Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Исторические науки

Исторические науки №5 2012 (180,00 руб.)

0   0
Страниц82
ID197705
АннотацияИсторические науки. С 2013 года журнал не выходит.
Исторические науки .— Москва : Спутник+ .— 2012 .— №5 .— 82 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197705 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Паломничество православных верующих России в годы гражданской войны.......................... 40 Отечественная история Васькин А.А., член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов Москвы, лауреат Горьковской литературной премии ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ В 1812 ГОДУ И ЕГО ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ Утром 2 сентября 1812 г. генерал-губернатор Москвы граф Федор Васильевич Ростопчин в спешке покидал вверенный ему императором Александром 1-м город. <...> 1 Одним из немногочисленных московских чиновников, оставшихся в такой тяжелой обстановке городе был действительный тайный советник Иван Акинфиевич Тутолмин (1752– 1815), главный надзиратель Императорского Московского Воспитательного дома. <...> 2 История Воспитательного дома началась почти за полвека до описываемых нами событий - с манифеста императрицы Екатерины II от 1 сентября 1763 г. об учреждении «Сиропитального дома»: «Объявляем всем и каждому. <...> Мы, питая их в нашем сердце, восхотели конфирмовать ныне представленный нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о постоении и учреждении общим подаянием в Москве, как древней столице империи нашей, Воспитательного дома для приносимых детей с особливым гошпиталем сирым и неимущим родительницам… И тако мы сим, как оный с планом проект во всех его частях, так представленный нам об оном доклад, высочайше конфирмуя, определяем быть ему государственным учреждением…». <...> г. первым в России открылся Императорский Московский Воспитательный дом, созданный для подкидышей, внебрачных детей, сирот, а также детей из беднейших семей. <...> При доме был и «особливый госпиталь» для «сирых и неимущих родительниц». <...> По проекту предполагалось, что Воспитательный дом будет состоять из трех корпусов в форме каре, из которых в 18 в. успели возвести лишь два (архитектор К.И. Бланк). <...> 1 В девятнадцатом веке над дальнейшим расширением и оформлением дома работали лучшие зодчие России – М.Ф. Казаков, отец и сын Жилярди, Ю.М. Фельтон, А. Г. Григорьев, <...> Управлялся дом главным <...>
Исторические_науки_№5_2012.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Отечественная история Васькин А.А. Воспитательный дом в 1812 году и его героические защитники ................................................. 6 За Стендалем по Москве 1812 года ............................................................................................... 17 Долгов Д.В. (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова) Проверка окруженцев-политработников в Красной Армии ....................................................... 20 История погибшего полка ............................................................................................................... 22 Федотова Л.В. (Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 463) Цели и задачи заграничных походов русской армии1813–1814 гг. на страницах журнала «Сын Отечества» ............................................................................................................................ 25 Ярошенко А.Ф. О сроках окончания Великой Отечественной Войны (1941–1945 гг.) ........................................ 29 Всеобщая история Манжула В.Е., Морозова А.Ю. (Тихоокеанский государственный университет) Особенности древнеримской архитектуры ................................................................................. 31 Манжула В.Е., Морозова А.Ю. (Тихоокеанский государственный университет) Features of Roman architecture ........................................................................................................ 32 Археология Денисова Е.Л. (LSA GmbH (Leisching Systemahus Automatik) (Предприятие по разработке систем автоматизации) Клятва, скрытая в древней азбуке ................................................................................................. 33 Этнография, этнология и антропология Фабинский М.В. (Российский государственный социальный университет) Паломничество православных верующих России в годы гражданской войны .......................... 40
Стр.1
Отечественная история Васькин А.А., член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов Москвы, лауреат Горьковской литературной премии ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ В 1812 ГОДУ И ЕГО ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ Утром 2 сентября 1812 г. генерал-губернатор Москвы граф Федор Васильевич Ростопчин в спешке покидал вверенный ему императором Александром 1-м город. Вместе с ним Москву оставили и чиновники губернаторской канцелярии, и полиция, и все, кто мог эвакуироваться. Кто же остался в первопрестольной столице? Об этом узнаем из дневника князя Дмитрия Михайловича Волконского, суворовского сподвижника и двоюродного дяди Л.Н. Толстого: «Итак, 2-го город без полиции, наполнен мародерами, кои все начали грабить, разбили все кабаки и лавки, перепились пьяные, народ в отчаянии защищает себя, и повсюду начались грабительства от своих».1 Одним из немногочисленных московских чиновников, оставшихся в такой тяжелой обстановке городе был действительный тайный советник Иван Акинфиевич Тутолмин (1752– 1815), главный надзиратель Императорского Московского Воспитательного дома. Дом этот занимал целый квартал на Солянке между Свиньинским переулком и Солянским проездом. В то время адрес его был таков: «в Мясницкой части под нумером 1» или «на Солянке и на Набережной, в 1 квартале», или еще «близ Варварской площади».2 История Воспитательного дома началась почти за полвека до описываемых нами событий - с манифеста императрицы Екатерины II от 1 сентября 1763 г. об учреждении «Сиропитального дома»: «Объявляем всем и каждому. Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей, суть две верховныя должности и добродетели каждаго Боголюбиваго владетеля. Мы, питая их в нашем сердце, восхотели конфирмовать ныне представленный нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о постоении и учреждении общим подаянием в Москве, как древней столице империи нашей, Воспитательного дома для приносимых детей с особливым гошпиталем сирым и неимущим родительницам… И тако мы сим, как оный с планом проект во всех его частях, так представленный нам об оном доклад, высочайше конфирмуя, определяем быть ему государственным учреждением…».3 Упомянутый выше Иван Иванович Бецкой – личный секретарь государыни и президент Академии художеств, главный инициатор учреждения Воспитательного дома. Выдающийся общественный и государственный деятель своего времени, Бецкой разработал образовательную реформу в духе Просвещения, одними из пунктов которой были «Генеральное Учреждение о воспитании юношества обоего пола», а также «Генеральный план» Московского воспитательного дома, представленный им императрице в 1763 г. 1 Д. М. Волконский. Дневник 1812// 1812 год... Военные дневники / Сост., вступ. ст. А.Г. Тартаковского. – М., 1990. 2 П…Ф… «Некоторые замечания, учиненные со вступления в Москву французских войск (и до выбегу из оной»//1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995. – С. 25–32. 3 Генеральный план Императорского воспитательного, для приносных детей, дома и Госпиталя для бедных родильниц в Москве, 1763–1767 гг. – С-Пб, 1889. – 77 с.
Стр.2
По мысли Бецкого, молодое поколение каждого российского сословия должно было воспитываться в своих, закрытых, специально созданных для этого учебных заведениях. В 1764 г. первым в России открылся Императорский Московский Воспитательный дом, созданный для подкидышей, внебрачных детей, сирот, а также детей из беднейших семей. При доме был и «особливый госпиталь» для «сирых и неимущих родительниц». Здание нового (как для Москвы, так и для России) заведения на протяжении всего своего существования неоднократно достраивалось, став в итоге крупнейшим в первопрестольной. По проекту предполагалось, что Воспитательный дом будет состоять из трех корпусов в форме каре, из которых в 18 в. успели возвести лишь два (архитектор К.И. Бланк). Проект предполагал возведение «громадного центрального пятиэтажного корпуса, так называемые корделожи, к концам которого должны были примыкать под прямым углом два строения квадратной формы высотой в пять этажей с внутренним двором посередине, а также множество связанных между собой маленьких служебных помещений».1 В девятнадцатом веке над дальнейшим расширением и оформлением дома работали лучшие зодчие России – М.Ф. Казаков, отец и сын Жилярди, Ю.М. Фельтон, А. Г. Григорьев, М. Д. Быковский. Достраивалось здание и в советское время (арх. И.И. Ловейко), правда, уже не для воспитательных нужд, а для учебных – и сегодня здесь находится Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого. А в другом здании (Опекунского совета), выходящем на Солянку, разместился президиум Российской академии медицинских наук. Управлялся дом главным попечителем, ниже которого был Опекунский совет, которому, в свою очередь, и подчинялся главный надзиратель. Итак, открытие такого богоугодного заведения в Москве стало важнейшим событием в жизни российского государства, ведь в Европе подобные учреждения существовали еще в семнадцатом веке. Девизом дома стали слова «Себя не жалея, питает птенцов», имелась ввиду изображенная на гербе богоугодного заведения птица пеликан, кормящая грудью своих птенцов. А в 1767 г. все российские губернии были извещены, что отныне Воспитательный дом готов к приему детей со всей империи. В 1797 г. новый самодержец Павел 1-й значительно повысил статус Воспитательного дома, отдав его под ведомство своей венценосной супруги, императрицы Марии Федоровны, совсем не формально, а искренно и заинтересованно занимавшейся делами по воспитанию подкидышей и детей из бедного сословия. По образцу московского Воспитательного дома, открылись аналогичные учреждения и в других городах империи. Но и их не хватало, а потому немало беспризорных детей везли попрежнему в первопрестольную столицу. С каждым годом росло число сирот, нашедших приют в московском Воспитательном доме, к 1812 г. число их превысило сто тысяч! Несмотря на заверения генерал-губернатора Ростопчина, до последнего дня августа 1812 г. сообщавшего в своих афишках, что Москва сдана не будет, главный надзиратель Воспитательного дома Иван Тутолмин, предпринял все меры к эвакуации детей из Воспитательного дома. Но, много воспитанников вывезти из Москвы не удалось – всего лишь 333 человека эвакуировали в Казань. В Воспитательном же доме оставалось почти в два раза больше детей. Согласно ведомости, представленной Тутолминым Наполеону, на 6 сентября в Воспитательном доме находилось грудных детей обоего пола 275 человек, от года до 12 лет здоровых – 207 и от года до 18 лет больных – 104 человека. Всего же в Воспитательном доме было 586 детей. Кроме того, в родильных «гошпиталях» Воспитательного дома было 30 беременных женщин, «ро1 Лебедев В.И. Очерк деятельности Московского воспитательного дома (1764–1896 гг.) // Известия Московской Гор. Думы. – Вып. I, июль-август, 1898. – С. 1– 65.
Стр.3