
10.3. Классификации и краткая характеристика стрессовых реакций и состояний.
10.4. Биохимические и психофизиологические составляющие стресса (патогенез).
10.5. Стадии стресса (общего адаптационного синдрома).
10.6. Клинические проявления травматического стресса (дистресса).
10.7. Биологическое значение адаптационного синдрома и болезни адаптации.
10.8. Шок.
10.9. Коллапс
10.10. Кома
Вопросы для самопроверки.
Глава 11. Нарушения обмена веществ и эндокринные нарушения
11.1. Нарушения регуляции обмена веществ.
11.2. Нарушения энергетического обмена веществ.
11.3. Нарушения основного обмена веществ.
11.4. Нарушение белкового обмена веществ.
11.5. Обмен углеводов и его нарушения.
11.6. Обмен липидов (жиров) и его нарушение.
11.7. Нарушения водно-солевого и электролитного обмена веществ.
11.8. Витамины и их роль в организме.
11.9. Эндокринные нарушения.
Вопросы для самопроверки.
Глава 12. Сердечная недостаточность, нарушения сердечного ритма и дыхательная недостаточность
12.1.Сердечная недостаточность
12.2. Нарушение сердечного ритма (аритмия).
12.3. дыхательная недостаточность
Вопросы для самопроверки.
Глава 13. Понятие и предмет тератологии. Классификации врожденных пороков развития
13.1. Общее понятие о тератологии и врожденных пороках развития (ВПР).
13. 2. Классификации врожденных пороков развития.
Вопросы для самопроверки.
Глава 14. Этиология и патогенез врожденных пороков развития. Методы исследований в клинической
тератологии
14.1. Эндогенные причины врожденных заболеваний.
14.2. Экзогенные причины врожденных заболеваний. Мутагены и антимутагены
14. 3. Патогенез ВПР.
14.4. Методы исследований в клинической тератологии.
Вопросы для самопроверки.
Глава 15. ВПР органов и систем.
Вопросы для самопроверки.
Глава 16. Хромосомные болезни и генные синдромы.
16.1. Хромосомные болезни
16.2. Генные синдромы.
Вопросы для самопроверки.
Список литературы
4
Стр.4