Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №5 2012 (180,00 руб.)

0   0
Страниц23
ID197553
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2012 .— №5 .— 23 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197553 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 5, 2012 Литературоведение Русская литература Гаганова А.А., аспирант Литературного института им. <...> А.М. Горького ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА И БИБЛЕЙСКИЕ АНАЛОГИ «ДРЕВЛЯНСКОГО ЭПИЗОДА» ЖИЗНЕОПИСАНИЯ КНЯГИНИ ОЛЬГИ (НА МАТЕРИАЛЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ») Рубежный эпизод в мировоззрении княгини Ольги, предшествующий ее крещению в Константинополе, имеющий в Повести временных лет (далее – ПВЛ) подзаголовок «месть княгини Ольги»1 (перевод Лихачева Д.С.), стал в филологической практике одним из сложнейших при интерпретации. <...> До сих пор ни отечественные, ни зарубежные филологи не предпринимали попыток отыскать библейские аналоги этого эпизода, которые могли бы стать оригинальным ключом для семантического понимания метафоры с небесным огнем, нисходящим на птичьих крыльях на древлянскую столицу Искоростень. <...> В филологической школе Лихачева Д.С., допускающей установку, что монах-летописец мог свободно включать в контекст ПВЛ фольклорные поверья и предания2, древлянский эпизод жизнеописания княгини Ольги интерпретируется, как месть за убитого мужа. <...> Птицы поэтически символизируют души жителей сожженной древлянской столицы, Искоростеня (нынешний город Коростень, Украина). <...> В традиционной интерпретации «древлянской мести» проводится прямая параллель с фольклором. <...> Фольклорно-языческая интерпретация эпизода сожжения Искоростеня, и отождествление птиц с древлянскими душами, вошла в учебники ВУЗов и научные монографии по древнерусской литературе, как аксиома (А. <...> Между тем, современная филологическая наука, снявшая шоры атеистического мировоззрения, обязана критически пересмотреть филологическую школу Лихачева Д.С., недооценивающую роль библейских первоисточников при создании произведений, рождающихся в монастыре, к которым относится и ПВЛ. <...> «Повесть временных лет» / Д.С. Лихачев // Русские летописи и их культурно-историческое значение. <...> 6 Вопросы филологических наук, № <...>
Вопросы_филологических_наук_№5_2012.pdf
Вопросы филологических наук, № 5, 2012 Литературоведение Русская литература Гаганова А.А., аспирант Литературного института им. А.М. Горького ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА И БИБЛЕЙСКИЕ АНАЛОГИ «ДРЕВЛЯНСКОГО ЭПИЗОДА» ЖИЗНЕОПИСАНИЯ КНЯГИНИ ОЛЬГИ (НА МАТЕРИАЛЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ») Рубежный эпизод в мировоззрении княгини Ольги, предшествующий ее крещению в Константинополе, имеющий в Повести временных лет (далее – ПВЛ) подзаголовок «месть княгини Ольги»1 (перевод Лихачева Д.С.), стал в филологической практике одним из сложнейших при интерпретации. До сих пор ни отечественные, ни зарубежные филологи не предпринимали попыток отыскать библейские аналоги этого эпизода, которые могли бы стать оригинальным ключом для семантического понимания метафоры с небесным огнем, нисходящим на птичьих крыльях на древлянскую столицу Искоростень. В филологической школе Лихачева Д.С., допускающей установку, что монах-летописец мог свободно включать в контекст ПВЛ фольклорные поверья и предания2, древлянский эпизод жизнеописания княгини Ольги интерпретируется, как месть за убитого мужа. Птицы поэтически символизируют души жителей сожженной древлянской столицы, Искоростеня (нынешний город Коростень, Украина). В традиционной интерпретации «древлянской мести» проводится прямая параллель с фольклором. (Б. Рыбаков)3. Известный фольклорист В.Я. Пропп сравнивает княгиню Ольгу с невестой из народного сказа: «загадки, которые сказочная царевна загадывает своим женихам, всегда есть акт враждебности к жениху4». Фольклорно-языческая интерпретация эпизода сожжения Искоростеня, и отождествление птиц с древлянскими душами, вошла в учебники ВУЗов и научные монографии по древнерусской литературе, как аксиома (А. Демин5). Между тем, современная филологическая наука, снявшая шоры атеистического мировоззрения, обязана критически пересмотреть филологическую школу Лихачева Д.С., недооценивающую роль библейских первоисточников при создании произведений, рождающихся в монастыре, к которым относится и ПВЛ. Кроме того, опираясь на современную гипотезу таких исследователей, как Данилевский И.Н.6, Ужанков А.Н1. о невозможности сращения в мировоззрении монаха фольклорно1 Лихачев Д.С. «Повесть временных лет» / Д.С. Лихачев // Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.; Л., 1947. – С. 473. 2 Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. – С. 133, 473. 3 Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси / под ред. В.П. Даркевич. – М.: Наука, 1987. – Из содерж.: гл. III: Святилища, идолы и игрища. – С. 121–163. 4 Пропп. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002. – С. 256. 5 Демин А.С. Поэтика древнерусской литературы» (XI–XIII в) / отв. ред. В.П. Гребенюк; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького, О-во исследователей Древней Руси. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 403 с. 6 Данилевский И.Н. Нерешенные вопросы хронологии русского летописания // Вспомогательные исторические дисциплины. – М., 1983. – Вып. 15. – С. 62–71. 6
Стр.1