Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Философия науки

Философия науки №1 2009

0   0
Страниц192
ID202562
АннотацияВыходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.
Философия науки : НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2009 .— №1 .— 192 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202562 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Три составляющие в логике научного исследования и их синтез Сторожук А.Ю. <...> Принцип тождества бытия и мышления как источник ошибок в философии: смешение понятий причинности и мифы о восприятии ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Тарабанов Н.А. <...> Истина: от неопределенности к неопределимости (семантическая концепция А. <...> Системная триада философско-методологических программ обоснования математики Резников В.М. <...> Реконструкция онтологии Николая Кузанского с опорой на математические фрагменты. <...> Для описания феномена субъективности аксиом, который не всегда учитывается в полной мере, предлагается использовать понятие «гносеологическое время». <...> Аристотелевское определение истины как утверждения или отрицания, соответствующего действительности, превратилось в общепризнанное положение. <...> Джемс прав в том отношении, что это определение истины настолько абстрактное и нечетное, что его может использовать любое Истина и аксиома в философии науки 7 направление, в том числе и прагматизм, вкладывая в понятия «соответствие» и «действительность» свое содержание. <...> А.А. Краузе, О.Д. Шипунова ся в аксиомы, на базе которых строится теория истины. <...> Представляется возможным в данном контексте ввести понятие «гносеологическое время». <...> Понятие «гносеологическое время», предполагая синтез когнитивных практик человека, шире по объему, чем понятие «парадигма». <...> Концепт «гносеологическое время» представляется весьма уместным в этой ситуации. <...> В.А. Медведев Признавая методологическую природу концептуального пространства, в котором движется его мысль, субъект познания должен принимать в расчет и факт опосредованности мысли, суждения, любого теоретического образования системой координат, которая определяет содержание подобных образований, и сам характер подобного опосредования. <...> Здесь заходит речь о преобразовании идеала рациональности и, следовательно, замене концептуального каркаса «классической» модели рациональности <...>
Философия_науки_№1_2009.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Философия_науки_№1_2009.pdf
СОДЕРЖАНИЕ _____________________ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ Краузе А.А., Шипунова О.Д. Истина и аксиома в философии науки Медведев В.А. Субъектная составляющая теоретического познания: тенденции преобразования эпистемологической проблематики Разумов В.И., Сизиков В.П. Три составляющие в логике научного исследования и их синтез Сторожук А.Ю. Принцип тождества бытия и мышления как источник ошибок в философии: смешение понятий причинности и мифы о восприятии ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Тарабанов Н.А. Истина: от неопределенности к неопределимости (семантическая концепция А. Тарского, минимализм П. Хорвича и фундаментализм Д. Дэвидсона) Черепанов Е.М. Простота как отношение на классах объектов Михайлова Н.В. Системная триада философско-методологических программ обоснования математики Резников В.М. Методологические проблемы корректного применения объективистских статистических концепций Константинов Д.В. Опасность гомогенного языка описания: к вопросу о роли принципа дополнительности в социобиологическом исследовании ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ Литовка И.И. Проблемные аспекты древнеегипетских астрономии, хронологии и календаря Нечипоренко А.В. Реконструкция онтологии Николая Кузанского с опорой на математические фрагменты. Часть 1 Куперштох Н.А. История Института химической кинетики и горения Сибирского отделения РАН НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Вострикова Е.В. Реальность значения Академику Владимиру Константиновичу ШУМНОМУ – 75 лет ___________________
Стр.1
№1 (40) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2009 Общие проблемы истории и философии науки ИСТИНА И АКСИОМА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ А.А. Краузе, О.Д. Шипунова В статье подчеркивается, что совокупность аксиом является предпосылкой познавательного процесса, соотносятся понятия «истина» и «аксиома». Авторы обращают внимание читателей на наличие элементов субъективности в аксиомах. Для описания феномена субъективности аксиом, который не всегда учитывается в полной мере, предлагается использовать понятие «гносеологическое время». Поиск в этом направлении может быть полезен в плане расширения методологической базы для анализа проблемных ситуаций в истории и философии науки. Ключевые слова: философия науки, истина, аксиома, методология, субъективность В истории мысли начиная с античных времен истина составляла главную ценность науки. С истиной связывались и методы, и конечная цель познания. Дискуссии о методе получения истинного знания в XVII в. привели к оформлению рационализма и эмпиризма, положивших начало особой области философии – теории познания, в рамках которой сложился классический идеал научной рациональности. В известной мере этот идеал определен гипотетико-дедуктивной формой построения научного знания. В начале XX в. формируется новый, теоретический стиль научного мышления. Его становление связано с особым содержательноформальным подходом к описанию и обобщению экспериментальных фактов. В естествознании складываются определенные требования к логической строгости выдвигаемых концепций и теорий, формулировке вводимых понятий, постановке научных проблем, способам обоснования и проверки гипотез. Стандарт логически строгой научной теории оформился в начале века в математике. Его содержание раскрывают следующие положения. г Краузе А.А., Шипунова О.Д., 2009
Стр.2
4 А.А. Краузе, О.Д. Шипунова 1. Любая (математическая и физическая) теория имеет дело с одним или несколькими множествами объектов, соответствующим образом идеализированных и формально математически представленных, связанных между собой некоторыми отношениями, которые также представлены формально (например, в виде функции). 2. Основные (фундаментальные) свойства объектов и принципы отношений формулируются в виде аксиом (в математике), постулатов, законов или принципов (в физике, – например, закон сохранения энергии, принцип относительности). 3. Теория должна быть применима к любой системе объектов, для которых фиксируются отношения, удовлетворяющие системе аксиом или основных принципов, положенной в ее основу. 4. Теория может считаться логически строго построенной, если при ее развитии все новые объекты, их свойства и отношения между ними выводятся формально из аксиом, постулатов или принципов. Аксиоматическое построение научной теории по образцу геометрии Евклида становится нормой не только в математике. В физике ему следует Эйнштейн. Творчество Эйнштейна оказало большое влияние на развитие теоретического естествознания, стало символом нового стиля научного мышления. Принципиальный метод теоретического научного исследования Эйнштейн связал с поиском «общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира» [1]. Наука, по определению Эйнштейна, – это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления. В этой системе отдельные опыты сопоставляются с теоретической структурой таким образом, чтобы вытекающее отсюда соответствие было однозначным и убедительным. Чувственные восприятия нам заданы, но теория, призванная их интерпретировать, создается человеком в результате исключительно трудоемкого гипотетического процесса, который никогда не бывает закончен. Говоря о развитии метода теоретической физики, Эйнштейн подчеркивал, что «теоретик нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых, он может вывести следствия» [2]. Деятельность теоретика разбивается на два этапа. Ему необходимо, во-первых, отыскать эти принципы и, во-вторых, развивать вытекающие их этих принципов следствия. Для выполнения второй задачи исследователь вооружен еще со школы. Первая из задач
Стр.3