Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум
Проблемы экономики

Проблемы экономики №3 2010 (180,00 руб.)

0   0
Страниц105
ID197615
АннотацияЖурнал с сентября 2016г. не выходит!!!
Проблемы экономики .— Москва : Спутник+ .— 2010 .— №3 .— 105 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197615 (дата обращения: 12.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы экономики, № 3, 2010 Экономическая теория Доценко Е.Ю., кандидат экономических наук, доцент Российского государственного торгово-экономического университета ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА Основной причиной проведения политики поддержки конкуренции и в частности антимонопольного регулирования является монопольная власть. <...> Конечно, следует заметить, что не во всех случаях антимонопольное регулирование способно повысить благосостояние общества, а исключительно в том случае, когда выгоды от его осуществления превосходят затраты на проведение мероприятий по антимонопольному регулированию. <...> Антимонопольное регулирование представляет собой определенную систему норм, отраженных в антимонопольных законах. <...> Несмотря на принципиальную схожесть содержания законодательных актов и общие цели, в каждой стране антимонопольное регулирование имеет свою специфику. <...> 7 Проблемы экономики, № 3, 2010 Во всех странах антимонопольную политику проводят органы центральной исполнительной власти. <...> 8 Проблемы экономики, № 3, 2010 Требования к товарному рынку, на котором возможно доминирование компаний с долей рынка менее 35 процентов, предполагают, что на таком рынке потребители товара имеют ограниченный выбор поставщиков (продавцов), ценовая политика каждого из хозяйствующих субъектов известна и предсказуема для иных участников рынка, последствия односторонних действий по изменению рыночных условий обращения товара легко предсказуемы, а внешние факторы воздействия на условия обращения товара практически отсутствуют, поскольку доступ конкурентов на рынок ограничен. <...> Традиции развития законодательства и системы государственного управления в России обусловили тот факт, что антимонопольное законодательство и процедуры его применения гораздо ближе к европейской модели антимонопольного регулирования. <...> 10 Проблемы экономики <...>
Проблемы_экономики_№3_2010.pdf
Проблемы экономики, № 3, 2010 Экономическая теория Доценко Е.Ю., кандидат экономических наук, доцент Российского государственного торгово-экономического университета ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА Основной причиной проведения политики поддержки конкуренции и в частности антимонопольного регулирования является монопольная власть. Монопольная власть, являясь одной из форм несостоятельности рыночного механизма, снижает экономическую эффективность. Конечно, следует заметить, что не во всех случаях антимонопольное регулирование способно повысить благосостояние общества, а исключительно в том случае, когда выгоды от его осуществления превосходят затраты на проведение мероприятий по антимонопольному регулированию. Механизм действия конкуренции имеет явное противоречие, с одной стороны, она способствует борьбе производителей за лучшие результаты хозяйственной деятельности, а с другой стороны, она ведет к концентрации рыночной власти у наиболее сильных их них. Крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли и увеличению производства всегда стараются занять доминирующее положение на товарном рынке, формируя различного рода объединения и холдинги, что естественным образом позволяет оптимизировать финансовые и технологические процессы и в результате может привести к созданию монополий. Также по мере развития рынков и исчерпания возможностей повышения прибыли, действующие на рынке хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции, становятся заинтересованными в создании барьеров входа на рынок потенциальным конкурентам. Таким образом, необходимость антимонопольного регулирования не вызывает сомнения. Антимонопольное регулирование представляет собой определенную систему норм, отраженных в антимонопольных законах. Несмотря на принципиальную схожесть содержания законодательных актов и общие цели, в каждой стране антимонопольное регулирование имеет свою специфику. Можно выделить общие для всех стран приемы: контроль за слиянием компаний; пресечение доминирующего положения; запрещение сговоров и соглашений предпринимателей; разделение монополиста на несколько частей. Принято различать две модели антимонопольного регулирования: американскую и западноевропейскую. Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. За нарушение антимонопольного законодательства предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей. Европейская модель является более либеральной, в ней делается упор на принцип контроля за злоупотреблениями, то есть внимание акцентируется не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Незаконной провозглашается та монополия, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. В данной модели используются преимущественно запретительные меры административного характера. В самом общем виде система норм антимонопольного регулирования, применяемая в большинстве стран, включает такие элементы как характеристика объекта антимонопольного регулирования (понятие монополиста, качественные и количественные характеристики), описание нелегальной практики (виды монополистической деятельности, формы недобросовестной конкуренции), порядок доказательства нелегальных действий и меры ответственности за них. 7
Стр.1