Вопросы филологических наук, № 1, 2011
Литературоведение
Русская литература
Гуань Хуй-ин, доцент Чанчуньского
политехнического университета (Китай)
АНАЛИЗ
СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ»
А.А. БЛОКА
В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились
в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой
и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.
Стихотворение, посвящённое Л.Д. Блок, цикл «Возмездие». В цикле «Возмездие», в котором
поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему»
человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…»
(1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю
и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие».
Это стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор
с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой
воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не
портретом, а лицом, и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная
способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может
быть, вернуться к герою. Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического
героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние
между ними.
Образность стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе...», так же, как и других
блоковских произведений этого периода, построена на антитезах. Главная из них – «прошлое
– настоящее». Судьбы героев были связаны священными узами (такие детали, как
«аналой», «заветное кольцо», «дом»).
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Кроме того, в стихотворении используются и другие художественные средства: перекрестная
рифма; эпитеты («заветное кольцо», «На горестной земле»), сравнение («И звал тебя,
как молодость свою»), метафоры («когда твоё лицо в простой оправе», «передо мной сияло
на столе»); инверсия («Терзали жизнь мою», «плащ твой синий»), поэтическая фонетика,
синонимы (доблести, подвиги, слава; милая, нежная), антонимы, омонимы, архаизмы (час
настал, аналой, гордыня), неологизмы и т. д.
В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе» появляется образ опустошенного
жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично, ведь в этот период
от него уходит его первая любовь – Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева,
и уходит к близкому другу Блока – поэту Андрею Белому.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает
он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью.
Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную
опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование. Его терзают вино
и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опусто6
Стр.1
Вопросы филологических наук, № 1, 2011
шающая душу. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой –
высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги).
Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем
в Храме проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги
герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.
Строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть
вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом стремясь утешиться, проводя дни в
поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты
юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными.
Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со
стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя
годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность,
в которой виновата гордыня.
Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале
стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно
это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное,
разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя
А.А. Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность
совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.
В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики
А.А. Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму
разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального
реквизита.
В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось,
что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода
«Страшного мира» все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи,
уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница.
Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя
он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода
все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его
стихах.
7
Стр.2
Вопросы филологических наук, № 1, 2011
Языкознание
Русский язык
Линь Ли, доцент
Ван Чунься, старший преподаватель
(Харбинский политехнический университет,
Китай)
О НЕИЗМЕНЯЕМЫХ КЛАССАХ СЛОВ РУССКОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
В русской разговорной речи обнаруживается обширный пласт слов, не поддающихся
грамматической классификации «по меркам» кодифицированного литературного языка.
Эти слова, не имея присущих им особых морфологических признаков, отличаются специфической
семантикой и функциональной нагрузкой. Для них характерно отсутствие форм словоизменения.
Выделяя такие классы слов, мы будем исходить из функциональной нагрузки
и характера семантики. Сюда входят аналитические прилагательные, предикативы и релятивы.
1. Аналитические прилагательные
Понимание аналитических прилагательных в широком смысле связано в русской лингвистике
с именами А.А. Реформатского и М.В. Панова. В 1937 году в статье о правописании
А.А. Реформатский впервые высказал мысль о том, что сложение типа профбилет распадается
на слова, что проф, глав, спец и др. – это новая, намечающаяся категория морфологически
не оформленных аналитических слов, которые можно назвать аналитическими прилагательными.
Через 35 лет он возвращается к этой идее и в работе 1972 года, опубликованной
в 1975 г., пишет о сложносокращенных словах профбилет, главрыба, госконтроль, Моссовет
и т.п.: «…По сути дела здесь налицо словосочетание, синтагма, только в роли определяющего
не обычное прилагательное, а аналитическое прилагательное – усечения типа гос,
глав, проф, мос и т. п.» [1]. Вслед за А.А. Реформатским о возможности отнесения определительных
компонентов сложений к особого рода прилагательным, а именно – к прилагательным
аналитическим, пишет В.Л. Воронцова, которая расширяет класс таких прилагательных
за счет первых компонентов типа фото-, кино-, радио- (фототехник, кинозритель, радиослушатель)
и лесо-, стекло-, ветро- (лесовод, стеклоблоки, ветроэлектростанция) [2]. Значительно
развивает теорию А.А. Реформатского М.В. Панов, который выделяет уже не один,
а 14 разрядов аналитических прилагательных и подводит солидную теоретическую базу под
этот разряд слов. Согласно М.В. Панову, в класс аналитических прилагательных, наряду
с неизменяемыми прилагательными, входят интернациональные части сложных слов типа
кино- (киносценарий), радио- (радиоизвестия), авиа- (авиаконцерты), электро- (электроприборы),
теле- (телепостановка) и др.; морфемы проф-, гос-, пед-, плав-, которые выделились
в качестве самостоятельных элементов из состава частично сокращенных слов с существительными
типа профсоюзы, госбанк, педфак, плавбаза; первые части сложных слов типа
лже- (лжеучение), хлебо- (хлебозаготовки), стекло- (стеклотара); аббревиатуры и символы
(Х-лучи, СКЧ-двигатель); наречия (яйцо всмятку, жулик поневоле), предложно-именные сочетания
(академия после работы) и др. [3]
Формирующийся в современном русском языке класс слов – аналитические прилагательные
– активен в разговорной речи. Такие единицы (хотя некоторые из них в письменной
речи пишутся как части слова) являются по всем признакам самостоятельными словами. Они
относятся к разряду именно прилагательных, так как имеют категориальное значение имени
прилагательного (обозначают непроцессуальный признак), выполняют функции, свойствен8
Стр.3