Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса (500,00 руб.)

0   0
Первый авторМилославская Н. Г.
АвторыСенаторов М. Ю., Толстой А. И.
ИздательствоМ.: Горячая линия – Телеком
Страниц171
ID202845
АннотацияВ учебном пособии изучается процесс управления инцидентами информационной безопасности (ИБ), для чего вводятся понятия события и инцидента ИБ и выделяются цели и задачи управления инцидентами ИБ. Описывается система управления инцидентами ИБ. Анализируются этапы процесса управления инцидентами ИБ. Исследуются подпроцессы обнаружения событий и инцидентов ИБ и оповещения о них; обработка событий и инцидентов ИБ, включая первую оценку и предварительное решение по событию ИБ и вторую оценку и подтверждение инцидента ИБ; реагирования на инциденты ИБ. Описывается документация системы управления инцидентами ИБ, включая политику и программу. Анализируется деятельность группы реагирования на инциденты ИБ. Значительное внимание уделяется сохранению доказательств инцидента ИБ. Далее вводятся определения непрерывности бизнеса, управления ею и системы управления непрерывностью бизнеса (УНБ). Рассматривается применение цикла PDCA к этой системе управления. Детально описывается жизненный цикл УНБ. Определяется состав документации в области непрерывности бизнеса, в частности, политика УНБ и планы управления инцидентом, обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса. Анализируются готовность информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) к обеспечению непрерывности бизнеса (ОНБ) и интеграция процессов готовности ИТТ и ОНБ в рамках цикла PDCA.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений России по образованию в области информационной безопасности в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 090900 – "Информационная безопасность" (уровень - магистр)
ISBN978-5-9912-0273-2
УДК004.732.056(075.8)
ББК32.973.2-018.2я73
Милославская, Н.Г. Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса : учеб. пособие / М.Ю. Сенаторов, А.И. Толстой; Н.Г. Милославская .— Москва : Горячая линия – Телеком, 2013 .— 171 с. — (Вопросы управление информационной безопасностью) .— ISBN 978-5-9912-0273-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/202845 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Значительное внимание уделяется сохранению доказательств инцидента ИБ. <...> Далее вводятся определения непрерывности бизнеса, управления ею и системы управления непрерывностью бизнеса (УНБ). <...> Рассматривается применение цикла PDCA к этой системе управления. <...> Определяется состав документации в области непрерывности бизнеса, в частности, политика УНБ и планы управления инцидентом, обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса. <...> Анализируются готовность информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) к обеспечению непрерывности бизнеса (ОНБ) и интеграция процессов готовности ИТТ и ОНБ в рамках цикла PDCA. <...> 1) описать процесс управления инцидентами информационной безопасности (ИБ); <...> 3) дать основные определения, относящиеся к проблеме обеспечения непрерывности бизнеса (ОНБ); <...> В первой главе кратко анализируется нормативное обеспечение вопросов управления инцидентами ИБ и ОНБ. <...> Детально исследуется подпроцесс реагирования на инциденты ИБ и его составляющие: немедленное реагирование, контроль, последующее реагирование, антикризисные действия, правовая экспертиза, передача информации, расширение области принятия решений, регистрация деятельности и контроль за внесением изменений и техническая поддержка реагирования на инциденты ИБ. <...> Определяется состав документации в области НБ, в частности, политика УНБ и планы управления инцидентом, обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса. <...> Анализируются готовность информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) к ОНБ и интеграция процессов готовности ИТТ и ОНБ в рамках цикла PDCA. <...> Освоение материалов данного учебного пособия лежит в основе формирования у обучающихся следующих профессиональных компетенций: ƒ способность участвовать в управлении ИБ объекта (в части управления инцидентами ИБ и НБ); ƒ способность участвовать в проектировании и разработке системы управления ИБ (СУИБ) объекта (в отношении подсистем управления инцидентами <...>
Управление_инцидентами_информационной_безопасности_и_непрерывностью_бизнеса.pdf
Стр.1
Управление_инцидентами_информационной_безопасности_и_непрерывностью_бизнеса_(1).pdf
Горячая линия - Телеком 2013 Москва
Стр.1
УДК 004.732.056(075.8) ББК 32.973.2-018.2я73 М60 Р е це нзе нт ы : кафедра защиты информации НИЯУ МИФИ (зав. кафедрой кандидат техн. наук, профессор А. А. Малюк); академик РАН И. А. Соколов; доктор техн. наук, профессор П. Д. Зегжда; доктор техн. наук, профессор А. Г. Остапенко М60 Милославская Н. Г., Сенаторов М. Ю., Толстой А. И. Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия–Телеком, 2013. – 170 с.: ил. – Серия «Вопросы управления информационной безопасностью. Выпуск 3» ISBN 978-5-9912-0273-2. В учебном пособии изучается процесс управления инцидентами информационной безопасности (ИБ), для чего вводятся понятия события и инцидента ИБ и выделяются цели и задачи управления инцидентами ИБ. Описывается система управления инцидентами ИБ. Анализируются этапы процесса управления инцидентами ИБ. Исследуются подпроцессы обнаружения событий и инцидентов ИБ и оповещения о них; обработка событий и инцидентов ИБ, включая первую оценку и предварительное решение по событию ИБ и вторую оценку и подтверждение инцидента ИБ; реагирования на инциденты ИБ. Описывается документация системы управления инцидентами ИБ, включая политику и программу. Анализируется деятельность группы реагирования на инциденты ИБ. Значительное внимание уделяется сохранению доказательств инцидента ИБ. Далее вводятся определения непрерывности бизнеса, управления ею и системы управления непрерывностью бизнеса (УНБ). Рассматривается применение цикла PDCA к этой системе управления. Детально описывается жизненный цикл УНБ. Определяется состав документации в области непрерывности бизнеса, в частности, политика УНБ и планы управления инцидентом, обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса. Анализируются готовность информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) к обеспечению непрерывности бизнеса (ОНБ) и интеграция процессов готовности ИТТ и ОНБ в рамках цикла PDCA. ББК 32.973.2-018.2я73 ISBN 978-5-9912-0273-2 © Н. Г. Милославская, М. Ю. Сенаторов, А. И. Толстой, 2012 © Издательство «Горячая линия–Телеком», 2012
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса» является третьей частью серии учебных пособий «Вопросы управления информационной безопасностью». При подготовке данного учебного пособия были поставлены следующие задачи: 1) описать процесс управления инцидентами информационной безопасности (ИБ); 2) определить особенности системы управления инцидентами ИБ и рассмотреть ее основные характеристики; 3) дать основные определения, относящиеся к проблеме обеспечения непрерывности бизнеса (ОНБ); 4) рассмотреть основные аспекты управления непрерывностью бизнеса (УНБ). Исходя из поставленных задач, была определена структура учебного пособия «Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса», которое состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы из 30 наименований. Во введении обоснована актуальность темы учебного пособия. В первой главе кратко анализируется нормативное обеспечение вопросов управления инцидентами ИБ и ОНБ. Во второй главе изучается процесс управления инцидентами ИБ, для чего вводятся понятия события и инцидента ИБ и выделяются цели и задачи управления инцидентами ИБ. Описывается система управления инцидентами ИБ. Анализируются этапы процесса управления инцидентами ИБ, разбиваемого на планирование и подготовку, использование, анализ и улучшение. Отдельно исследуются подпроцессы обнаружения событий и инцидентов ИБ и оповещения о них, а также обработка событий и инцидентов ИБ, включая первую оценку и предварительное решение по событию ИБ и вторую оценку и подтверждение инцидента ИБ. Детально исследуется подпроцесс реагирования на инциденты ИБ и его составляющие: немедленное реагирование, контроль, последующее реагирование, антикризисные действия, правовая экспертиза, передача информации, расширение области принятия решений, регистрация деятельности и контроль за внесением изменений и техническая поддержка реагирования на инциденты ИБ. Описывается документация системы управления инцидентами ИБ, включая политику и программу. Анализируется деятельность группы реагирования на инциденты ИБ. Подчеркивается необходимость обеспечения осведомленности и обучения в области инцидентов ИБ. Значительное внимание уделяется сохранению
Стр.3
4 Управление инцидентами ИБ и непрерывностью бизнеса доказательств инцидента ИБ и кратко определяются функции инструментальных средств управления событиями ИБ. В третьей главе вводятся определения, относящиеся к ОНБ, управления ею и системы УНБ. Рассматривается применение циклической модели улучшения процессов PDCA (от англ. Plan-Do-Check-Act – планируй–выполняй–проверяй–действуй) к этой системе управления (сама модель описана в первой части серии учебных пособий). Детально описывается жизненный цикл УНБ, включающий шесть элементов: управление программой УНБ, анализ непрерывности бизнеса (НБ) организации, определение стратегии УНБ, разработка и внедрение в УНБ ответных мер на инциденты, меры по применению, поддержке и анализу УНБ и внедрение УНБ в культуру организации. Определяется состав документации в области НБ, в частности, политика УНБ и планы управления инцидентом, обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса. Анализируются готовность информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) к ОНБ и интеграция процессов готовности ИТТ и ОНБ в рамках цикла PDCA. В заключении кратко выделяется взаимосвязь изученных понятий, относящихся к управлению инцидентами ИБ и НБ, а также устанавливается связь между материалом учебного пособия и составляющими профессиональных компетенций. В приложении приводится информация справочного характера в виде примеров инструментальных средств управления событиями ИБ. Освоение материалов данного учебного пособия лежит в основе формирования у обучающихся следующих профессиональных компетенций:  способность участвовать в управлении ИБ объекта (в части управления инцидентами ИБ и НБ);  способность участвовать в проектировании и разработке системы управления ИБ (СУИБ) объекта (в отношении подсистем управления инцидентами ИБ и НБ);  способность участвовать в проведении контрольных мероприятий по определению эффективности и результативности СУИБ объекта (в части эффективности и результативности управления инцидентами ИБ и НБ). Эти профессиональные компетенции необходимы для решения задач, относящихся к таким видам профессиональной деятельности в сфере управления ИБ, как проектная и организационно-управленческая. После изучения учебного пособия «Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса» обучающиеся будут: Знать:  принципы построения СУИБ объекта в части систем управления инцидентами ИБ и НБ;
Стр.4
Предисловие 5  современные подходы к управлению инцидентами ИБ и НБ объекта и направления их развития;  особенности отдельных процессов управления инцидентами ИБ в рамках СУИБ и УНБ;  основные международные и российские стандарты, регламентирующие управление инцидентами ИБ и НБ;  принципы разработки процессов управления инцидентами ИБ и НБ;  принципы создания основных документов, регламентирующих вопросы управления инцидентами ИБ и НБ. Уметь:  анализировать текущее состояние ИБ на предприятии с целью разработки требований к разрабатываемым процессам управления инцидентами ИБ и НБ;  определять цели и задачи, решаемые разрабатываемыми процессами управления инцидентами ИБ и НБ;  применять процессный подход к управлению инцидентами ИБ и НБ;  используя современные методы и средства, разрабатывать процессы управления инцидентами ИБ и НБ, учитывающие особенности функционирования предприятия и решаемых им задач, и оценивать их эффективность;  практически решать задачи формализации разрабатываемых процессов управления инцидентами ИБ и НБ;  разрабатывать документальное обеспечение для процессов управления инцидентами ИБ и НБ, включая различные политики и применять его на практике. Владеть:  терминологией и процессным подходом построения систем управления инцидентами ИБ и систем управления НБ;  навыками построения как отдельных процессов управления инцидентами ИБ и НБ, так и систем процессов в целом. Материалы, вошедшие в учебное пособие «Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса» обеспечивают учебно-методической базой любую учебную дисциплину, относящуюся к управлению ИБ. Однако в полной мере данное учебное пособие может быть востребовано при подготовке профессионалов в области управления ИБ. Поэтому оно может быть рекомендовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по программам магистратуры направления 090900 – «Информационная безопасность». Кроме этого учебное пособие «Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса» из серии «Вопросы управления информационной безопасностью» может быть полезным при реализации программ дополнительного образования (курсы повышения квалификации или переподготовки кадров).
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...................................................................................................3 Введение .........................................................................................................7 1. Нормативная база управления инцидентами ИБ и обеспечение непрерывности бизнеса.................................................................................9 1.1. ISO/IEC 27035:2011 – управление инцидентами ИБ.................. 10 1.2. ISO/IEC 27037 – руководство по идентификации, сбору и/или получению и обеспечению сохранности свидетельств, представленных в электронной форме ....................... 12 1.3. ISO/IEC 27031:2011 – руководство по готовности информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения непрерывности бизнеса........................................... 14 1.4. BS 25999 и ГОСТ Р 53647 – управление непрерывностью бизнеса................................................................................................... 17 Выводы.................................................................................................. 18 Вопросы для самоконтроля ................................................................. 19 2. Управление инцидентами ИБ .................................................................20 2.1. Событие и инцидент ИБ................................................................ 21 2.2. Цели и задачи управления инцидентами ИБ............................... 26 2.3. Система управления инцидентами ИБ ........................................ 31 2.4. Этапы процесса управления инцидентами ИБ .......................... 39 2.4.1. Планирование и подготовка процесса управления инцидентами ИБ ...............................................................................40 2.4.2. Использование системы управления инцидентами ИБ.......41 2.4.3. Анализ процесса управления инцидентами ИБ...................43 2.4.4. Улучшение процесса управления инцидентами ИБ............45 2.5. Обнаружение событий ИБ и инцидентов ИБ и оповещение о них .............................................................................. 46 2.6. Обработка событий ИБ и инцидентов ИБ................................... 48 2.6.1. Первая оценка и предварительное решение по событию ИБ..................................................................................49 2.6.2. Вторая оценка и подтверждение инцидента ИБ ..................53 2.7. Реагирование на инциденты ИБ................................................... 55 2.7.1. Немедленное реагирование на инцидент ИБ .......................56 2.7.2. Контролируемость инцидента ИБ.........................................59 2.7.3. Последующее реагирование на инцидент ИБ......................59 2.7.4. Антикризисные действия.......................................................60 2.7.5. Правовая экспертиза инцидентов ИБ....................................61 2.7.6. Передача информации............................................................66 2.7.7. Расширение области принятия решений ..............................67
Стр.167
168 Управление инцидентами ИБ и непрерывностью бизнеса 2.7.8. Регистрация деятельности и контроль за внесением изменений..........................................................................................67 2.7.9. Техническая поддержка реагирования на инциденты ИБ ..............................................................................67 2.8. Документация системы управления инцидентами ИБ.............. 69 2.8.1. Политика управления инцидентами ИБ ...............................71 2.8.2. Программа управления инцидентами ИБ.............................72 2.9. Группа реагирования на инциденты ИБ...................................... 77 2.10. Обеспечение осведомленности и обучение в области инцидентов ИБ...................................................................................... 83 2.11. Сохранение доказательств инцидента ИБ................................. 84 2.12. Средства управления событиями ИБ......................................... 90 Выводы.................................................................................................. 92 Вопросы для самоконтроля ................................................................. 93 3. Управление непрерывностью бизнеса организации.............................96 3.1. Определения непрерывности бизнеса и управления ею........... 99 3.2. Система управления непрерывностью бизнеса ........................ 103 3.3. Жизненный цикл управления непрерывностью бизнеса ......... 105 3.3.1. Управление программой УНБ.............................................107 3.3.2. Анализ непрерывности бизнеса организации ....................110 3.3.3. Определение стратегии УНБ...............................................116 3.3.4. Разработка и внедрение в УНБ ответных мер на инциденты ..................................................................................121 3.3.5. Меры по применению, поддержке и анализу УНБ............125 3.3.6. Внедрение УНБ в культуру организации ...........................134 3.4. Документация и записи в области непрерывности бизнеса .... 136 3.4.1. Политика УНБ.......................................................................137 3.4.2. Планы управления инцидентом, ОНБ и восстановления бизнеса.............................................................................................139 3.5. Готовность ИТТ к ОНБ............................................................... 151 3.6. Средства управления непрерывностью бизнеса....................... 157 Выводы................................................................................................ 158 Вопросы для самоконтроля ............................................................... 158 Заключение.................................................................................................160 Приложения................................................................................................163 Примеры систем управления событиями ИБ................................... 163 Принятые сокращения ....................................................................... 163 Список литературы....................................................................................165
Стр.168