Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Лаборатория теоретических и методических проблем
искусствоведения
Искусство и искусствоведение:
теория и опыт
ЯЗЫК И РЕЧЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Сборник научных трудов
ВЫПУСК 5
Кемерово 2007
ББК 85
И86
Редакционная коллегия:
кандидат искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Г. А. Жерновая (отв. редактор);
кандидат искусствоведения, доцент Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова;
кандидат искусствоведения, доцент Кемеровского государственного университета
культуры и искусств И. Г. Умнова
Отв. за выпуск Н. Л. Прокопова
И86
Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Язык и речь современного искусства: сб. науч. тр. / под ред. <...> Настоящий
сборник научных трудов «Язык и речь современного искусства» является
пятым – юбилейным – выпуском. <...> В связи с этим раздел
получил название «Язык и речь современного театра». <...> Во многом язык и
речь современного театра испытывают на себе влияние постмодернизма. <...> Поэтому неслучайным фактом является рассмотрение разными авторами преломления тенденций постмодернизма в театральном и музыкальном искусстве, а также в сценической педагогике. <...> В статье Н. Л. Прокоповой «Сценическая речь в контексте постмодернизма» анализируются проявления постмодернистской деконструкции в сценической речи современного театра. <...> Автора интересуют
предметно-вещественные элементы сценографии, их функционирование
в поле сценического пространства спектакля. <...> Для рассмотрения предметно-вещественного мира спектакля В. А. Киселева вводит новые понятия
и объясняет их необходимость. <...> При этом С. Н. Басалаев убежден в эффективности использования
игры в развитии актерского воображения, так как театральное искусство
в своей основе – игра, имеющая сходные черты и с детскими играми,
и с социальными <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт_[Текст]._Вып._5._Язык_и_речь_современного_искусства_сб._науч._тр._отв._ред._Г.А._Жерновая.-_Кемерово_КемГУКИ,_2007.-_330_с..pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Лаборатория теоретических и методических проблем
искусствоведения
ИсКусство И ИсКусствоведенИе:
теорИя И опыт
яЗыК И реЧЬ совреМенноГо ИсКусствА
сборник научных трудов
выпусК 5
Кемерово 2007
1
Стр.1
ББК 85
И86
Редакционная коллегия:
кандидат искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Г. А. Жерновая (отв. редактор);
кандидат искусствоведения, доцент Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова;
кандидат искусствоведения, доцент Кемеровского государственного университета
культуры и искусств И. Г. Умнова
отв. за выпуск Н. Л. Прокопова
И86 Искусство и искусствоведение: теория и опыт: язык и речь современного
искусства: сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой. – Кемерово:
КемГуКИ, 2007. – вып. 5. – 330 с.
ISBN 978-5-8154-0138-9
предлагаемый сборник научных статей – это пятый, юбилейный, выпуск. публикации
данного издания посвящены рассмотрению вопросов истории и теории
искусства. общей концептуальной основой всех статей является сосредоточение на
изучении языка и речи искусства. Кроме того, отдельный раздел сборника составлен
из статей об искусстве сибири, что во многом способствует восполнению существующего
в изучении театрального искусства пробела. в предлагаемое научное издание
вошли работы искусствоведов санкт-петербурга, екатеринбурга, новосибирска,
Кемерова, Красноярска.
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0138-9
2
978-5-8154-0138-9
��Кемеровскийгосударственныйуниверситет
культуры и искусств, 2007
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
традиционно проблемами искусствоведения занимаются научноисследовательские
центры столичных вузов. в региональных вузах это
научное направление развивается крайне не динамично. в связи с этим
сборники научных трудов, посвященные проблемам искусства, чаще всего,
издаются в петербурге и Москве. региональные издания по указанному
научному направлению, как правило, содержат материалы конференций
и публикуются эпизодически. в этом смысле «Искусство и искусствоведение:
теория и опыт» является исключением. Этот сборник научных
трудов представляет собой, пожалуй, единственное ежегодное профильное
научное издание, публикуемое в Западной сибири. настоящий
сборник научных трудов «язык и речь современного искусства» является
пятым – юбилейным – выпуском. он объединяет в себе три раздела.
сборник открывается разделом, все статьи которого посвящены исследованию
особенностей современного искусства. в связи с этим раздел
получил название «язык и речь современного театра». во многом язык и
речь современного театра испытывают на себе влияние постмодернизма.
поэтому неслучайным фактом является рассмотрение разными авторами
преломления тенденций постмодернизма в театральном и музыкальном
искусстве, а также в сценической педагогике. в последней влияние
тенденций постмодернизма отразилось на оформлении многообразия
подходов к профессиональному воспитанию актера. так, в новой статье
Ю. А. васильева «о синтетизме сценической речи (комментарий к проблеме)»
впервые предлагается классификация основных методических
направлений обучения сценической речи, утвердившихся в преподавании
за последние десятилетия. в статье н. Л. прокоповой «сценическая
речь в контексте постмодернизма» анализируются проявления постмодернистской
деконструкции в сценической речи современного театра.
проблему постмодернизма
в
Л. в. Гаврилова статьей «Кантата А. Коргиׂ“…����� ���������
современном искусстве подхватывает
����� ���������: к проблеме
постмодернизма». Автора интересуют приемы письма, используемые
цитаты, сюжетные параллели, сходные с эстетикой постмодернизма, но
и демонстрирующие в то же время оригинальность творческого почерка
А. Корги. особое внимание уделяется характеристике распространенного
метода, который определяется как «одновременность разновременного».
о постмодернистской деконструкции классического текста в театре начала
ХХI века размышляет н в. пе
о».
н.. в. песочинский. статья петербургского
театроведа «Классический текст в театре начала ХХI века» указывает
на изменение отношения современных режиссеров к авторскому текс3
Стр.3