Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Кафедра технологии документальных коммуникаций
МЕТОДЫ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
Кемерово 2010
УДК 303.4(08)
ББК 73в6я43
М54
Научный редактор
доктор педагогических наук, профессор И.С. Пилко
Редколлегия:
кандидат педагогических наук, доцент Г.М. Брагина,
кандидат педагогических наук, доцент А.Ш. Меркулова,
кандидат педагогических наук, доцент О.Я. Сакова. <...> Научно-практический сборник подготовлен коллективом кафедры технологии
документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств. <...> Сборник будет полезен студентам, аспирантам, библиотечным специалистам
и аналитикам, занятым информационно-аналитической деятельностью. <...> Визуальные формы представления результатов исследования.......................................................................................................... 200
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящим сборником преподаватели кафедры технологии документальных коммуникаций продолжают просветительскую работу
по продвижению в студенческую среду и профессиональное сообщество
идеи значимости информационно-аналитической компетентности выпускников библиотечной высшей школы. <...> Г.И. Сбитнева
История метода
Библиометрия – один из методов исследования и практической
деятельности. <...> Этот метод направлен на комплексное изучение документального потока путем выявления закономерностей его развития,
особенностей состава, структуры. <...> Библиометрические исследования
позволяют не только синтезировать информацию, содержащуюся в документальном потоке, но и отсутствующую в текстах документов. <...> Использование библиометрического метода до начала 1960-х гг.
за рубежом и в СССР носило единичный характер. <...> В 60-е гг. начинает
6
активно развиваться направление исследования науки, связанное с количественным изучением документальных потоков, – библиометрия. <...> Прайсом <...>
Методы_информационно-аналитической_деятельности_[Текст]_научно-практический_сборник_гл._ред._И.С._Пилко.-_Кемерово_КемГУКИ,_2010.-_228_с..pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Кафедра технологии документальных коммуникаций
МЕТОДЫ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
Кемерово 2010
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................4
Раздел I. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Сбитнева Г.И. Библиометрический анализ..............................................6
Тараненко Л.Г. Вебометрия........................................................................21
Пилко И.С. Контент-анализ ........................................................................35
Диденко Л.Л. Метод декомпозиции...........................................................48
Меркулова А.Ш. Метод терминологического анализа и операционализации
понятий ..........................................................................................59
Раздел II. МЕТОДЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ
Пилко И.С. Синтезирование проблемных ситуаций................................72
Морева О.Н. SWOT-анализ.........................................................................79
Усольцева О.В. Экстраполяция ..................................................................98
Туева Л.М. Эксперимент.............................................................................113
Раздел III. МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ И ДИАГНОСТИКИ
Усольцева О.В. Экспертные оценки...........................................................124
Галактионова С.П. Метод «Дельфи»........................................................137
Сакова О.Я. Мозговой штурм ....................................................................149
Стародубова Г.А. Методы диагностики в психолого-педагогических
исследованиях..............................................................................................159
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Брагина Г.М. Выборочный метод ..............................................................182
Савкина Л.А. Ранжирование.......................................................................192
Брагина Г.М. Визуальные формы представления результатов исследования..........................................................................................................200
3
Стр.3
проиллюстрировав ее конкретными примерами из исследовательской
практики. Поэтому такое внимание уделено формам представления эмпирической
информации: текстовой, табличной, графической. Отсюда
особенное значение завершающего раздела сборника «Организация
исследований».
Авторы обращают особое внимание на типичные ошибки при проведении
информационно-аналитических исследований (нарушение
правил формирования выборки, непроработанность исследовательского
инструментария, некорректная обработка данных), на достоинства и
ограничения на применение каждого метода.
Авторский коллектив надеется, что сборник найдет своего читателя
и будет полезен юным и опытным исследователям, занимающимся
информационной аналитикой.
Будем признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои
замечания, предложения и пожелания, т. к. считаем, что эта работа должна
иметь продолжение.
Научный редактор сборника,
д-р пед. наук, профессор, завкафедрой ТДК
И.С. Пилко
Адрес для контактов: tdk@kemguki.ru
5
Стр.5