Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Поэтика трагического в прозе И.С. Шмелева 1920-х - 1930-х годов Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Специальность 10.01.01 Русская литература

0   0
АвторыНорина Наталья Викторовна
ИздательствоПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Страниц12
ID199702
АннотацияАвтореферат диссертации
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос-Рус)6
Поэтика трагического в прозе И.С. Шмелева 1920-х - 1930-х годов Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Специальность 10.01.01 Русская литература / Н.В. Норина .— Пермь : ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2012 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/199702 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Человек в трагическом мире И. С. Шмелёва (на материале рассказа «На пеньках») // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста и речи. <...> Трагедия национального самосознания в рассказе И. С. Шмелёва «Гунны» // Проблемы регионального образования в условиях Верхнекамья. <...> Семантика заглавия рассказа И. С. Шмелева «Два Ивана» // Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 – 30 апреля 2010 года. <...> . Норина Наталья Викторовна Поэтика трагического в прозе И. С. Шмелёва 1920-х – 1930-х годов Специальность 10. <...> В лирически окрашенных фрагментах повествования автор пытается противостоять наступлению Хаоса напоминанием о нормальной человеческой жизни, о её духовном наполнении: звукам «хаоса», «войны», «безумия» противопоставлены «вальсы, тихие песни и молитвы», тишина «белой земли» и «голубого неба», тишина первых апрельских дней, «светлых, мягких». <...> Мерилом подлинной человечности в трагическом мире рассказов Шмелёва выступают дети, судьба которых – предел, поставленный автором насилию и разрушению. <...> Трагическое состояние мира в «Солнце мертвых» И. С. Шмелёва // Вестник Челябинского государственного университета. <...> Человек в трагическом мире И. С. Шмелёва (на материале рассказа «На пеньках») // Вестник Башкирского государственного университета. <...> Трагедия совести в рассказе И. С. Шмелёва «Про одну профессор старуху» (к вопросу о трагическом) // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста и речи. <...> К типам героев, переживающих трагедию заблуждения и расплаты, следует отнести: а) тип русского интеллигента, социалиста-идеалиста, приверженца доктрины служения народу. <...> Трагическое во внутреннем мире человеческой личности (острорефлексирующей и взыскующей истины) проявляет себя как психологический феномен «раздвоения», т. е. в фантастической реальности нечеловеческого существования предстаёт как разрушение цело стно сти «внешнего» образа <...>
Поэтика_трагического_в_прозе_И.С._Шмелева_1920-х_-_1930-х_годов_Автореферат_диссертации_на_соискание_ученой_степени_кандидата_филологических_наук_Специальность_10.01.01_Русская_литература.pdf
3. Норина Н. В. Человек в трагическом мире И. С. Шмелёва (на материале рассказа «На пеньках») // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста и речи. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2006. – С. 35 – 41 (0,6 п.л.). 4. Норина Н. В. Трагедия национального самосознания в рассказе И. С. Шмелёва «Гунны» // Проблемы регионального образования в условиях Верхнекамья. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2008. – С. 117 – 127 (0,6 п.л.). 5. Норина Н. В. Семантика заглавия повести И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» // Проблемы регионального образования от ДОУ до вуза. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2009. – С. 62 – 67 (0,2 п.л.). 6. Норина Н. В. Семантика заглавия рассказа И. С. Шмелева «Два Ивана» // Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 – 30 апреля 2010 года. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2010. – С. 127 – 129 (0,1 п.л.). Норина Наталья Викторовна Поэтика трагического в прозе И. С. Шмелёва 1920-х – 1930-х годов Специальность 10. 01. 01 – русская литература Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Подписано в печать 7.02.2012 г. Бумага для множительной техники. Печать ризографная. Формат 60х84/16. Гарнитура «Times New Roman». Усл. печ. листов 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 285 Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» 618547, Россия, Пермская обл., г. Соликамск, ул. Северная, 44. На правах рукописи Пермь 2012 24
Стр.1
Диссертация выполнена на кафедре русской и зарубежной филологии ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» бя трудом на своей земле», «сохранить России её детей») морально противостоит бесчеловечным законам нового времени. 9. По мнению Шмелёва, единственный путь преодоления кризисНаучный руководитель: доктор филологических наук, доцент Аюпов Салават Мидхатович Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Бурдина Светлана Викторовна (ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет») кандидат филологических наук, доцент Кайгородова Вера Евгеньевна (ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет») Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Защита диссертации состоится 26 марта 2012 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 189. 11 в ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, зал заседаний Ученого совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Автореферат разослан __ февраля 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, С. Л. Мишланова 2 23 ного состояния мира – духовные законы и необходимость зрелого духовного опыта человека для их постижения. Утверждая осмысленное страдание о мире как путь к духовной свободе, писатель-гуманист исходит из идеалов и ценностей христианства. 10. В лирически окрашенных фрагментах повествования автор пытается противостоять наступлению Хаоса напоминанием о нормальной человеческой жизни, о её духовном наполнении: звукам «хаоса», «войны», «безумия» противопоставлены «вальсы, тихие песни и молитвы», тишина «белой земли» и «голубого неба», тишина первых апрельских дней, «светлых, мягких». Мерилом подлинной человечности в трагическом мире рассказов Шмелёва выступают дети, судьба которых – предел, поставленный автором насилию и разрушению. В Заключении подводятся общие итоги исследования. Научные статьи в изданиях по перечню ВАК РФ: 1. Норина Н. В. Трагическое состояние мира в «Солнце мертвых» И. С. Шмелёва // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – Выпуск 58. – 2011 – № 25. – С. 119 – 126 (0,8 п.л). 2. Норина Н. В. Человек в трагическом мире И. С. Шмелёва (на материале рассказа «На пеньках») // Вестник Башкирского государственного университета. – Т. 16. – 2011. – № 4. – С. 1252-1257 (0,6 п.л.). Список публикаций в других изданиях: 1. Норина Н. В. Стилевое своеобразие повести И. С. Шмелёва «Солнце мертвых» // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста и речи. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 1998. – С. 175 – 178 (0,2 п.л.). 2. Норина Н. В. Трагедия совести в рассказе И. С. Шмелёва «Про одну профессор старуху» (к вопросу о трагическом) // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста и речи. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2002. – С. 101 – 109 (0,6 п.л.).
Стр.2
дожник Пиньков («Крест», «Ентрыга», «Виноград»), профессор Мельшаев («На пеньках»); б) тип героя-праведника, концентрирующего в себе многовековой духовной опыт русского народа (совесть, чувство долга и любви к ближнему, трудолюбие, религиозность, самопожертвование). Таковы Марфа Пигачева («Про одну старуху»), Мария Хлебникова («Крест»), старики Любачи, Федичка («Виноград»). Их верность нравственным принципам оказывается незыблемой даже на краю гибели; в) тип русского солдата – «белого воина», проливающего кровь за национальное достоинство России, за «родное», за детей (будущее России), – «высокий и страшный пример национального Искупления». 6. К типам героев, переживающих трагедию заблуждения и расплаты, следует отнести: а) тип русского интеллигента, социалиста-идеалиста, приверженца доктрины служения народу. Слепое народничество, любовь к «массе» в ущерб рядовому человеку-«мошке», стремление к просветительским (атеистическим) идеалам революции становятся его же трагической виной; б) тип героя из народной среды, поступившегося национальной совестью в обмен на большевистские лозунги вседозволенности и тем самым толкнувшего себя на преступление перед самим собою. 7. Трагическое во внутреннем мире человеческой личности (острорефлексирующей и взыскующей истины) проявляет себя как психологический феномен «раздвоения», т. е. в фантастической реальности нечеловеческого существования предстаёт как разрушение цело стно сти «внешнего» образа и «внутреннего» Я человека. Воссоздание индивидуального опыта трагических переживаний посредством гротеска и через внутреннюю диалогичность монологической речи героев позволяет автору открыть абсурдность положения «бывших» в новой действительности. 8. Трагический герой Шмелёва перед лицом смерти в ситуации всеобщего разрушения и разъединения своим личным выбором (не поддаться на соблазн и не пойти на сделку со своей совестью, «найти в себе человека!!. », защитить «вечную правду» Жизни, «осмыслить се22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Трагический пафос – неотъемлемая черта биографии и творчества Ивана Сергеевича Шмелёва (1873 – 1950), одного из самых ярких представителей литературы русского зарубежья, отразившего в своем сознании сложности и противоречия трагической эпохи начала ХХ века. В конце 1920 года единственный сын писателя Сергей, офицер Белой армии, был расстрелян в Феодосии во время «красного террора». Сам писатель чуть не погиб во время крымского голода. «Подавленный кошмаром советчины, умиранием старой России в оцепенении голода, поэт-художник переживал в душе неведомо откуда свалившийся эсхатологический кошмар» и писал свою «самую страшную» (А. Амфитеатров) книгу «Солнце мёртвых» (Париж, 1926)1. Повесть перевели на двенадцать языков, а её автор был выдвинут на Нобелевскую премию. «Солнце мёртвых» появилось в Америке, Англии, Франции и других странах. В Лейденском и Амстердамском университетах творчество И. С. Шмелёва было включено в программу русской литературы известным профессором-славистом Николаем Ван Вийком. И. А. Ильин включил творчество И. С. Шмелёва в курс лекций по русской литературе в Берлинском университете (1932). Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что, несмотря на достаточно обширное количество работ об И. С. Шмелёве, категория трагического в его творчестве до сих пор не являлась предметом специального изучения. Настоящая диссертация посвящена исследованию эмигрантской прозы Шмелёва 1920-х – 1930-х годов, в которой трагическое имеет большую идейно-художественную значимость и является важнейшим эстетическим принципом реалистического воссоздания действительности. Писатель, осмысливая трагические противоречия современной ему катастрофической эпохи, стремится средствами и силою своего таланта художественно раскрыть их онтологические, социально1 Карташев А. В. Религиозный путь И. С. Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / Сборник под ред. Вл. А. Маевского. – Munchen, 1956. – С. 69. 3
Стр.3