Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Театрон

Театрон №2 2011 (290,00 руб.)

0   0
Страниц136
ID198146
АннотацияНаучный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства
Театрон : научный альманах .— Санкт-Петербург : Издательство СПбГАТИ, 2008 .— 2011 .— №2 .— 136 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/198146 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 Театрон [2•2011] Коллаж как композиционный принцип тесно увязывается современными исследователями-искусствоведами с постмодернистским мышлением и соответствующими формами искусства8. <...> Возвращаясь к мысли о том, что подобная композиционная техника в театре Захарова имеет определенное отношение к постмодернизму 5 Театрон [2•2011] (точнее — к постструктурализму), следует подчеркнуть: перед нами структура, сходная с деконструкцией, когда одна система связей была разрушена, но на основе тех же элементов составлена новая система связей. <...> Латинская комедия «Гекаст», сочинение ректора утрехтской школы, знаменитого филолога и поэта Георгия Макропедия из Брабанта (1487–1558), быстро распространилась по всему ученому латиноязычному миру, среди ценителей изящной словесности, а также практиков школьного театра. <...> Немалой популярностью пользовались и другие драматические сочинения Макропедия. <...> Все пьесы Макропедия, включая «Гекаста», предназначались для школьной сцены. <...> «О каком связующем всю Центральную Европу живом взаимодействии и знании друг друга говорит одно только соседство постановок Макропедия внутри и вне его нидерландской родины. <...> У него выступают жена Гекаста Эпикурия (по-гречески «помощь, защита»; «эпикурейства» своего супруга она как раз не разделяет), старший сын Филократ («любящий власть» или, поскольку он еще юн, «любитель покомандовать») и младший Филомат («любящий знания»), рачительный домоправитель Эконом и хитрый повар Детр (по-гречески — «разрезающий мясо за столом»), первый слуга Панокн («делающий все медленно», то есть 9 Театрон [2•2011] попросту лентяй) и второй слуга, «трудолюбивый» Филопон, другие слуги и служанки, друзья и родственники Гекаста, а также священник Иероним (чье имя напоминает о великом теологе и переводчике Библии, покровителе утрехтской школы) и грозный посланник Господа Бога, названный Номодидаскал («толкователь законов», термин из Ветхого Завета). <...> Macropedius’s Drama <...>
Театрон_№2_2011.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.123
Стр.124
Стр.125
Стр.126
Стр.127
Стр.128
Стр.129
Стр.130
Стр.131
Стр.132
Театрон_№2_2011.pdf
театрон q=…*2-o2!K3!“*= %“3=!“2"……= =*=, 2=2!=…%% ,“*3““2"= m=3…/L ==…=. 2011 1 2 (8) b/.%,2 "= !=ƒ= " % p=*,%……= *%-, , }*“C!2…/L “%"2: a=!K%L ~. l. (C!“=2 }*“C!2…%% “%"2=) a=!“%"= k. c. a%=…%" h. `. c=…" b. m. j,2,… q. q. j!=“%"“*,L ~. l. j3, `. o. (="…/L !=*2%!) Максимов В. И. l%%%"= l. l. Š,2%"= c. b. 0,K=%"= q. h. (%2"2“2"……/L “*!2=!) )C3!%" `. `. x%! ~. l. `!“ !=*,,: 191028, C=…*2-o2!K3!, l%.%"= 3., % 34 E-mail: akademizdat1@yandex.ru p=*2%! e. b. l,……*% }“*,ƒ %K%›*,, =*2 , *%C2!…= "!“2*= `. l. h“=" o!, C!C=2* ““/*= …= ›3!…= %K ƒ=2…=. ISSN 19987099 Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-47147 от 03.11.2011 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) I q=…*2-o2!K3!“*= %“3=!“2"……= =*=, 2=2!=…%% ,“*3““2"=, 2011
Стр.1
Содержание Теория и методология Ряпосов А. Ю. Термин театра М. А. Захарова «монтаж экстремальных ситуаций»: монтаж или все-таки коллаж? ......................................................................3 Историческая перспектива Некрасова И. А. «Всякий человек» на школьной сцене: из истории религиозной драмы Ренессанса ...................................................................8 Станкевичус В. В. О своем и о чужом: журнал Доктора Дапертутто «Любовь к трем апельсинам» ............................................................................................15 Театр и драматургия Юрьев А. А. Первый «Кукольный дом» ..........................................................................26 Киселева Е. Е. Drammi per musica Пьетро Метастазио «Артаксеркс» и «Король-пастух» .....................................................................................35 История спектакля Молодцова М. М. Итальянские праздники и спектакли в конце XV и XVI веке ................................................................................47 Титова Г. В. От «Ревизора» к «Горе уму»: Мейерхольд и Аполлон Григорьев ...................................................................................59 Ким А. К. Спектакль актерский и режиссерский: «Гамлет» М. А. Чехова и «Гамлет» Н. П. Акимова ....................................................71 Виды театра Ульянова А. Б. «Керальская Натьяшастра»: исполнительское искусство санскритского театра кудияттам ............................93 Маркова Е. В., Шевченко В. В. А все-таки она существует… Диалог .................. 106
Стр.2
Авторы номера Ким Анастасия Константиновна — аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail skripychka@yandex.ru Киселева Евгения Евгеньевна — аспирантка кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail marquisa-attavanti@yandex.ru Маркова Елена Викторовна — кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail elvikmark@gmail.com Молодцова Майя Михайловна — кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail mayamolodzova@yandex.ru Некрасова Инна Анатольевна — кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail nekrassova-inna@mail.ru Ряпосов Александр Юрьевич — кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского театра СанктПетербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail a-ryaposov@yandex.ru Станкевичус Владислав Валерьевич — аспирант кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail stankevichus@mail.ru Титова Галина Владимировна — доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail trikafedry@yandex.ru 123
Стр.123
Ульянова Анна Борисовна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail foocha@yandex.ru Шевченко Валерий Вадимович — актер, режиссер театра и кино. Контакты: e-mail most105105@mail.ru Юрьев Андрей Алексеевич — кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Контакты: e-mail art-andreev@yandex.ru
Стр.124
Authors Anastasia Kim — doctorate student at Dept. of Russian Theatre Studies, St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail skripychka@yandex.ru Evgenia Kiselyova — doctorate student at Foreign Arts Studies Dept., St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail marquisa-attavanti@yandex.ru Elena Markova — PhD (Arts), professor at Foreign Arts Studies Dept., St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail elvikmark@gmail.com Maya Molodtsova — PhD (Arts), professor, Foreign Art Studies Dept., St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail mayamolodzova@yandex.ru Inna Nekrasova — PhD (Arts), professor, Foreign Art Studies Dept., St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail nekrassova-inna@mail.ru Alexander Ryaposov — PhD (Arts), associate professor, Russian Theatre Studies Dept., St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail a-ryaposov@yandex.ru Vladislav Stankevicius — doctorate student at Dept. of Russian Theatre Studies, St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail stankevichus@mail.ru Galina Titova — Dr. Sc. (Arts), professor at Dept. of Russian Theatre Studies, St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail trikafedry@yandex.ru Anna Ulianova — PhD (Arts), senior lecturer at Foreign Languages Dept., St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail foocha@yandex.ru 125
Стр.125
Valery Shevchenko — actor and director for theatre and film. Contacts: e-mail most105105@mail.ru Andrey Yuriev — PhD (Arts), professor, Foreign Art Studies Dept., St. Petersburg State Theatre Arts Academy. Contacts: e-mail art-andreev@yandex.ru
Стр.126
Аннотации Ряпосов А. Ю. Термин театра М. А. Захарова «монтаж экстремальных ситуаций»: монтаж или все-таки коллаж? Статья посвящена актуальной для современной науки о театре проблеме — анализу особенностей термина «коллаж» в его сценическом преломлении. На материале важнейшего компонента режиссерской методологии М. А. Захарова — «монтажа экстремальных ситуаций» — исследуются сходство и различие терминов «монтаж» и «коллаж» и закономерности взаимодействия элементов того и другого в построении динамической структуры сценического образа. Ключевые слова: Марк Захаров, режиссерская методология, монтаж, монтаж экстремальных ситуаций, коллаж. Некрасова И. А. «Всякий человек» на школьной сцене: из истории религиозной драмы Ренессанса Статья посвящена неолатинской драматургии эпохи Ренессанса, крайне мало изученной в отечественном искусствоведении. Религиозная драма «Гекаст» нидерландского гуманиста Георгия Макропедия (настоящее имя Йорис ван Ланкфелд, 1487–1558), созданная для школьного театра (впервые поставлена в Утрехте в 1538 г., издана в 1539 г.), рассматривается как одно из ключевых произведений эпохи и как драматургический эксперимент по совмещению средневековой и ренессансной традиций. В основу пьесы было положено средневековое моралите о «всяком человеке», известное в Нидерландах и в Англии. Автор касается также исторической роли школьного театра XVI в. в процессе формирования профессионального сценического искусства Западной Европы. Ключевые слова: Георгий Макропедий, «Гекаст», моралите, религиозная драма, неолатинская драма, школьный театр, эпохa Ренессанса. Станкевичус В. В. О своем и о чужом: журнал Доктора Дапертутто «Любовь к трем апельсинам» В статье предпринимается попытка осмысления мейерхольдовского журнала «Любовь к трем апельсинам» (1914–1916) как одного из первых подступов к отечественной науке о театре. Рассматриваются теоретические статьи К. А. Вогака, В. Н. Соловьева, С. М. Вермеля, Вл. П. Лачинова, а также самого В. Э. Мейерхольда. Исследуется влияние идей журнала на А. А. Гвоздева. Ключевые слова: Мейерхольд, Доктор Дапертутто, «Любовь к трем апельсинам», Гвоздев, Балаган, комедия дель арте, Бенуа, Станиславский, гротеск, Александринский театр, традиционализм, театроведение. 127
Стр.127
Юрьев А. А. Первый «Кукольный дом» Статья посвящена первой постановке драмы Хенрика Ибсена «Кукольный дом», премьера которой состоялась в копенгагенском Королевском театре 21 декабря 1879 г. В первой главе речь идет о критической рецепции самой пьесы. Поскольку дирекция театра сумела договориться со столичными критиками о том, что до премьеры они не будут высказываться о пьесе в печати, драма Ибсена воспринималась большинством сквозь призму спектакля. В горячих дебатах, развернувшихся вокруг «Кукольного дома», первостепенное значение имели вопросы, связанные как с психологическими и моральными мотивациями поступков Норы, так и с драматургической убедительностью развязки. Наиболее содержательной оказалась статья Эдварда Брандеса, сумевшего наиболее глубоко раскрыть содержание пьесы и ее художественную новизну. Ключевые слова: Хенрик Ибсен, «Кукольный дом», скандинавская драматургия, история датского театра, Эдвард Брандес. Киселева Е. Е. Drammi per musica Пьетро Метастазио «Артаксеркс» и «Король-пастух» Статья посвящена рассмотрению структуры произведений Пьетро Метастазио в контексте правил написания пьес для музыкального театра, что позволяет выявить особенности архитектоники его либретто. В ней приводится анализ двух сочинений Метастазио — «Артаксеркс» (1730) и «Царьпастух» (1751), которые предоставляют возможность проследить сущностные изменения стиля либреттиста от его ранних работ к поздним. Кроме того, указывается значение Пьетро Метастазио для европейской культуры второй четверти XVIII — первой трети XIX в. Ключевые слова: Метастазио, либретто, opera seria, «Артаксеркс», «Царь-пастух». Молодцова М. М. Итальянские праздники и спектакли в конце XV и XVI веке Это 4 часть статьи, опубликованной в предыдущем номере «Театрона». Здесь на ряде конкретных примеров рассматриваются особенности театральной практики Мантуи, успехи профессионализации сцены в этом регионе и начало выступлений трупп комедии дель арте. Ключевые слова: итальянский театр эпохи Возрождения, мантуанские герцоги Гонзага, Леоне де Сомми, комедия дель арте, маски, Джелози, Тристано Мартинелли. Титова Г. В. От «Ревизора» к «Горе уму»: Мейерхольд и Аполлон Григорьев В статье рассматривается соотнесенность режиссерских концепций В. Э. Мейерхольда с творческими идеями и художественными прозрениями Аполлона Григорьева. В контекстуальное поле разговора попадают: символистский этап освоения гоголевской поэтики; две сценические редакции «Ревизора» в Художественном театре (1908, 1921); Михаил Чехов — Хлестаков; «Кюхля» Ю. М. Тынянова и др. Ключевые слова: Мейерхольд, Аполлон Григорьев, Гоголь, Грибоедов, поэтика, символизм, гротеск. 128
Стр.128
Ким А. К. Спектакль актерский и режиссерский: «Гамлет» М. А. Чехова и «Гамлет» Н. П. Акимова В статье рассматриваются рожденные в разные времена советского театра постановки «Гамлета»: во МХАТе 2-м Михаила Чехова (1924) и в театре им. Евг. Вахтангова Николая Акимова (1932). Подробно изученные, спектакли впервые анализируются относительно друг друга. Отталкиваясь от того, что один спектакль является актерским, другой — режиссерским, сопоставляются замыслы, решения образов и сцен, реакция прессы. Сравнение интересно и тем, что Н. П. Акимов к моменту премьеры был в первую очередь художником, хоть и с видимым потенциалом режиссера, а для Михаила Чехова эта работа стала, кроме всего прочего, манифестом его актерской техники. Ключевые слова: Н. П. Акимов, Михаил Чехов, Шекспир, «Гамлет», театр им. Евгения Вахтангова, МХАТ 2-й, Р. Н. Симонов. Ульянова А. Б. «Керальская Натьяшастра»: исполнительское искусство санскритского театра кудияттам Кудияттам — это форма храмового санскритского театра, представления которого проходят в Керале. Он считается древнейшим санскритским театром Индии, а также древнейшей театральной формой мира, существующей более двух тысяч лет. Международная организация ЮНЕСКО дважды признавала кудияттам «шедевром устного и нематериального наследия человечества» (в 2001 и 2008 гг.). Кудияттам исполняется только в специальных храмовых театрах особыми актерскими семьями, известными как чакьяры и намбьяры. Представления кудияттама имеют уникальную структуру: как правило, единичный акт пьесы разыгрывается в течение одиннадцати ночей, а нангьяр-кутту — женское сольное пантомимическое исполнение сказаний о Кришне — занимает сорок одну ночь. Теоретические тексты кудияттама собраны в сборник, условно называемый «Керальской Натьяшастрой» и являющийся бесценным источником сведений об актерском искусстве. Ключевые слова: Индия, Керала, Натьяшастра, индийский театр, кудияттам, санскритская драма, санскритский театр, исполнительское искусство, актерский грим. Маркова Е. В., Шевченко В. В. А все-таки она существует… Диалог Диалог театроведа и режиссера посвящен истории создания иркутского театра пантомимы «Размышление», на базе которого проводился Международный фестиваль пантомимы «Мимолёт». Раскрываются художественные принципы создания пантомимного спектакля, проблемы воспитания актера-мима, специфика этого вида театрального искусства. Ключевые слова: Валерий Шевченко, театр пантомимы, актер-мим, «Мимолёт».
Стр.129
Summary Alexander Ryaposov Mark Zakharov’s notion «montage of extreme situations» — montage or collage? Contemporary humanitarian studies focus much attention on the notion of collage are related to theatre. «Montage of extreme situations» is the basic component of the methodology of prominent Russian stage director Mark Zakharov. Comparison of montage and collage theatre action structures is made as of different ways to compose theatrical imagery on stage. Key words: Mark Zakharov, methodology of directing, montage, montage of extreme situations, collage. Inna Nekrasova Religious drama Everyman on Renaissance stage Neo-Latin drama of the Renaissance times has not been sufficiently researched by Russian scholars. Religious drama Hecastus by Dutch humanist Georgius Macropedius (1487–1558) also known as Joris van Lanckvelt was composed for staging in the monastery, and was first produced in Utrecht in 1538, published in 1539 may be considered to be one of the key creations of the epoch and the experience of bringing together principles of both Medieval and Renaissance traditions. Play was based on Medieval morality play about everybody (everyman) that circulated in the Netherlands and in Britain . Role of scholastic theatre in the origin of West European professional dramatic art is discussed in this paper. Key words: Georgius Macropedius, Hecastus, morality play, religious drama, Neo-Latin drama, scholastic theatre, Renaissance arts. Vladislav Stankevicius Dr Dapertutto’s Journal Love to Three Oranges Journal issued at Vsevolod Meyerhold’s Studio Love to Three Oranges (1914– 1916) is considered to be one of the first approaches to Russian national school of theatre studies. Theoretical articles that were published in the journal were composed by K.Vogak, V. Solovyov, S. Vermel, Vl. Lachinov as well as by Meyerhold himself. We may trace influence of this journal on the work of Alexei Gvozdev. Key words: Meyerhold, Dr. Dapertutto, Love to Three Oranges, Gvozdev, fair ground booth theatre style, commedi dell’arte, Benois, Stanislavsky, grotesque, Alexandrinsky theatre, traditionalism, theatre studies. Andrey A. Yuriev The First A Doll’s House The article deals with the world première of Henrik Ibsen’s A Doll’s House at the Royal Theatre in Copenhagen on December 21, 1879. The first chapter is de130
Стр.130
voted to the critical reception of the play itself. Since the theatre management had succeeded in persuading the capital critics to reserve their main review for the première, the most of them treated Ibsen’s work through the performance. The burning issues in this debate became the psychological and moral motivations of Nora’s actions and the dramatic justification for the dènouement of the play. Edvard Brandes’ penetrating analysis was especially notable for his profound understanding of the drama’s contents and artistic novelty. Key words: Henrik Ibsen, A Doll’s House, scandinavian drama, history of danish theatre, Edvard Brandes. Evgenia Kiselyova Drammi per musica Artaserse and Il Re pastore by Pietro Metastasio Research of structure of Pietro Metastasio’s works in the context of standards that existed for creating librettos brings to understanding of specific features of his writings’ architectonics. Two dramas — Artaserse (1730) and Il Re pastore (1751) demonstrate sufficient changes in libretto style from early to late creations of Metastasio. Legacy of this author for the European culture from the second quarter of the 18th c. till 1820s is studied in this paper. Key words: Metastasio, libretto, opera seria, Artaserse, Il Re pastore. Maya Molodtsova Italian festivities and performances in the late 15th and early 16th centuries It’s the continuation of the paper that was published in the previous issue of Theatron Journal. Specific features of theatre life in old Mantua are covered in this part: successful professional development of performing, first performances of commedia dell’arte groups. Key words: Italian theatre of the Renaissance, Dukes Gonzaga of Mantua, Leone di Sommi, Commedia dell’arte, theatre mask, Gelosi, Tristano Martinelli. Galina Titova From Government Inspector till Woe to Wit: Meyerhold and Apollon Grigoryev Author finds correlation of Vsevolod Meyerhold’s directing concepts and ideas of creation and artistic revelations of Apollon Grigoriev. Context of this connection is made by approach to poetics of Gogol in symbolist period, two versions of Government Inspector at Moscow Art Theatre (in 1908 and in 1921), role of Khlestakov performed by Michael Chekhov, novel Kuehla by Yuri Tynyanov etc. Key words: Meyerhold, Apollon Grigoriev, Gogol, Griboyedov, poetics, symbolism, grotesque. Anastasia Kim Hamlet as the production of the actor and the production of the director: performances made by Mikhail Chekhov and Nikolai Akimov Two productions of Hamlet made in different periods of Soviet times are compared: performance by Michael Chekhov at the Second Moscow Art Theatre (1924), and by Nikolai Akimov at Vakhtangov Theatre (1932). Productions are directly compared to each other in greater detail. Considering that one of the production was focused on acting while another one was structured by the director there are differences in basic concept of the play, representation of certain characters and scenes, press reviews of two plays. Two performances were especially interesting because Akimov by the moment of this production was mostly 131
Стр.131
the set designer though he had good perspectives for directing while Michael Chekhov has manifested his method of acting through this role. Key words: Nikolai Akimov, Michael Chekhov, Hamlet, Vakhtangov Theatre, Second Moscow Art Theatre, Ruben Simonov. Anna Ulianova Natyashastra of Kerala: performing art in Kudiyattam dance Kudiyattam is a form of Sanskrit theatre that is performed in Kerala; it is considered as the oldest existing Sanskrit theatre in India and also the oldest of the still existing theatre forms of the world: it could easily claim more than 2000 years of continued existence. Kudiyattam was twice recognised by UNESCO as a «masterpiece of oral and intangible heritage of humanity» (in 2001 and in 2008). Kudiyattam is performed only in very special temple theatres only by specific actor families known as chakyar and nambyar. The performance structure of kudiyattam is of a unique nature: the norm is for an act of a play taking at least eleven nights, and nangyar-kuthu — the solo female pantomime performance, which tells the story of God Krishna — taking 41 nights. Theoretical texts about kudiyattam are assembled in the collection of documents called for convenience The Kerala Natyasastra, that contains invaluable information about acting. Key words: India, Kerala, Natyashastra, Indian theatre, Kudiyattam, Sanskrit drama, Sanskrit theatre, acting, actor’s make-up. Elena Markova, Valery Shevchenko It Still Exists… Dialogue Theatre researcher and stage director discuss creation of mime group «Reflexion» in Siberian city Irkutsk. This group hosted international festival of the art of pantomime «Twinkle». Discussion covers issues of creation of mimic performance, education of professional mime, specific features of this kind of theatre art. Key words: Valery Shevchenko, pantomime, mime.
Стр.132