ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЕЁ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА КУБАНИ
И.В. Касьянова
Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар, Россия
О вольнолюбии казаков написано много. Необычность и стойкость
казаков описана в литературе от Пушкина до наших дней. Однако есть
смысл проследить необыкновенную религиозность казаков наряду с их
доблестью и отвагой. Хочется напомнить эпизоды Великой Отечественной
войны, когда казаки лавиной налетали на танковые корпуса неприятеля.
Постоянно подвергая жизнь опасности, казак испокон веков надеялся
только на Бога. Когда смерть дышит в спину, только Бог и есть упование.
Истинную веру казаки воспринимали с детства, взрослые мужчины и дети с
усердием читали молитвы в полной уверенности, что Бог их слышит. При
всей кажущейся разгульности их вольного духа, казаки верили
искренне, нелицемерно и именно вера укрепляла их дух. Природная
смекалка казаков проявляется в известном всем, запечатленном на картине
И. Репина факте: казаки написали письмо - ответ турецкому султану,
надиктованное их атаману Сирко: «Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого
чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь.. .Не будешь ты i свиней
христианских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не
маемо, мicяц у нiбе, год у книзя, а день такий как у нас, якиi i у вас» [1].
Почти постоянная война. Когда же учиться? Во время Кавказской войны
(1817 - 1864гг.) атаман Г. Рашпиль организовал в г. Екатеринодаре
семилетнюю гимназию и призвал граждан к сбору средств на строительство
церкви Всех Святых. Эта традиция просветительской деятельности атаманов
продолжалась и далее. В 1805 г., по свидетельству автора «Истории
Кубанского казачьего войска» Ф. Щербины, Ф. Бурсак обратился к казакам
с предложением о денежных пожертвованиях на открытие первого
войскового училища [2]. Откликнулись 117 человек. В числе
жертвователей на постройку и открытие был протоиерей Кирилл
Россинский. Это был небогатый, не имевший своего дома человек, однако
отказавшийся от своего жалованья в пользу учащихся. К. Россинский был
очень неудобной фигурой для чиновников и канцеляристов, никогда не
относившийся к делу формально. Девизом жизни К. Россинского,
кубанского просветителя, войскового протоиерея, были слова «Служа
другим, расточаю себя». Обращает внимание преемственность традиций
просвещения на Кубани. В Краснодаре летом 2006г. открылась
Екатеринодарская духовная семинария. «Чтобы получить духовные плоды,
нужно с таким же усердием духовно воспитывать народ, а для этого
необходимо, чтобы сами пастыри были подготовлены» [3].
Первый набор в Екатеринодарскую духовную академию превзошел
самые смелые ожидания. 34 человека составили дневное отделение и 22 -
заочное. Обращает внимание высокий уровень требований,
предъявляемый к поступавшим. Они показывали свои знания Закона
Божьего, Катехизиса, экономики, Конституции России, читали Псалтирь на
старославянском языке. В семинарии будут преподавать 51 предмет, в том
числе информатику, математику, ОБЖ [3, с. 24]. Помимо английского
языка, семинаристы будут изучать латынь и древнегреческий.
Почему же такое внимание уделено изучению языка? По замыслу
Божьему, святые Кирилл и Мефодий, создавая церковно-славянский язык
как богослужебный, впервые в истории собирали и грамотность - письменность
славян. Поэтому наши предки одновременно просвещались Словом
Божьим - и в телесно мирском смысле и в духовно-религиозном плане. Этому
факту придается мало значения, однако ни у одного народа на земле нет
такого святого происхождения, от глубоко корневых и боголюбивых родителей:
с пеленок в церкви петь псалмы. По существу, трудно представить
себе глубину нашего языка. По мнению доктора филологических наук, профессора
кафедры русского языка КубГУ Л. Исаевой, ситуация с русским
языком в современном обществе неоднозначна. «Есть небольшая группа
студентов,... которые ... сознательно учились на протяжении 10-11 лет, но
эта группа, по моим оценкам, не превышает 5 — 7%. Что касается остальных,
то грамотность не просто оставляет желать лучшего, она просто отсутствует.
Многие молодые люди не могут адекватно воспринимать тексты» [4]. Чем
культурнее человек, тем более точное русское слово он найдет для
выражения мысли.
Образование - это тот фундамент, на котором строится и стоит
общество. Вице-губернатором Краснодарского края по социальной сфере
является Г. Золина. В прошлом педагог средней школы, она не
понаслышке знает о проблемах школы, о плюсах и минусах организации
школьной жизни. Как же изучается жизнь наших предков сегодня?
«Проблема учебников по кубановедению, - пишет она, - действительно
существует. Вызвана она тем, что писались они второпях, разными людьми.
...Создана группа специалистов, перед которыми поставлена задача
разработать единый курс кубановедения с первого до девятого класса. В
рамках курса должны быть созданы учебники. В этом году (2006) мы
рассчитываем завершить учебник по кубановедению для младших классов
(с первого по четвертый). Причем на каждый класс - отдельная книга,
чтобы ребенок таскал на себе меньше груза» [5]. Задуманная идея должна
отразить историю, быт и, конечно, вольный дух и набожность наших
предков, в таком случае важны и форма, и содержание предлагаемых
детям учебников. Позиция Г. Золиной высказана прямо: «Те, кто работает с
детьми, должны трудиться с полной отдачей. Или уходить». Пока же в
общеобразовательной школе учителя делают вид, что учат, а ученики — что
учатся. Эта форма взаимного обмана — причина безграмотности нашего
общества. Самоотдача, самоотречение - это необходимое условие
христианского отношения к ученику, народу, человеку.
Стр.1