СТАТЬИ
Культурология и краеведение
КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ <...> 10
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРОЛОГИИ:
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ <...> Выделяют три основные отрасли в
рамках социально-научной культурологии, ориентированные на ее основные
проблемные поля: фундаментальная
культурология, антропология (социальная, культурная, психологическая и
историческая) и прикладная культурология. <...> Аксиологический подход – зона
фундаментальной культурологии, представляющая собой область, где слиты
философия и теория культуры, которая
исследует наиболее общие закономерности исторического и социального
бытия культуры, а главное – формирует
систему принципов, методологий и методов познания. <...> Культурология начинается с определения и объяснения категорий куль-
туры, и в первую очередь – с самой
категории «культура». <...> Приоритетным для нас является
аксиологический подход, анализу которого посвящена данная статья. <...> Аксиологический
подход исследует ценностно-смыловые
механизмы культуры, регулирующие
всякую социальную практику и в особенности взаимодействие и взаимопонимание между людьми. <...> 17
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
В СТРУКТУРЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОИСКА <...> . В научном познании
мышление интерпретируется через его
важнейшее свойство – свойство концептуализации мышления в единстве с его
результатами. <...> Концептуализация мышления присуща науке, искусству, религии и др.
видам духовной деятельности. <...> Эпистемологические формы систематизации мышления с самых общих
позиций можно представить в виде
следующей логической последовательности: философия (мировоззрение) →
основания научного поиска (НКМ идеалы и нормы научного исследования,
философские идеи и принципы, познавательные установки) → исследовательская традиция → научно-исследовательская программа → теория →
понятие → чувственные формы познания (ощущение, восприятие, представление <...>
Ученые_записки_научно-исследовательского_института_прикладной_культурологии_[Текст]._Т._2_(4)_КемГУКИ;_гл._ред._П.И._Балабанов.-Кемерово,_2007.-_250_с..pdf
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Научный журнал
ТОМ 2(4)
Кемерово 2007
1
Стр.1
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
УДК 008
ББК 71.4(2)
У91
Печатается по решению Научного совета НИИ прикладной культурологии
при ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет культуры и искусств»
Редколлегия:
П. И. Балабанов – доктор философских наук, профессор,
член-корр. Российской академии естественных наук,
член-корр. Российской академии естествознания,
акад. Петровской академии наук и искусств,
главный редактор;
И. Ф. Петров – доктор философских наук, профессор,
член-корр. Российской академии естественных наук,
акад. Петровской академии наук и искусств,
зам. главного редактора;
Н. Т. Ултургашева – доктор культурологии,
член-корр. Петровской академии наук и искусств,
Е. М. Бородина – кандидат культурологии,
член-корр. Петровской академии наук и искусств;
И. А. Сечина – кандидат философских наук,
ученый секретарь НИИ прикладной культурологии
У91 Ученые записки НИИ прикладной культурологии [Текст]: научный журнал
/ Кемеровский государственный университет культуры и искусств. –
Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2007. – Т. 2(4). – 250 с.
ISBN 5-8154-0070-х.
УДК 008
ББК 71.4(2)
ISBN 5-8154-0070-х
2
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2007
Стр.2
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
I. СТАТЬИ
Культурология и краеведение
КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ
А. Н. Городищева
Последнее десятилетие стало переломным
для отечественной науки, поскольку
с особой остротой обозначилась
необходимость поиска новых
методик изучения человека в мире расширяющихся
коммуникативных связей.
Это ни в коей мере не означает, что прежние
методы исчерпали себя, что они
были неэффективными или неверными.
Это значит, что они были этапом в развитии
знания, исследования и анализа
проблем на своем историческом рубеже
и на новом витке истории следует искать
пути к формированию новой парадигмы
научного знания.
Принятая практика изучения современных
коммуникационных процессов,
получивших значительное ускорение за
счет средств информационно-компьютерной
техники, основанная на мифах
о непрерывном прогрессе техники и
технологии и о тождестве понятий коммуникация,
информация, диалог, общение,
провоцирует и углубляет процесс
стереотипизации в проведении научных
исследований. Проблемное поле исследований
заставляет по-новому взглянуть
на природу и сущность коммуникации,
переосмыслить понятие диалога и через
диалог миров понять сущность и смысл
истории, культуры и индивидуальной
жизни человека. В очередной раз стереотипы
научного поиска попадают под
прицельный огонь критики, заставляя
ученых искать обоснование методов и
подходов к исследованию культуры, ее
ценностных систем и пытаться связать
феноменальные процессы в сфере коммуникации
ХХ в. с особенностями технических
устройств.
Сегодня мы можем утверждать,
что стали свидетелями значительного
ослабления фундаментальных установок
исследования культуры в отечественной
философии. Прежде всего, изменилось
само отношение к культуре,
проблемам ценностей и связей между
человеком и природой, человеком и обществом,
человеком и техникой. В свете
глобальных процессов информатизации
и компьютеризации мира стало понятно,
что разрешение социокультурных
проблем не удастся заменить поиском
абстрактных законов и определением
философских категорий. И хотя изучение
этих проблем велось многими, по
преимуществу конкретными, науками:
экологией, социологией, философией
техники, разрабатывающими специальные
подходы и теории и углубленно
исследующими отдельные аспекты указанных
проблем, они оказались явно не
достаточными для их целостного и сущностного
постижения.
Множество концептуальных подходов
к разрешению проблем коммуникации
и культуры свидетельствует
о том, что пока не достигнуто адекватное
общее понимание коммуникации,
которое могло бы служить фундаментом
для анализа ее прикладных аспектов.
Вместе с тем, в современном научном
3
Стр.3