Три составляющие в логике научного исследования и их
синтез
Сторожук А.Ю. <...> Принцип тождества бытия и мышления как источник ошибок в
философии: смешение понятий причинности и мифы о восприятии
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Тарабанов Н.А. <...> Истина: от неопределенности к неопределимости (семантическая
концепция А. <...> Системная триада философско-методологических программ обоснования
математики
Резников В.М. <...> Реконструкция онтологии Николая Кузанского с опорой на
математические фрагменты. <...> Для описания феномена субъективности аксиом, который не всегда учитывается в полной мере, предлагается использовать понятие «гносеологическое время». <...> Аристотелевское определение истины как утверждения или отрицания, соответствующего действительности, превратилось в общепризнанное положение. <...> Джемс прав в том отношении, что это определение истины настолько абстрактное и нечетное, что его может использовать любое
Истина и аксиома в философии науки
7
направление, в том числе и прагматизм, вкладывая в понятия «соответствие» и «действительность» свое содержание. <...> А.А. Краузе, О.Д. Шипунова
ся в аксиомы, на базе которых строится теория истины. <...> Представляется возможным в данном контексте ввести понятие
«гносеологическое время». <...> Понятие «гносеологическое
время», предполагая синтез когнитивных практик человека, шире по
объему, чем понятие «парадигма». <...> Концепт «гносеологическое время» представляется весьма уместным в этой ситуации. <...> В.А. Медведев
Признавая методологическую природу концептуального пространства, в котором движется его мысль, субъект познания должен принимать в расчет и факт опосредованности мысли, суждения, любого теоретического образования системой координат, которая определяет содержание подобных образований, и сам характер подобного опосредования. <...> Здесь заходит речь о преобразовании идеала рациональности и, следовательно, замене концептуального каркаса «классической» модели рациональности <...>
Философия_науки_№1_2009.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
_____________________
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Краузе А.А., Шипунова О.Д. Истина и аксиома в философии науки
Медведев В.А. Субъектная составляющая теоретического познания: тенденции
преобразования эпистемологической проблематики
Разумов В.И., Сизиков В.П. Три составляющие в логике научного исследования и их
синтез
Сторожук А.Ю. Принцип тождества бытия и мышления как источник ошибок в
философии: смешение понятий причинности и мифы о восприятии
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Тарабанов Н.А. Истина: от неопределенности к неопределимости (семантическая
концепция А. Тарского, минимализм
П. Хорвича и фундаментализм Д. Дэвидсона)
Черепанов Е.М. Простота как отношение на классах объектов
Михайлова Н.В. Системная триада философско-методологических программ обоснования
математики
Резников В.М. Методологические проблемы корректного применения объективистских
статистических концепций
Константинов Д.В. Опасность гомогенного языка описания: к вопросу о роли принципа
дополнительности
в социобиологическом исследовании
ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
Литовка И.И. Проблемные аспекты древнеегипетских астрономии, хронологии и
календаря
Нечипоренко А.В. Реконструкция онтологии Николая Кузанского с опорой на
математические фрагменты. Часть 1
Куперштох Н.А. История Института химической кинетики и горения Сибирского
отделения РАН
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вострикова Е.В. Реальность значения
Академику Владимиру Константиновичу ШУМНОМУ – 75 лет
___________________
Стр.1
№1 (40)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2009
Общие проблемы истории
и философии науки
ИСТИНА И АКСИОМА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ
А.А. Краузе, О.Д. Шипунова
В статье подчеркивается, что совокупность аксиом является предпосылкой познавательного
процесса, соотносятся понятия «истина» и «аксиома». Авторы обращают
внимание читателей на наличие элементов субъективности в аксиомах. Для описания
феномена субъективности аксиом, который не всегда учитывается в полной мере,
предлагается использовать понятие «гносеологическое время». Поиск в этом направлении
может быть полезен в плане расширения методологической базы для анализа
проблемных ситуаций в истории и философии науки.
Ключевые слова: философия науки, истина, аксиома, методология, субъективность
В
истории мысли начиная с античных времен истина составляла
главную ценность науки. С истиной связывались и методы, и конечная
цель познания. Дискуссии о методе получения истинного знания
в XVII в. привели к оформлению рационализма и эмпиризма, положивших
начало особой области философии – теории познания,
в рамках которой сложился классический идеал научной рациональности.
В известной мере этот идеал определен гипотетико-дедуктивной
формой построения научного знания.
В начале XX в. формируется новый, теоретический стиль научного
мышления. Его становление связано с особым содержательноформальным
подходом к описанию и обобщению экспериментальных
фактов. В естествознании складываются определенные требования
к логической строгости выдвигаемых концепций и теорий, формулировке
вводимых понятий, постановке научных проблем, способам
обоснования и проверки гипотез. Стандарт логически строгой
научной теории оформился в начале века в математике. Его содержание
раскрывают следующие положения.
г Краузе А.А., Шипунова О.Д., 2009
Стр.2
4
А.А. Краузе, О.Д. Шипунова
1. Любая (математическая и физическая) теория имеет дело
с одним или несколькими множествами объектов, соответствующим
образом идеализированных и формально математически представленных,
связанных между собой некоторыми отношениями, которые
также представлены формально (например, в виде функции).
2. Основные (фундаментальные) свойства объектов и принципы
отношений формулируются в виде аксиом (в математике), постулатов,
законов или принципов (в физике, – например, закон сохранения
энергии, принцип относительности).
3. Теория должна быть применима к любой системе объектов,
для которых фиксируются отношения, удовлетворяющие системе
аксиом или основных принципов, положенной в ее основу.
4. Теория может считаться логически строго построенной, если
при ее развитии все новые объекты, их свойства и отношения между
ними выводятся формально из аксиом, постулатов или принципов.
Аксиоматическое построение научной теории по образцу геометрии
Евклида становится нормой не только в математике. В физике
ему следует Эйнштейн. Творчество Эйнштейна оказало большое
влияние на развитие теоретического естествознания, стало символом
нового стиля научного мышления.
Принципиальный метод теоретического научного исследования
Эйнштейн связал с поиском «общих элементарных законов, из которых
путем чистой дедукции можно получить картину мира» [1]. Наука, по
определению Эйнштейна, – это попытка привести хаотическое многообразие
нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой
системой мышления. В этой системе отдельные опыты сопоставляются
с теоретической структурой таким образом, чтобы вытекающее отсюда
соответствие было однозначным и убедительным. Чувственные восприятия
нам заданы, но теория, призванная их интерпретировать, создается
человеком в результате исключительно трудоемкого гипотетического
процесса, который никогда не бывает закончен.
Говоря о развитии метода теоретической физики, Эйнштейн подчеркивал,
что «теоретик нуждается в некоторых общих предположениях,
так называемых принципах, исходя из которых, он может вывести
следствия» [2]. Деятельность теоретика разбивается на два этапа. Ему
необходимо, во-первых, отыскать эти принципы и, во-вторых, развивать
вытекающие их этих принципов следствия. Для выполнения второй
задачи исследователь вооружен еще со школы. Первая из задач
Стр.3