Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия науки

Философия науки №4 2006

0   0
Страниц196
ID202553
АннотацияВыходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.
Философия науки : НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2006 .— №4 .— 196 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202553 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Языковые предпосылки в философии математики Самохвалов К.Ф. <...> Обзор аргументов против тезиса Черча Пальчунов Д.Е. <...> Теоретико-модельная формализация онтологии и рефлексии Головко Н.В. <...> К вопросу о построении эффективного вычислимого представления для простого абдуктивного вывода Ладов В.А. <...> Проблема следования правилу: поиски прямого решения Карогодин Ю.Н., Симанов А.Л. <...> Кризис в стратиграфии: методологические и теоретические основания: (Вариант реализации теоретико-методологических разработок) ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ К 50–летию СО РАН Куперштох Н.А. <...> Восхождение актуального нуля Содержание журнала «Философия науки» за 2006 г. ___________________________ № 4 (31) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2006 Общие вопросы философии и истории науки ПРОБЛЕМА РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ <...> Рост научного знания состоит в росте эмпирического содержания научных теорий, выдвигаемых в рамках конкурирующих научных программ. <...> Мы имели бы ясный ответ на этот вопрос в том и только в том случае, если бы конкурирующие программы были альтернативными. <...> Каждая научно-исследовательская программа (НИП) обеспечивает построение своей собственной последовательности теорий Т-1, Т-2, Т-3, …, T-n на основе определенной совокупности «наиболее общих представлений относительно рационального Проблема роста научного знания 7 устройства природы» – твердого ядра НИП (hard core). <...> Таким образом, методология НИП даже и не предлагает варианта, способного разрешить ситуацию выбора между конкурирующими программами. <...> «...Моя “методология”, в отличие от прежних значений этого термина, лишь оценивает вполне сформировавшиеся теории (или исследовательские программы) и не намеревается предлагать никаких средств ни для выработки хороших теорий, ни даже для выбора между двумя конкурирующими программами. <...> Не означает ли отказ Лакатоша от предложения средств для выбора между конкурирующими программами, что, например, в ситуации выбора между теориями Ньютона и Эйнштейна обе теории были одинаково хороши <...>
Философия_науки_№4_2006.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Философия_науки_№4_2006.pdf
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ Нугаев Р.М. Проблема роста научного знания ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Целищев В.В. Эпистемические критерии доказательства Хлебалин А.В. Языковые предпосылки в философии математики Самохвалов К.Ф. Обзор аргументов против тезиса Черча Пальчунов Д.Е. Моделирование мышления и формализация рефлексии: I. Теоретико-модельная формализация онтологии и рефлексии Головко Н.В. К вопросу о построении эффективного вычислимого представления для простого абдуктивного вывода Ладов В.А. Проблема следования правилу: поиски прямого решения Карогодин Ю.Н., Симанов А.Л. Кризис в стратиграфии: методологические и теоретические основания: (Вариант реализации теоретико-методологических разработок) ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ К 50–летию СО РАН Куперштох Н.А. Сибирское отделение РАН как система научных центров ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ Решетняк Ю.Г., Кутателадзе С.С. Восхождение актуального нуля Содержание журнала «Философия науки» за 2006 г. ___________________________
Стр.1
№ 4 (31) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2006 Общие вопросы философии и истории науки ПРОБЛЕМА РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Р.М. Ну га ев На чи ная с Но во го вре ме ни, с Фрэн си са Бэ ко на и Иса а ка Нью то на про гресс на уч но го по зна ния ас со ци и ру ет ся с ку му ля тив ным рос том «фак - тов», по зи тив ных эм пи ри че с ких дан ных о внеш нем ми ре. «Hypothesis non fingo!» – вы зы ва ю ще (и не со всем об ос но ван но) па ри ро вал со з да тель клас - си че с кой ме ха ни ки на кри ти че с кие за ме ча ния (впол не ре зон ные), от но - сив ши е ся к за ко ну все мир но го тя го те ния. Они бы ли свя за ны с от су т ст ви - ем де й ст ви тель но го об ъ яс не ния глу бо ких, сущ но с т ных «при чин», за став - ля ю щих ве со мые те ла не удер жи мо стре мить ся друг к дру гу. (Бо лее то го, тя го те ние, ин тер пре ти ру е мое как внут рен нее стрем ле ние к вза и мо де й ст - вию ме ж ду ка ж дой па рой час тиц ма те рии, бы ло ти пич ным скры тым ка че с - т вом, «по бу ж де ни ем к па де нию» кри ти ко вав шей ся Нью то ном схо ла с ти ки.) Пер вым «звон ком», за ста вив шим оч нуть ся от эм пи ри ст ской эй фо рии, вы зван ной бур ным по то ком клас си че с ких «про то коль ных пред ло же ний опы та», ста ла кван то во-ре ля ти ви ст ская на уч ная ре во лю ция, про и зо шед шая на ру бе же XIX и XX вв. На ив ные фаль си фи ка ци о ни ст ские по пыт ки оп рав - дать ся за счет об ра ще ния к «кри ти че с ким экс пе ри мен там» Май кель со на – Мор ли и Люм ме ра – Прин с гей ма бы ли бы с т ро при ос та нов ле ны ис сле до ва - ни я ми ис то ри ков на у ки. По с ле до вав шее об ра ще ние фи ло со фов на у ки к сис - те ма ти че с ко му ана ли зу ис то ри ко-на уч но го ма те ри а ла при ве ло к со з да нию У Ну га ев Р.М., 2006
Стр.2
4 Р.М.Нугаев по ст по зи ти ви ст ских мо де лей ди на ми ки на у ки, од ним из свойств ко то рых стал, увы, ре ля ти визм. «Мы мо жем для боль шей точ но с ти от ка зать ся здесь от до пол ни тель но го пред по ло же ния, яв но го или не яв но го, что из ме не ния па ра дигм ве дут за со бой уче ных и сту ден тов и под во дят их все бли же и бли - же к ис ти не», – ре зю ми ро вал бес спор ный ли дер это го на прав ле ния аме ри - кан ский ис то рик, со ци о лог и фи ло соф на у ки То мас Кун [1]. По в се ме с т ное рас про с тра не ние по ст по зи ти ви ст ских мо де лей при ве - ло к ста нов ле нию по стмо дер ни ст ско го, ес ли так мож но вы ра зить ся, «ми - ро воз зре ния». Од на из хо ро шо из вес т ных осо бен но с тей по след не го – иро - ни че с кое, скеп ти че с кое от но ше ние к «Боль шим Нар ра ти вам» (Ж.Б.Ли о - тар) и об у слов лен ное им раз мы ва ние кри те ри ев на уч но с ти и кар на пов ской де мар ка ци он ной ли нии, от де ляв шей ес те с т вен ные на у ки (hard sciences) от бес стыд ных и не уем ных спе ку ля ций со ци о гу ма ни тар но го зна ния (soft sciences). В ча с т но с ти, по все ме с т но при зна ва е мый факт со ци о куль тур ной де тер ми на ции [2] ес те с т вен но- на уч но го зна ния, вне вся ко го со мне ния, сбли жа ет по след нее с со ци аль ны ми и гу ма ни тар ны ми на у ка ми. Но как «де ло Со ка ла» [3], так и свя зан ная с ним по ле ми ка [4] яс но сви де т ель ст ву ют о том, что са ми пред ста ви те ли hard sciences от нюдь не спе шат сти рать гра ни, от ли ча ю щие их об ласть от soft sciences. Со м не ва ю - щим ся мы пред ло жи ли бы са мим по пы тать ся об ъ яс нить ес те с т вен ни кам суть по стмо дер ни ст ско го под хо да к струк ту ре и ди на ми ке на уч но го зна - ния. Тем не ме нее цель дан ной ста тьи от нюдь не со сто ит в том, что бы «по ч - ти с ма те ма ти че с кой точ но с тью» до ка зать сам факт рос та на уч но го зна ния или вы я вить, на ко нец, ту мис ти че с кую грань, от де ля ю щую зна ние со ци о - гу ма ни тар ное от зна ния на уч но го, ко то рая, го во ря сло ва ми Ла рош фу ко, «по хо жа на при ви де ние: все о ней го во рят, но ни кто еще ее не ви дел». Ав - тор ста вит пе ред со бой го раз до бо лее скром ную за да чу – по пы тать ся от ве - тить на сле ду ю щий кон крет ный во п рос: име ет ли ин ту и тив ное убе ж де - ние по д ав ля ю ще го боль ши н ст ва пред ста ви те лей точ но го ес те с т во з на - ния в рос те на уч но го зна ния ус той чи вые ос но ва ния в со вре мен ной фи ло со - фии на у ки? Хо те лось бы все-та ки под чер к нуть, что про бле ма не столь про ста, как это мо жет по ка зать ся. Ма ло кто со мне ва ет ся в том, что на у ка «про грес си - ру ет». Не со мне ва ет ся в этом и ав тор дан ной ста тьи, и он при ни ма ет это ут вер жде ние за оче вид ный ис то ри ко-на уч ный «факт», не ну ж да ю щий ся в до ка за т ель ст ве. Со в ре мен ные на уч ные те о рии точ нее, глуб же, по л нее, чем те о рии, ска жем, XIX в. Во п рос не в том, «про грес си ру ет» ли на у ка, но в том, от ра жа ет ся ли этот про гресс на со дер жа нии на уч ных те о рий?
Стр.3