Семиотическая схема прямого и косвенного познания
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ
НАУКИ
Куиш А.Л. <...> Принцип соответствия:
онтологический и
методологический аспекты
исследований
Симанов А.Л. <...> К вопросу о понимании
времени в современной
философии естествознания
Артеменко О.Л., Спасков А.Н. <...> Гипотеза многомерного времени в
контексте проблем современной
физики. <...> Часть II: Многомерное
время в микромире
Иванов Е.М. <...> Эмерджентизм versus
панпсихизм в материалистической
теории сознания
Параев В.В., Молчанов В.И., Еганов <...> Э.А. Философский аспект
проблемы происхождения и
эволюции жизни
Резников В.М. <...> Проблема эфира
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Пахомов А.Г. Восьмая Гамовская
летняя астрономическая школа
___________________
№3 (42)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2009
Общие проблемы истории и философии науки
ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА <...> Статья посвящена неявному социокультурному содержанию понятия природы
в философии И. Канта <...> Кант поставил под вопрос трансцендентный референт термина «природа», что едва не привело к разрушению «натурализма» как господствующей в новоевропейской культуре
модели символической репрезентации социокультурной целостности. <...> Впрочем, предлагаемая здесь интерпретация кантовского понятия природы отнюдь не претендует на статус исчерпывающей и исключающей все другие. <...> Такое соотношение природ и их Творца соответствовало определенным принципам построения социокультурной целостности:
подобно тому как гармонизация природ – дело трансцендентной по
отношению к ним инстанции, Бога, гармонизация межчеловеческих
отношений – дело трансцендентной по отношению к обществу инстанции, каковой считалась церковь. <...> Социокультурная целостность
предвкушалась в виде христианского мира (Pax Christiana), соответственно, условием единства выдвигалось всеобщее обращение в
христианство. <...> На историческом пограничье Средних веков и Нового времени
соперничало несколько символических моделей, репрезентирующих
социокультурную целостность, но начиная <...>
Философия_науки_№3_2009.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
_____________________
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И
ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Яворский Д.Р. Понятие природы в философии И. Канта: социокультурный подтекст
Нестеров А.Ю. Семиотическая схема прямого и косвенного познания
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ
НАУКИ
Куиш А.Л. Принцип соответствия:
онтологический и
методологический аспекты
исследований
Симанов А.Л. Метафизические
основания представлений о
пространстве: Часть IV.
Концепции объединения
Смородинов Р.А. Философские
проблемы микрофизики
Куликов С.Б. К вопросу о понимании
времени в современной
философии естествознания
Артеменко О.Л., Спасков А.Н.
Гипотеза многомерного времени в
контексте проблем современной
физики. Часть II: Многомерное
время в микромире
Иванов Е.М. Сознание и квантовый мир
Винник Д.В. Эмерджентизм versus
панпсихизм в материалистической
теории сознания
Параев В.В., Молчанов В.И., Еганов
Э.А. Философский аспект
проблемы происхождения и
эволюции жизни
Резников В.М. Методологический
анализ механизмов в науках о
жизни
В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ИСТОРИЮ И
ФИЛОСОФИЮ НАУКИ
Чащин М.С. Проблема эфира
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Пахомов А.Г. Восьмая Гамовская
летняя астрономическая школа
___________________
Стр.1
№3 (42)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2009
Общие проблемы истории и философии науки
ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДТЕКСТ
Яворский Д.Р.
Статья посвящена неявному социокультурному содержанию понятия природы
в философии И. Канта. Утверждается, что понятие природы в новоевропейских философии
и науке служит не только для обозначения физической реальности, но и для
выражения представлений об универсальной социокультурной целостности. Кант поставил
под вопрос трансцендентный референт термина «природа», что едва не привело
к разрушению «натурализма» как господствующей в новоевропейской культуре
модели символической репрезентации социокультурной целостности. Однако натуралистический
дискурс оказался сильнее критического потенциала немецкого мыслителя,
и в поздний период Кант вернулся к натурализму, по крайней мере в политической
философии.
Ключевые слова: философия, природа, Кант, натурализм
Не составляет большого труда провести инвентаризацию способов
употребления и всех содержательных оттенков термина «природа»
(Natur) в сочинениях И. Канта. Однако истолкование полученного
массива данных едва ли вызовет интерес или обогатит знание о
философии кенигсбергского мыслителя без интеллектуальной интриги,
без проблемного контекста. Поэтому необходимо сначала
охарактеризовать ту символическую игру (или борьбу), в которую
ввязался Кант, размышляя о природе и публикуя результаты этих
размышлений.
Впрочем, предлагаемая здесь интерпретация кантовского понятия
природы отнюдь не претендует на статус исчерпывающей и исключающей
все другие. На наш взгляд, ее цель – высветить те смыслы,
которые до сих пор оставались в тени, а не развенчать имеющуюся
и заработавшую заслуженный авторитет кантиану.
г Яворский Д.Р., 2009
Стр.2
4
Д.Р. Яворский
Историко-философские исследования понятия «природа» в основном
«по умолчанию» опираются на его современную трактовку,
согласно которой природа – это совокупность сущего, выступающая
как общий предмет естествознания [1]. В соответствии с этой трактовкой
исследователь, как правило, пытается выявить в изучаемых
текстах отношение автора к таким образом понятой природе и определить
ее место в философской системе. Поэтому зачастую контекстом
анализа понятия природы служит либо оппозиция духа (сверхприродного)
и материи (природы), либо этическая альтернатива:
природа-ценность или природа-объект.
Для того, чтобы выйти из этого круга привычных интерпретаций,
следует прежде всего вспомнить, что во времена Канта слово
«природа» воспринималось и использовалось в окружении таких
словосочетаний, как «естественное право», «естественная религия»,
«естественная мораль» и т.п. Здесь «естественное», или «природное»,
как видно, вовсе не сводится к чувственно воспринимаемому
объекту естествознания. Напротив, речь идет о сверхчувственном, а
смысловой акцент делается на естественности как всеобщности.
«Естественное» в данном случае обозначает универсальную реальность,
к которой причастны все люди независимо от религиозной,
национальной или культурной принадлежности. В этом смысле естественное
противопоставляется искусственному как локальному,
партикулярному, исторически и культурно ограниченному. Таким
образом, «природа» и «естественное» имеют отношение не только к
физической, но и к социокультурной реальности [2].
В этой связи нетрудно обнаружить проблемный подтекст противопоставления
естественного искусственному. В сущности, «естественный
порядок вещей» символически описывает такую модель
социокультурной целостности, в которой оказываются преодолены
искусственные границы, разделяющие людей и побуждающие их к
взаимной вражде.
Этот социокультурный референт менее заметен, когда мы обращаемся
к понятию природы как совокупности сущего. Однако более
пристальный взгляд позволяет увидеть латентное содержание благодаря
смысловым симптомам, плотным кольцом окружающим слово
«природа». Выше уже приводились словосочетания «естественное
право», «естественная религия» и др., в которых просвечивает социокультурное
всеобщее. К этому следует добавить еще один, не
менее важный симптом – понимание природы как целостности, про
Стр.3