Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Эволюция информационных систем (современное состояние и перспективы) (500,00 руб.)

0   0
Первый авторБородакий Ю. В.
АвторыЛободинский Ю. Г.
ИздательствоМ.: Горячая линия – Телеком
Страниц369
ID202792
АннотацияКнига посвящена анализу и обобщению опыта наиболее развитых стран по созданию и использованию информационных систем в жизни современного человеческого общества. Особое внимание уделяется исследованию эволюции технологии проектирования систем и возможным последствиям.
Кому рекомендованоДля специалистов, занимающихся проектированием и эксплуатацией крупномасштабных информационных систем, а также может быть полезна студентам и аспирантам соответствующих специальностей.
ISBN978-5-9912-0199-5
УДК007:621.39
ББК32.81
Бородакий, Ю.В. Эволюция информационных систем (современное состояние и перспективы) / Ю.Г. Лободинский; Ю.В. Бородакий .— Москва : Горячая линия – Телеком, 2011 .— 369 с. : ил. — ISBN 978-5-9912-0199-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/202792 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эволюционное моделирование может помочь человеку решать сложнейшие проблемы. <...> Сеть GGG будет способствовать эволюции человеческого знания в целом. <...> Для объектов техногенеза и такого их элемента, как информационные организмы, вышеназванные эволюционные признаки останутся без изменений. <...> Информационные организмы дискретны: на нижнем уровне все элементы информационных систем раскладываются до бита (принимающего значение 0 или 1). <...> Информационные организмы детерминированы — любая программа есть совокупность алгоритмов. <...> Соответственно системное мышление не концентрирует внимание на основных «кирпичиках», но интересуется основными принципами организации. <...> Анализ означает отделение чего-либо для того, чтобы понять его; системное мышление означает помещение чего-либо в более обширный контекст целого. <...> Субатомные частицы бессмысленны как изолированные сущности; они могут быть поняты лишь как взаимосвязи, или корреляции между различными процессами наблюдения и измерения. <...> Другими словами, субатомные частицы — не вещи, а взаимосвязи между вещами, которые, в свою очередь, служат взаимосвязями между другими вещами, и т. д. <...> Однако эти компоненты, субатомные частицы, не могут быть поняты как изолированные сущности, но должны быть определены через взаимосвязи. <...> Среди ранних теорий живой Земли концепция Вернадского ближе всех подходит к современной Гайя-теории, разработанной Джеймсом Лавлоком и Линн Маргулис в 1970-е гг. <...> Соответственно потоки материи и энергии сквозь экосистемы трактуются как продолжение внутренних метаболических траекторий организма. <...> То, что мы называем частью, — это всего лишь паттерн в неделимой паутине взаимоотношений. <...> Если мы представим себе сеть как нечто гораздо более сложное, например, что-то вроде чернильной кляксы, мы легко поймем, что изолировать паттерн в этой сложной сети, очерчивая его границы и возводя его в ранг «объекта», — занятие достаточно произвольное. <...> В ходе развития <...>
Эволюция_информационных_систем_(современное_состояние_и_перспективы).pdf
Стр.1
Эволюция_информационных_систем_(современное_состояние_и_перспективы)_(1).pdf
Стр.1
УДК 007:621.39 ББК 32.81 Б83 Бородакий Ю. В., Лободинский Ю. Г. Б83 Эволюция информационных систем (современное состояние и перспективы). – М.: Горячая линия–Телеком, 2011. – 368 с: ил. ISBN 978-5-9912-0199-5. Книга посвящена анализу и обобщению опыта наиболее развитых стран по созданию и использованию информационных систем в жизни современного человеческого общества. Особое внимание уделяется исследованию эволюции технологии проектирования систем и возможным последствиям. Для специалистов, занимающихся проектированием и эксплуатацией крупномасштабных информационных систем, а также может быть полезна студентам и аспирантам соответствующих специальностей. ББК 32.81 Адрес издательства в Интернет www.techbook.ru Научное издание Бородакий Юрий Владимирович, Лободинский Юрий Григорьевич Эволюция информационных систем (современное состояние и перспективы) Редактор И. М. Андреева Обложка художника В. Г. Ситникова Подписано в печать 05.06.11. Формат 60×90/16. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 23. Тираж 1000 экз. (1-й завод 500 экз.) Изд. № 853. ООО «Научно-техническое издательство «Горячая линия – Телеком» ISBN 978-5-9912-0199-5 © Ю. В. Бородакий, Ю. Г. Лободинский, 2011 © Оформление издательства «Горячая линия−Телеком», 2011
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Эволюция информационных технологий Начало современным информационным технологиям в бизнесе, вероятно, было положено в 1969 г., когда в Intel Corporation был создан универсальный многоцелевой процессор, который мог выполнять несколько разных функций [1]. Будучи «мозгом» небольших, легко программируемых компьютеров нового поколения, микропроцессор произвел переворот не только в вычислительной технике, но и в экономике. Хотя компьютеры начали использоваться в бизнесе еще в 1951 г., программируемый микропроцессор раскрыл огромные потенциальные возможности компьютеров. Теперь любой человек или любая компания могли использовать их для самых разных целей. Изобретение микопроцессора повлекло за собой серию новаций в коммерческом применении компьютеров. В 1973 г. Боб Меткалф (Bob Metcalfe) создал Ethernet — технологию локальных компьютерных сетей. В 1975 г. появился первый персональный компьютер серийного производства. В 1976 г. компания Wang Laboratories представила свой текстовый редактор Word Processing, и компьютеры появились в офисах на каждом рабочем столе. В 1978 г. началась продажа VisiCalc — первой программы для работы с электронными таблицами. Через год появились первый текстовый редактор для ПК WordStar и первая аналогичная программа для работы с базами данных Oracle. Создание в 1982 г. сетевого протокола TCP/IP открыло дорогу к сегодняшнему Интернету. В 1984 г. появились компьютеры Macintosh с удобным графическим интерфейсом и первый настольный лазерный принтер. В 1989 г. начала работать электронная почта, а в 1990 г. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) «соткал» Всемирную паутину — World Wide Web. На 1990-е гг. пришелся бум создания корпоративных веб-сайтов и внутрикорпоративных сетей. Росло количество сделок, совершаемых в режиме online, а разработчики ПО создавали все более совершенные программы для
Стр.3
4 Эволюция информационных систем управления всем и вся — от закупки сырья и материалов до маркетинга и продаж. В течение последних четырех десятилетий — после того как были сняты государственные ограничения на продажу вычислительной техники — распространение компьютеров и программного обеспечения стало одним из главных факторов, влияющих на развитие бизнеса. Сегодня вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что информационные технологии (ИТ) стали основой экономики развитых стран. Они используются для операций отдельных компаний, связывают воедино географически разрозненных поставщиков и укрепляют связи между компаниями и клиентами. ИТ буквально пронизывают производство, оптовую и розничную торговлю и сферу услуг. Они используются в офисах руководителей компаний и в заводских цехах, в научно-исследовательских лабораториях и в домах потребителей. Переворот в сознании По мере увеличения мощности и расширения сферы применения информационных технологий их все чаще рассматривают в качестве ключевого фактора успеха. Рост значимости ИТ наиболее наглядно отражается в структуре корпоративных расходов. Так, по данным Бюро экономического анализа министерства торговли США в 1965 г. на информационные технологии приходилось менее 5% капитальных затрат американских компаний. В начале 1980-х гг. после массового внедрения ПК эта доля возросла до 15%. К началу 1990-х гг. она превысила 30%, а к концу XX в. уже составляла более 50% [2]. Даже после недавнего падения объема продаж ИТ затраты средней американской компании на них по-прежнему составляют около половины общего объема капитальных затрат. Ежегодные затраты компаний во всем мире на аппаратные средства, ПО и обслуживание ИТ составляют около 1 трлн долл., а с учетом телекоммуникационных систем — более 2 трлн долл.[3]. Культ информационных технологий проявляется не только в денежных затратах, но и в изменении отношения к ним представителей высшего руководства компаний и их консультантов. Двадцать лет назад большинство руководителей, которые сегодня превозносят ИТ, считали компьютер «орудием
Стр.4
Предисловие 5 пролетариата». Мало кто из руководителей притрагивался к клавиатуре, не говоря уже о том, чтобы рассматривать ИТ с точки зрения их применимости для «высоких» стратегий. Однако в 1990-е гг. сознание менеджеров радикально изменилось. По мере расширения использования компьютерных сетей, кульминацией которого стало повсеместное распространение Интернета, даже руководители самого высокого уровня начали применять компьютер в повседневной работе. Отсутствие ПК на столе означало их принадлежность к категории «динозавров». Они также начали постоянно говорить о стратегическом значении информационных технологий, об использовании ИТ для получения конкурентных преимуществ и «оцифровке» моделей бизнеса. Большинство компаний ввели должность директора по информатизации. Многие обратились к консультантам за свежими идеями по поводу того, как за счет инвестиций в ИТ добиться рыночных преимуществ. По данным исследования, выполненного в 1997 г. Лондонской школой экономики, владельцы и руководители американских и европейских компаний считали, что к концу десятилетия до 60% инициатив в сфере ИТ будет направлено не просто на наверстывание упущенного или сохранение на плаву, а на получение конкурентных преимуществ. Как отмечали авторы исследования, «это означает полный переворот в отношении к ИТ, характерном для 1980-х—начала 1990-х гг.» [4]. Однако в последующем «мыльный пузырь» электронного бизнеса лопнул, и маятник качнулся в обратную сторону. В течение последних нескольких лет стало совершенно ясно, что многие инвестиции в технологию (особенно стратегические), сделанные в 1990-е гг., были напрасной тратой средств. Руководители компаний вновь начали скептически относиться к ИТ, встречая предложения о новых масштабных инициативах в области таких технологий без особого энтузиазма. Впрочем, несмотря на осторожное отношение к активному инвестированию в ИТ, вера в их стратегическую значимость в деловом мире по-прежнему сильна благодаря усилиям как производителей, так и многих консультантов и журналистов. Действительно, предполагаемая связь между ИТ и стратегией бизнеса настолько прочно вошла в язык бизнеса, что ее можно считать очевидной. Так, авторы статьи, опубликованной во влиятельном издании MIT Sloan Management Review,
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.1. Анализ современного состояния информационных систем (ИС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.2. ИТ как субъект эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Глава 2. Эволюция научного описания систем . . . . . . . . . . . . 28 2.1. Системное мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 2.2. Процессуальное мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38 2.3. Эволюция разума. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 2.4. Компьютерная модель обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 Глава 3. Живые системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 3.1. Теория живых систем Миллера . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 3.2. Модели живых систем Миллера . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 3.2.1. Информационные технологии на языке Миллера 69 3.2.2. Обработка сообщений между системами и внутри системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 3.2.3. Значение информации для организационной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76 3.2.4. Модель «Сканирование—фокусирование— действие». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78 3.2.5. Модель столкновения (S’poze) и процесс творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83 3.2.6. Бизнес-предприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 3.2.7. Модель «10 шагов управления знаниями». . . . . . .93 3.3. Жизнь как информационный процесс. . . . . . . . . . . . . .97 3.3.1. Термодинамика живых систем . . . . . . . . . . . . . . .97 3.3.2. Управление и регулирование в живых системах 102 3.3.3. Информационные связи внутри организма . . . . 104 Глава 4. Самоорганизующиеся системы. . . . . . . . . . . . . . . . .108 4.1. Саморазвитие информационных систем . . . . . . . . . . . 108
Стр.365
366 Эволюция информационных систем 4.1.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 4.1.2. Диссипативные структуры и явление самоорганизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 4.1.3. Условия возникновения самоорганизации . . . . . 124 4.2. Явление самоорганизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 4.2.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 4.2.2. Синергетика и саморазвивающиеся системы . . . 131 4.2.3. Моделирование и прогнозирование социальных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 4.2.4. Автопоэзис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 4.3. Теория самоорганизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 4.3.1. История идеи самоорганизации систем . . . . . . . 145 4.3.2. Примеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 4.4. Основы теории саморганизации . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 4.4.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 4.4.2. Словарь понятий и терминов . . . . . . . . . . . . . . . 153 4.5. Пример создания саморазвивающейся системы принятия решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Глава 5. Эволюция технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180 5.1. Из истории эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 5.1.1. Возникновение порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 5.1.2. Эволюционирующие молекулы. . . . . . . . . . . . . . 181 5.1.3. Объяснение порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 5.1.4. Эволюция организмов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 5.1.5. Другой путь назад. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 5.1.6. Выращивание репликаторов . . . . . . . . . . . . . . . . 189 5.1.7. Эволюция технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 5.1.8. Эволюция конструкций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 5.1.9. Какими будут новые репликаторы? . . . . . . . . . . 194 5.1.10. Разумные существа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 5.1.11. Отбор идей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 5.2. Думающие системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 5.2.1. Предыстория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 5.2.2. Машинный интеллект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 5.2.3. Цель Тьюринга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 5.2.4. Системы проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 5.2.5. Гонка разработок по ИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Стр.366
ОГЛАВЛЕНИЕ 367 5.2.6. Достаточно ли мы умные? . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 5.2.7. Ускорение гонки технологий. . . . . . . . . . . . . . . . 214 5.3. Сеть знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 5.3.1. Притча о замке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 5.3.2. Магическая бумага, ставшая реальностью . . . . . 221 5.3.3. Связывание нашего знания . . . . . . . . . . . . . . . . 227 5.3.4. Опасности гипертекста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 5.3.5. От рабочего стола к мировой библиотеке . . . . . . 231 5.3.6. Гипертекст и печатный пресс . . . . . . . . . . . . . . . 233 Глава 6. Гипертекст и эволюция знаний . . . . . . . . . . . . . . . .236 6.1. Эволюция знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 6.2. Медиа и знание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 6.3. Вещание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 6.4. Функции и последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 6.5. Архитектурный эскиз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 6.6. Достижения и проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 6.7. Передача гипертекстовой публикации . . . . . . . . . . . . . 249 6.8. Оценка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 6.9. Несколько общих соображений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Глава 7. Эволюционное моделирование информационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276 7.1. Концепция эволюционного моделирования . . . . . . . . 276 7.2. Принцип эволюционного моделирования . . . . . . . . . . 280 7.3. Исследование эволюции систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 7.4. Эволюционно-кибернетический подход к созданию информационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 7.4.1. Эволюционное моделирование — одна из ветвей эволюционной кибернетики . . . . . . . . . . . . . . . . 292 7.4.2. Методы эволюционного моделирования. . . . . . . 296 7.5. Информационная концепция эволюции систем . . . . . 300 7.6. Особенности описания сложных систем . . . . . . . . . . . 306 7.7. Концептуальная модель развития. . . . . . . . . . . . . . . . . 313 7.8. Основы теории эволюционного моделирования . . . . . 317 7.8.1. Гиперграф классов. Общее описание . . . . . . . . . 318 7.8.2. Конечные автоматы, классы, формальные языки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Стр.367
368 Эволюция информационных систем 7.8.3. Гиперграф классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 7.8.4. Базисные классы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 Глава 8. Модели самоорганизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325 8.1. Прикладное системное мышление. . . . . . . . . . . . . . . . 325 8.2. Расцвет молекулярной биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 8.3. Критика системного мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 8.4. Появление концепции самоорганизации. . . . . . . . . . . 333 8.5. Диссипативные структуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 8.6. Теория лазеров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 8.7. Гиперциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 8.8. Автопоэз — организация живого. . . . . . . . . . . . . . . . . 346 8.9. Гайя — живая Земля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
Стр.368