Это происходит благодаря применению графических средств проектирования пользовательского интерфейса. <...> При этом упрощается процесс визуальной разработки приложений в RAD-системах, заключающийся в графическом проектировании внешнего вида приложения с последующей привязкой
программного кода к элементам пользовательского интерфейса. <...> 4
Разработка приложений в среде Delphi
Третья глава раскрывает основные положения объектноориентированного программирования, демонстрируя их на практических примерах. <...> В четвертой главе приведены общие свойства и события визуальных компонентов, рассмотрены основные компоненты, применяемые
при разработке прикладных программ, и их характеристики. <...> Главное окно Delphi
Главное меню (2) состоит из пунктов: File, Edit, Search, View, Project, Run, Component, Database, Tools, Window, Help. <...> Назначение кнопок панелей инструментов
Команда главКнопка
Выполняемое действие
ного меню
Панель инструментов Standard
Открывает доступ к депозитарию (храниFile/New/Other
лищу) объектов
Открывает существующий файл
File/Open
Сохраняет файл на диске
File/Save
Сохраняет все файлы проекта
File/Save All
Открывает созданный ранее проект
File/Open Project
Добавляет новый файл к проекту
Project/Add to
Project
Project/Remove
from Project
Удаляет файл из проекта
Панель инструментов Custom
Открывает доступ к встроенной справочHelp/Delphi Help
ной службе
Глава 1. <...> Заголовок окна с кнопками управления, строка главного меню,
панели инструментов и палитра компонентов составляют главное окно
Delphi. <...> Окна редактора и навигатора кода
Окно редактора текстов программ Code Editor (рис. <...> Окно Code Editor использует технологию вкладок, причем отдельная вкладка создается для
каждого модуля или файла. <...> При каждом добавлении в приложение
новой формы создается новый модуль, а в окно Code Editor добавляется соответствующая вкладка. <...> Контекстное меню окна Code Editor предоставляет широкий диапазон команд редактирования, включая команды работы с файлами, создания закладок и поиска символов. <...> Слева от окна редактора кода обычно располагается <...>
Разработка_приложений_в_среде_Delphi._В_2_ч._Ч._1._Общие_приемы_программирования.pdf
Разработка_приложений_в_среде_Delphi._В_2_ч._Ч._1._Общие_приемы_программирования_(1).pdf
УДК 681.3.06
ББК 32.97
С59
Р е ц е н з е н т ы :
зав. кафедрой «Информационные технологии в экономике» РГАУ
им. П.А. Костычева, доктор экон. наук, профессор И.Г. Шашкова;
доктор техн. наук, профессор РГУ им. С.А. Есенина В. Н. Ручкин
Соколова Ю. С., Жулева С. Ю.
С59
Разработка приложений в среде Delphi. В 2 частях. Часть 1.
Общие приемы программирования: Учебное пособие для
вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Горячая линия–Телеком,
2013. – 142 с.: ил.
ISBN 978-5-9912-0187-2.
Систематизированы сведения, необходимые для изучения среды
программирования Delphi 7 и получения навыков создания консольных
и Windows-приложений. Описываются основные приемы
работы в среде визуального программирования, а также способы
отладки программ. Изложены основные принципы объектноориентированного
программирования. Каждый раздел сопровождается
контрольными вопросами и задачами для самостоятельного
выполнения. Предполагается, что читатель владеет основными
приемами программирования на языке Turbo Pascal.
Для студентов вузов, обучающихся по специальности 230105 –
«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных
систем», а также для широкого круга читателей, желающих
приобрести первичные навыки программирования с использованием
среды разработки Delphi 7.
ББК 32.97
Адрес издательства в Интернет WWW.TECHBOOK.RU
Учебное издание
Соколова Юлия Сергеевна, Жулева Светлана Юрьевна
Разработка приложений в среде Delphi
Учебное пособие
Компьютерная верстка Ю. С. Соколовой
Обложка художника В. Г. Ситникова
Подписано в печать 20.02.2011. Печать офсетная. Формат 60×88/16.
Уч. изд. л. 8,875. Тираж 500 экз. (2-й завод 100 экз.)
ISBN 978-5-9912-0189-6
ISBN 978-5-9912-0187-2 (Часть 1) © Ю. С. Соколова, С. Ю. Жулева, 2012
© Издательство «Горячая линия–Телеком», 2012
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе создания приложений профессиональные программисты,
как правило, используют средства ускоренной разработки приложений
(Rapidly Application Development, RAD), позволяющие значительно
сократить сроки разработки и отладки. Это происходит благодаря
применению графических средств проектирования пользовательского
интерфейса. При этом упрощается процесс визуальной разработки
приложений в RAD-системах, заключающийся в графическом проектировании
внешнего вида приложения с последующей привязкой
программного кода к элементам пользовательского интерфейса.
К средствам ускоренной разработки приложений относятся, например,
Borland Delphi, Borland С++ Builder, Microsoft Visual Basic,
Microsoft Visual С++, в которых разработчикам предлагается богатая
библиотека программных компонентов.
Перечисленные средства ускоренной разработки приложений существенно
облегчают разработку программ, но сами системы с каждым
годом становятся все сложнее. Изучение всех возможностей и
особенностей каждой из них требует значительных усилий, больших
затрат времени и постоянной работы в среде. Программы вузовской
подготовки рассчитаны на знакомство с системой, с используемым в
ней языком программирования и приобретение навыков решения достаточно
простых задач. Студент в процессе обучения должен получить
базовые знания, которые позволят ему в дальнейшем самостоятельно
освоить возможности системы, необходимые в профессиональной деятельности.
Учебное
пособие посвящено описанию методик визуальной разработки
приложений в интегрированной среде разработки (Integrated
Development Environment, IDE) Delphi и предназначено для программистов,
начинающих ее изучение, имеющих опыт программирования
на языке Pascal. В нем содержатся фрагменты кода и небольшие программы,
иллюстрирующие теоретический материал. Примеры могут
служить основой при написании лабораторных работ.
В первой главе пособия рассматриваются приемы работы со средой
Delphi в консольном режиме, описывается процесс создания консольного
приложения, подробно разбираются способы и средства обнаружения
и исправления ошибок в программе.
Во второй главе описаны инструменты среды Delphi, используемые
при создании Windows-приложений, и процесс создания простого
оконного приложения.
Стр.3
4
Разработка приложений в среде Delphi
Третья глава раскрывает основные положения объектноориентированного
программирования, демонстрируя их на практических
примерах.
В четвертой главе приведены общие свойства и события визуальных
компонентов, рассмотрены основные компоненты, применяемые
при разработке прикладных программ, и их характеристики.
Пособие является первым в серии «Разработка приложений в среде
Delphi» и посвящено знакомству со средой разработки и изучению
основных ее элементов и особенностей.
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................3
Глава 1. Создание консольных приложений ..........................................5
1.1. Основные инструменты Delphi.....................................................5
1.1.1. Главное окно Delphi ...............................................................6
1.1.2. Окна редактора и навигатора кода.........................................8
1.2. Автоматизация работы в IDE Delphi ............................................9
1.2.1. Получение справочной информации .....................................9
1.2.2. Автоматическая проверка правильности текста..................10
1.2.3. Автоматизированная поддержка набора текста ..................10
1.3. Разработка программ в консольном режиме.............................. 12
1.3.1. Создание консольного приложения.....................................13
1.3.2. Ввод программы в Delphi.....................................................14
1.3.3. Сохранение программы в файле..........................................15
1.3.4. Выполнение программ в Delphi ...........................................15
1.3.5. Особенности работы программ в консольном режиме .......17
1.3.6. Завершение работы Delphi ...................................................19
1.4. Отладка программ в среде Delphi...............................................19
1.4.1. Задание точек останова........................................................ 19
1.4.2. Пошаговое выполнение программ.......................................21
1.4.3. Принудительное прерывание работы программы...............22
1.4.4. Наблюдение за значениями переменных............................. 22
1.4.5. Пример выполнения отладки...............................................23
1.5. Настройка параметров среды Delphi ..........................................26
1.5.1. Настройка параметров среды...............................................26
1.5.2. Установка возможностей работы редактора........................ 27
Контрольные вопросы.......................................................................28
Лабораторная работа № 1..................................................................29
Глава 2. Среда Delphi для разработки Winows-приложений................32
2.1. Инструменты Delphi для создания Windows-приложений ........32
2.1.1. Палитра компонентов .......................................................... 32
2.1.2. Окно формы .........................................................................35
2.1.3. Окно инспектора объектов...................................................35
2.1.4. Редактор кода .......................................................................38
2.1.5. Окно просмотра дерева объектов ........................................41
2.2. Структура простого проекта Delphi. Основные файлы проекта 41
2.3. Сохранение проекта....................................................................44
2.3.1. Первое сохранение проекта .................................................44
2.3.2. Сохранение проекта под новым именем.............................. 45
2.3.3. Сохранение проекта под прежним именем.......................... 45
Стр.140
141
2.4. Создание нового и открытие существующего проекта..............45
2.5. Окончательная настройка параметров проекта.......................... 45
Контрольные вопросы.......................................................................47
Лабораторная работа № 2..................................................................48
Глава 3. Основы объектно-ориентированного программирования.....55
3.1. Основные понятия ООП............................................................. 55
3.2. Структура класса ........................................................................57
3.2.1. Описание класса...................................................................57
3.2.2. Поля класса ..........................................................................59
3.2.3. Создание и уничтожение объектов......................................59
3.2.4. Инкапсуляция и свойства класса .........................................63
3.2.5. Области видимости.............................................................. 66
3.3. Методы класса ............................................................................70
3.3.1. Статические методы............................................................. 71
3.3.2. Переопределение методов ...................................................71
3.3.3. Виртуальные и динамические методы.................................72
3.3.4. Перегрузка методов.............................................................. 73
3.3.5. Абстрактные методы............................................................ 76
3.4. Классы и объекты Delphi............................................................ 79
3.5. Пример программы.....................................................................80
Контрольные вопросы.......................................................................84
Лабораторная работа № 3..................................................................86
Глава 4. Базовые компоненты интерфейса ...........................................88
4.1. Компонент форма .......................................................................88
4.1.1. Основные свойства формы ..................................................88
4.1.2. Разновидности форм ............................................................ 90
4.1.3. События формы....................................................................92
4.1.4. Методы формы.....................................................................94
4.2. Создание пиктограммы для приложения ...................................94
4.3. Общие свойства и события визуальных компонентов...............95
4.3.1. Иерархия классов Delphi......................................................95
4.3.1. Ключевые свойства элементов управления......................... 97
4.3.2. Виды событий для элементов управления......................... 104
4.4. Определение принадлежности к классу и приведение типов.. 109
4.5. Компоненты для отображения текста ...................................... 110
4.5.1. Компонент метка Label ...................................................... 110
4.5.2. Компонент текстовая метка StaticText............................... 112
4.6. Кнопки ...................................................................................... 112
4.6.1. Стандартная кнопка Button................................................ 113
4.6.2. Кнопка с рисунком BitBtn.................................................. 114
4.6.3. Кнопка с фиксацией SpeedButton....................................... 116
Стр.141
142
4.7. Image – компонент для работы с изображениями.................... 118
4.8. Поддержка справочной службы - всплывающие подсказки.... 122
Контрольные вопросы..................................................................... 122
Лабораторная работа № 4................................................................ 123
Приложение. Цветовые константы..................................................... 127
Приложение. Стандартные процедуры и функции ............................ 128
Список литературы ............................................................................. 139
Стр.142