Судьба трагедии в ХХ веке
в оценках исследователей
Если жанр трагедии воплотился в ХХ веке
только в исключительных случаях, то трагическая форма находила всевозможные художественные модификации. <...> 3
Театрон [1•2010]
Отсюда и скрытый спор с Ницше, и критерий оценки классицистской трагедии, и определение трагедии как сущности «классического искусства» — в терминологии Гегеля. <...> <…> Таким образом,
5
Театрон [1•2010]
говоря о трагедии, мы о ней говорим лишь как
о концентрированном выражении трагического и не исследуем вопросы жанра, требующие
специального рассмотрения»20. <...> Так как мы
вполне согласны с тем, что преодоление личностного начала есть критерий подлинной
трагедии, можно было бы признать аргумент
7
Театрон [1•2010]
Ю. Борева <...> Самый авторитетный исследователь театра абсурда (и создатель этого термина) Мартин Эсслин чрезвычайно высоко оценивает
пьесу «Эндшпиль»: «„Конец игры“, стрелой
пронзая сердцевину бытия, больше, чем просто
исследование внешнего мира. <...> Эсслин делает очень смелый
вывод: Беккет сталкивает зрителя с проявлением глубинных страхов, «осознаваемых на
полуподсознательном уровне»; это «позволяет
ощутить катарсис и освобождение от страхов,
аналогичное терапевтическому эффекту в психоанализе, когда в подсознании сталкиваются
голоса „за“ и „против“»33. <...> Эсслин задается вопросом: умрет ли
Хамм, когда Клов осознает иллюзорную природу материального мира? <...> Эсслин сам себе отвечает: Клов
в финале не уходит от Хамма. <...> Это не значит, что трагическая форма
остается неизменной. <...> Постановка проблемы
А пока эпоха новой мистерии не наступила, поставим вопрос: как преображается трагическая форма в модернистской драме? <...> М. М. Молодцова
Некоторые историко-критические суждения
театроведов ХХ века о комедии дель арте
Микропредисловие
Автор данной статьи не претендует на
широкий обзор многообразных суждений
о комедии дель арте. <...> Это труд К. М. Миклашевского, опубликованный (с лакунами) по-русски в 1914–1917 <...>
Театрон_№1_2010.pdf
театрон
q=…*2-o2!K3!“*= %“3=!“2"……=
=*=, 2=2!=…%% ,“*3““2"=
m=3…/L ==…=.
2010 1 1(5)
b/.%,2 "= !=ƒ= " %
p=*,%……= *%-,
, }*“C!2…/L “%"2:
a=!K%L ~. l.
(C!“=2 }*“C!2…%% “%"2=)
a=!“%"= k. c.
a%=…%" h. `.
c=…" b. m.
j,2,… q. q.
j!=“%"“*,L ~. l.
j3, `. o. (="…/L !=*2%!)
Максимов В. И.
l%%%"= l. l.
Š,2%"= c. b.
0,K=%"= q. h.
(%2"2“2"……/L “*!2=!)
)C3!%" `. `.
x%! ~. l.
`!“ !=*,,:
191028, C=…*2-o2!K3!,
l%.%"= 3., % 34
E-mail: teatron@tart.spb.ru
p=*2%! e. b. l,……*%
}“*,ƒ %K%›*,, =*2
, *%C2!…= "!“2*=
`. l. h“="
o!, C!C=2* ““/*=
…= ›3!…= %K ƒ=2…=.
ISSN 19987099
I q=…*2-o2!K3!“*=
%“3=!“2"……= =*=,
2=2!=…%% ,“*3““2"=, 2010
Стр.1
Содержание
Теория и методология
Максимов В. И. Рождение трагической формы из духа мистерии.
Актуальность трагедии ..........................................................................................................3
Историческая перспектива
Таранова Е. П. Забытое имя. Павел Меншиков ...........................................................16
Театральные системы
Молодцова М. М. Некоторые историко-критические
суждения театроведов XX века о комедии дель арте ................................................21
Виды театра
Константинова А. В. О творческом
методе Гедрюса Мацкявичюса. Спектакль «Преодоление» (1975 г.) ..................44
Наумов Н. П. Об искусстве играющих кукол ...............................................................51
Зеркало сцены
Лапкина Г. А. Современные концепции сценического пространства.
Режиссер и сценограф ..........................................................................................................66
Театральные комментарии
Синицкая С. В. Тригей, Арлекин, Бонардин, Поприщин,
или Театральный комментарий к «Запискам сумасшедшего» ..............................70
Гришков В. В. Автолитографии Н. П. Дмитревского
к лирическим драмам А. Блока .........................................................................................82
Театральная педагогика
Васильев Ю. А. Проблемы речевой характеристики
в учебной литературе по сценической речи ..................................................................88
Аудиторный практикум
Попов Г. Б. Формирование классических параметров
театрального здания в итальянском зодчестве ............................................................98
Ганелин Е. Р. Ваш выход! (С чем мы идем на сцену?) ............................................ 106
Стр.2
Авторы номера
Васильев Юрий Андреевич —
кандидат искусствоведения, профессор кафедры сценической речи СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Ганелин Евгений Рафаилович —
кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматического театра СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Гришков Валерий Вячеславович —
кандидат искусствоведения, профессор кафедры литературы и искусства СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Константинова Анна Владимировна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Лапкина Галина Алексеевна —
доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Максимов Вадим Игоревич —
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой зарубежного искусства СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Молодцова Майя Михайловна —
кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Наумов Николай Петрович —
декан факультета театра кукол, заведующий кафедрой режиссуры и актерского
мастерства театра кукол СПбГАТИ.
Попов Григорий Борисович —
заместитель художественного руководителя по художественно-постановочной
части Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина
(Александринского театра), преподаватель кафедры театральной техники
и технологии Санкт-Петербургской государственной академии театрального
искусства.
Синицкая Софья Валентиновна —
кандидат филологических наук.
Таранова Елена Павловна —
кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского театра Санкт-Петербургской
государственной академии театрального искусства.
Стр.119