Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №1 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц30
ID197543
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №1 .— 30 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197543 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 1, 2011 Литературоведение Русская литература Гуань Хуй-ин, доцент Чанчуньского политехнического университета (Китай) АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ» <...> Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие». <...> Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. <...> Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом, и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою. <...> Судьбы героев были связаны священными узами (такие детали, как «аналой», «заветное кольцо», «дом»). <...> Кроме того, в стихотворении используются и другие художественные средства: перекрестная рифма; эпитеты («заветное кольцо», «На горестной земле»), сравнение («И звал тебя, как молодость свою»), метафоры («когда твоё лицо в простой оправе», «передо мной сияло на столе»); инверсия («Терзали жизнь мою», «плащ твой синий»), поэтическая фонетика, синонимы (доблести, подвиги, слава; милая, нежная), антонимы, омонимы, архаизмы (час настал, аналой, гордыня), неологизмы и т. д. <...> Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. <...> Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опусто- 6 Вопросы филологических наук, № 1, 2011 шающая душу. <...> Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. <...> 7 Вопросы филологических наук, № 1, 2011 Языкознание Русский язык Линь Ли, доцент Ван Чунься, старший преподаватель (Харбинский политехнический университет, Китай) О НЕИЗМЕНЯЕМЫХ КЛАССАХ СЛОВ РУССКОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В русской разговорной речи обнаруживается обширный пласт слов, не поддающихся грамматической классификации «по меркам» кодифицированного литературного языка <...>
Вопросы_филологических_наук_№1_2011.pdf
Вопросы филологических наук, № 1, 2011 Литературоведение Русская литература Гуань Хуй-ин, доцент Чанчуньского политехнического университета (Китай) АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ» А.А. БЛОКА В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения. Стихотворение, посвящённое Л.Д. Блок, цикл «Возмездие». В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему» человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие». Это стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом, и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою. Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними. Образность стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе...», так же, как и других блоковских произведений этого периода, построена на антитезах. Главная из них – «прошлое – настоящее». Судьбы героев были связаны священными узами (такие детали, как «аналой», «заветное кольцо», «дом»). Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Кроме того, в стихотворении используются и другие художественные средства: перекрестная рифма; эпитеты («заветное кольцо», «На горестной земле»), сравнение («И звал тебя, как молодость свою»), метафоры («когда твоё лицо в простой оправе», «передо мной сияло на столе»); инверсия («Терзали жизнь мою», «плащ твой синий»), поэтическая фонетика, синонимы (доблести, подвиги, слава; милая, нежная), антонимы, омонимы, архаизмы (час настал, аналой, гордыня), неологизмы и т. д. В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе» появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь – Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу Блока – поэту Андрею Белому. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование. Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опусто6
Стр.1
Вопросы филологических наук, № 1, 2011 шающая душу. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой – высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем в Храме проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги герою уже забытые клятвы вечной любви и верности. Строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня. Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А. Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку. В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А. Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита. В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода «Страшного мира» все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти. Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его стихах. 7
Стр.2
Вопросы филологических наук, № 1, 2011 Языкознание Русский язык Линь Ли, доцент Ван Чунься, старший преподаватель (Харбинский политехнический университет, Китай) О НЕИЗМЕНЯЕМЫХ КЛАССАХ СЛОВ РУССКОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В русской разговорной речи обнаруживается обширный пласт слов, не поддающихся грамматической классификации «по меркам» кодифицированного литературного языка. Эти слова, не имея присущих им особых морфологических признаков, отличаются специфической семантикой и функциональной нагрузкой. Для них характерно отсутствие форм словоизменения. Выделяя такие классы слов, мы будем исходить из функциональной нагрузки и характера семантики. Сюда входят аналитические прилагательные, предикативы и релятивы. 1. Аналитические прилагательные Понимание аналитических прилагательных в широком смысле связано в русской лингвистике с именами А.А. Реформатского и М.В. Панова. В 1937 году в статье о правописании А.А. Реформатский впервые высказал мысль о том, что сложение типа профбилет распадается на слова, что проф, глав, спец и др. – это новая, намечающаяся категория морфологически не оформленных аналитических слов, которые можно назвать аналитическими прилагательными. Через 35 лет он возвращается к этой идее и в работе 1972 года, опубликованной в 1975 г., пишет о сложносокращенных словах профбилет, главрыба, госконтроль, Моссовет и т.п.: «…По сути дела здесь налицо словосочетание, синтагма, только в роли определяющего не обычное прилагательное, а аналитическое прилагательное – усечения типа гос, глав, проф, мос и т. п.» [1]. Вслед за А.А. Реформатским о возможности отнесения определительных компонентов сложений к особого рода прилагательным, а именно – к прилагательным аналитическим, пишет В.Л. Воронцова, которая расширяет класс таких прилагательных за счет первых компонентов типа фото-, кино-, радио- (фототехник, кинозритель, радиослушатель) и лесо-, стекло-, ветро- (лесовод, стеклоблоки, ветроэлектростанция) [2]. Значительно развивает теорию А.А. Реформатского М.В. Панов, который выделяет уже не один, а 14 разрядов аналитических прилагательных и подводит солидную теоретическую базу под этот разряд слов. Согласно М.В. Панову, в класс аналитических прилагательных, наряду с неизменяемыми прилагательными, входят интернациональные части сложных слов типа кино- (киносценарий), радио- (радиоизвестия), авиа- (авиаконцерты), электро- (электроприборы), теле- (телепостановка) и др.; морфемы проф-, гос-, пед-, плав-, которые выделились в качестве самостоятельных элементов из состава частично сокращенных слов с существительными типа профсоюзы, госбанк, педфак, плавбаза; первые части сложных слов типа лже- (лжеучение), хлебо- (хлебозаготовки), стекло- (стеклотара); аббревиатуры и символы (Х-лучи, СКЧ-двигатель); наречия (яйцо всмятку, жулик поневоле), предложно-именные сочетания (академия после работы) и др. [3] Формирующийся в современном русском языке класс слов – аналитические прилагательные – активен в разговорной речи. Такие единицы (хотя некоторые из них в письменной речи пишутся как части слова) являются по всем признакам самостоятельными словами. Они относятся к разряду именно прилагательных, так как имеют категориальное значение имени прилагательного (обозначают непроцессуальный признак), выполняют функции, свойствен8
Стр.3