Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №2 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц94
ID197544
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №2 .— 94 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197544 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 2, 2011 Литературоведение Литература народов Российской Федерации Билюкина А.А., доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЯКУТСКОЙ ДРАМЕ Русская литература была в числе главных факторов возникновения якутской литературы в конце Х1Х–начале ХХ века, она содействовала пробуждению национального самосознания якутского народа, подготовила его к принятию просветительских и демократических идей российского освободительного движения. <...> Она ускоренным темпом в кратчайший срок 1900– 1917 гг. способствовала включению творчества основоположников якутской литературы в направление развития реалистического метода русской литературы. <...> А ряд идей, образов, сюжетных мотивов русской литературы были художественным переосмыслением, обогатившим идеи, поэтику и методологию якутской литературы. <...> Якутская литература, критически отражавшая невыносимые условия жизни народа, способствовала формированию его позитивного способа мышления, направленного на обновление и реформирование социальной действительности. <...> 7 Вопросы филологических наук, № 2, 2011 Гоголь пробуждал в нас гуманные чувства и жажду к упорядочению и улучшению русской жизни». <...> Вопросы филологических наук, № 2, 2011 Новаторская комедия «Ревизор» Гоголя высмеяла весь бюрократический строй царской России, хотя автор после бурного резкого отклика правящей публики на спектакль на сцене Александринского театра старался смягчить смысл сатирической направленности ее содержания, объясняя, что зрителю «нужны такие представления. <...> Культ чинопочитания в комедии «Голова Кукакы» развенчивается всей образной системой, сюжетом, композицией, комедийным конфликтом и взаимоотношениями комедийных характеров, динамическим развитием драматического действия, языковой поэтикой <...>
Вопросы_филологических_наук_№2_2011.pdf
Вопросы филологических наук, № 2, 2011 Литературоведение Литература народов Российской Федерации Билюкина А.А., доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЯКУТСКОЙ ДРАМЕ Русская литература была в числе главных факторов возникновения якутской литературы в конце Х1Х–начале ХХ века, она содействовала пробуждению национального самосознания якутского народа, подготовила его к принятию просветительских и демократических идей российского освободительного движения. Она ускоренным темпом в кратчайший срок 1900– 1917 гг. способствовала включению творчества основоположников якутской литературы в направление развития реалистического метода русской литературы. Огромное территориальное пространство, бездорожье, разделявшие центр России от далекого якутского края в годы самодержавия, не являлись препятствием для проникновения влияния русской культуры и особенно русской литературы на этносы Севера, активно воспринимающие ее духовность и эстетическую завершенность. Известно, что первые якутские писатели свои ранние произведения создавали на русском языке. А ряд идей, образов, сюжетных мотивов русской литературы были художественным переосмыслением, обогатившим идеи, поэтику и методологию якутской литературы. Известны переводы В.В. Никифорова пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы», комедии Н. Гоголя «Женитьба», перевод П.А. Ойунского и Н.Д. Неустроева в 1916 году комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», перевод А.И. Софронова пьесы Л.Н. Толстого «От нее все качества», «Предложение» А.П. Чехова и переводы произведений других авторов. В начале ХХ века пафос нравственного отрицания, негативно-критическое отношение Гоголя к существующим социальным отношениям в России, воспринятые якутской литературой, утверждались во имя гуманистических идей. Якутская литература, критически отражавшая невыносимые условия жизни народа, способствовала формированию его позитивного способа мышления, направленного на обновление и реформирование социальной действительности. В предреволюционное время для Якутии характерны коллективные читки произведений русской классики, вечера-диспуты, празднование юбилейных дат выдающихся русских писателей. Эти мероприятия, инспирированные политическими ссыльными, подготавливали население к активному восприятию демократических идей освободительного движения России. Вот частный факт. В революционном кружке «Маяк», созданном в 1905 году, устроили читку горьковского романа «Мать», превратившуюся в большое политическое событие1. А вот другое свидетельство из периода февральской революции 1917 г. – о собрании учащихся Якутского реального училища и женской гимназии, посвященном 65-летию со дня смерти великого русского писателя Н.В. Гоголя 2, «был заслушан реферат учащегося реального училища о жизни и литературной деятельности Гоголя». Затем последовало эмоциональное выступление ученицы женской гимназии Зои Воскресенской о значении творчества Гоголя для народа, о том, что «Гоголь внушил нам уважение к человеческой личности, что 1 Котиков С.Ф. Из воспоминаний о якутской политссылке 1906-1912 годов.11 В кн.: Якутский республиканский краеведческий музей им. Ярославского. Вып.3. Якутск, 1960, С.22. 7
Стр.1